Методология и методологические принципы педагогики.

Методология как учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методологические основы педагогики как теоретические положения о педагогическом познании и преобразовании действительности. Роль методологического знания в построении педагогической теории и в организации педагогической практики.

Структура методологического знания: философский уровень, общенаучный, конкретно-научный и технологический уровни (Э.Г Юдин).

Философский уровень методологии педагогики – общие принципы познания, определяющие мировоззренческие аспекты познания и преобразования действительно­сти. Разнообразие философских учений как мировоззренческой основы современной педагогики. Философская поликонцептуальность как сущностная черта методологии педагогики XX века. Гуманистическая ценностная ориентация философских концепций как «аксиологическая пружина» современной методологии педагогики.

Гуманистическая философия образования: сущность и основные идеи. Образование как основное средство становление гуманистической сущности человека. Гуманистически ориентированная философия как стратегия качественного обновления педагогического процесса на всех его ступенях. Гуманистическая переориентация целей современного образования. Преодоление искусственного разделения обучения и воспитания. Обращение образования к человеческой «целостности», духовности и созидательности, к развитию сущностных сил человека. Общечеловеческие ценности как критерий аксиологического строя современного образования.

Общенаучный уровень методологии педагогики – теоретические концепции, применяемые ко всем или большинству научных дисциплин. Системный подход как воплощение всеобщей связи и взаимообусловленности явлений и процессов действительности. Сущность системного подхода в педагогике. Принципы историзма, развития и учета разносторонних связей педагогических явлений. Единство педагогической теории и педагогической практики как требование системного подхода в педагогике.

Педагогическая система как воплощение требований системного подхода к рассмотрению явлений образования. Уровни педагогических систем.

Единство педагогической теории и способов ее воплощения в практике педагогиче­ского процесса. Педагогическая система как целостность, реализующая связь между педагогическими идеями и педагогической технологией. Ребёнок и его позиция в педагогическом процессе, взрослый и его позиция в педагогическом процессе, цель, принципы, содержание, методы и организационные формы образования – инвариантные элементы педагогической системы, содержательное наполнение которых определяет многообразие педагогических систем. История образования как процесс становления и развития педагогических теорий и систем. Дидактическая система. Воспитательная система.

Конкретно-научный уровень методологии педагогики – совокупность принципов исследования, применяемых в данной научной дисциплине. Личностный подход, деятельностный и антропологический подходы в педагогике как воплощение требований научного подхода в педагогике.

Личностный подход как центрация педагогического процесса на личности ребенка, как организация педагогического процесса с акцентом на личностные начала ребенка. Личностный опыт и социальный опыт человека.

Два уровня проявления личностного подхода в образовании: обыденный и научный. Личностный подход как педагогический принцип, ориентирующий учителя на личность как на цель, результат и критерий эффективности образования, предполагающий не только учет, но и специальное развитие личностного опыта.

Возможности реализации личностного подхода в педагогическом процессе. Изменение в качественном наполнении целей образования: от понимания цели как реализации заданной модели личности – к пониманию цели как созданий условий для самореализации ребенка и его самоопределения в мире культуры. Целостность содержания образования как гармония государственного образовательного стандарта и личностного начала, проявляющегося в саморазвитии. Акцентирование субъект-субъектного общения взрослого и ребенка в педагогическом процессе. Переживание, смыслотворчество и саморазвитие как приметы субъект-субъектного способа общения. Игра и диалог в образовании как проявление личностного подхода. Усиление исследовательских начал в педагогическом процессе как проявление личностного подхода. Позиция педагога в условиях личностного подхода к ребенку, способы ее выражения.

Деятельностный подход в педагогике. Деятельность как способ существования и становления человека и общества. Деятельность как условие и способ проявления субъектных начал человека: способности к планированию, организации, направлению и коррекции деятельности. Деятельность как необходимый контекст формирования осознанных действий человека. Деятельностный подход к педагогическому процессу как требование организации полноценной жизнедеятельности ребенка. Деятельностный подход как требование перевода ребенка в позицию субъекта познания, труда, общения в педагогическом процессе.

Антропологический подход как требование человековедения в качестве основы и важнейшей предпосылки педагогического знания. Педагогическая антропология как синтез наук, изучающих становление человека в условиях образования. Педагогическая антропология К.Д.Ушинского. Педагогическая антропология как теоретическая основа педагогического знания и педагогической деятельности. Характеристика проблем образования, необходимость выделения и разработки которых диктуется требованиями антропологического подхода. Некоторые особенности педагогической позиции учителя, определяющиеся антропологическим контекстом.

Технологический уровень методологии педагогики – характеристика методики и техники педагогического исследования. Методика исследования как комплекс методов, сочетание которых ведет к исследовательскому результату.

Основные понятия: методологические основы педагогики, уровни методологического знания, гуманистическая педагогика, общечеловеческие ценности, системный подход, личностный подход, деятельностный подход, антропологический подход, педагогическая антропология.

Наши рекомендации