О сущности образования в Школе Жизни

Для определения целей образования Школы Жизни сле­дует сперва пояснить содержание базисных понятий — Вос­питание и Образование, ибо бережное воспитание открывает путь к правильному образованию. В теории гуманно-лично­стного подхода к детям содержание этих понятий подвергает­ся обновлению: в них восстанавливаются их исторические се­мантические значения, которые более полно отражают теоре­тические аспекты гуманно-личностной педагогики, нежели ныне бытующие их смысловые содержания.

Изначальный смысл слова Воспитание, по всей вероятности, заключён в синкретности его составных. В качестве составных выступают "ось" и "питание": в-ос-питание; то есть "воспита­ние" синкретиэирует в себе целостную идею о питании оси.

О какой оси идёт речь? Если исходить из того, что школа есть скалистая лестница для восхождения (опять: в-ос-хож-дение) души и духовности человека, то самое фундаменталь­ное понятие педагогики — Воспитание — должно означать: питание духовной оси, питание души. То есть в школе через питание оси происходит восхождение, становление того са­мого главного в человеке, что и составляет всю суть его лич­ности — души и духовности.

Таким образом, Воспитание не есть понятие узкоматериального содержания о формировании отдельных внешних ка­честв нравственности; оно есть суть проявления, развития, восхождения внутреннего, духовно-душевного состояния личности, того состояния, которое есть источник и направ­ляющая сила всей целостной жизни человека.

Следует сожалеть, что этот глубокий смысл воспитания не находит должного отражения ни в сложившейся трактовке понятия "воспитание", ни в самой педагогической практике. Воспитание, эта главная часть образовательного процесса, вытеснено обучением. Фактически весь образовательный процесс сводится к обучению и заботам о нём и направлен на узкую цель — вооружить учащихся прочными знаниями, умениями, навыками, дать им владение основами наук. Дело усугубляется ещё и тем, что эти "основы наук" содержат в основном узкоматериалистические, отчасти и политизированные знания, игнорируется их восприятие душой и серд­цем, светом духа и духовности. Да ещё ошибочно полагает­ся, что знания сами по себе составляют духовность человека. В силу этого воспитательная значимость самих знаний ума­ляется, а результат воспитания искажается. Следует ясно представить себе, насколько может быть опасным для обще­ства давать высшие знания о законах мироздания, о законах природы, о составе веществ духовно малоразвитому и не­облагороженному человеку, человеку искажённой души и оз­лобленного, огрубелого сердца.

Знания, тем более высшие знания о строении мирозда­ния, о законах природы и составе веществ, о силе психики, могут облагораживать человека лишь в том случае, если он принимает, присваивает их через уже облагороженное сердце, этот дом духа. Ум, постигая знания через сердце и духов­ность, достигает того уровня просветления, к которому он и был готов. Ум, принявший знания непосредственно, минуя пути сердца и духовности и тем более имея под собою огруб­лённое, ожесточённое, озлобленное сердце и душу, способен направить человека на творение зла против людей, общества, государства, человечества, против прошлого, настоящего и будущего, против самого себя.

В силу сказанного следует заключить, что в-ос-питание, питание духовной оси человека, находящегося на пути станов­ления, должно опережать обучение знаниям, оно как бы заго­тавливает ферменты очеловечивания и облагораживания знаний и тем самым просветляет ум.

Знания действительно есть сила, но добрая или злая — это будет зависеть от качества сердца и духовности человека.

Как можно осмыслить понятие Образование? Воспитание, как процесс питания духовной оси, требует своих питатель­ных ферментов. Естественно, для питания духовной оси нуж­ны будут не обычные, скажем, биологические вещества, а именно духовные ферменты. Такими могут стать: образы любви, красоты, устремлённости, доброты, преданности, творчества, мужества, мастерства, созидания, сочувствия, сорадости, сопереживания, благоразумия, нравственности; зна­ния, озарённые сердцем и духом; стремление к благу с по­мощью знаний, стремление к углублению в знаниях; знания в виде высших законов природы, Вселенной, веществ, Гармо­нии; высшие творения разных искусств; образы человеческих общений; образы добромыслия, ясномыслия, благомыслия, ответственности за свои мысли; образы словесности и речи; образы расширенного сознания, образы целенаправленной деятельности; образы, рождённые в процессе саморазвития, самопознания, самосовершенствования; образы материально­го и духовного плана; образы, рождённые мировоззрением и верой... А носителем этих ценностей является опять-таки учитель; общаясь с детьми, он постоянно излучает высшие духовно-нравственные и познавательные образы.

Трудно перечислить все возможные источники, которые рождают одухотворённые образы, тем более невозможно пере­числить сами образы. Образование потому и есть процесс об­разования, что он полностью пропитан возвышенными и утончёнными образами, питающими душу и сердце Ребёнка. Образование не есть лепка человека с определёнными качест­вами без участия самого человека, устремлённого по пути раз­вития, взросления и свободы. Образование есть процесс пита­ния души и сердца ребёнка всеми лучшими, высшими, возвышающими, одухотворяющими плодами человеческой культуры и ци­вилизации. Образовательный процесс пропитан этими образа­ми так же, как пропитано земное пространство воздухом, они так же необходимы для становления благородной личности в Ребёнке, как необходим воздух для жизни того же Ребёнка.

Для полного понимания той сути понятия Образование, которую вкладывает в него теория гуманно-личностной пе­дагогики, следует воспользоваться ещё одним штрихом — понятием Просвещение. Это понятие тоже всецело принадле­жит становлению духовной сферы человека. Просвещать — значит рассеивать тьму в сердце и душе человека, помогать человеку воспринимать (в-ос-принимать!) мир более широ­ким спектром, радоваться и восхищаться (в-ос-хищаться!) явлениями жизни. Понятия Образование и Просвещение в нынешних условиях больше обслуживают номенклатурное содержание, указывая на административно-управленческую систему (министерство образования, министерство просве­щения, система образования, система просвещения и т.д.). Однако своим глубоким смыслом они помогают раскрыть те­орию гуманно-личностной педагогики, определить принци­пиальную направленность образовательного процесса, прин­ципиальное содержание образования.

Образование есть более широкое и многогранное явление, чем Воспитание, Просвещение, Обучение, Учение. Хотя каждое из них может функционировать в большей или мень­шей степени автономно друг от друга, тем не менее все они по сути своей являются составными процесса образования (образовательного процесса). Внутри процесса образования содержание их как бы растворяется, автономия исчезает, и возникает качественно иное педагогическое явление.

С процессом образования может быть сопоставлен суще­ствующий в научной терминологии Педагогический процесс. Процесс образования и Педагогический процесс практически несут в себе одно и то же содержание. Однако абстрактность формулировки "Педагогический процесс" преодолевается формулировкой "Процесс образования" или же "Образова­тельный процесс".

Исходя из правил стилистики, в тексте данного Трактата наряду с превалирующим применением термина "Процесс образования" ("Образовательный процесс") применяется в качестве эквивалента термин "Педагогический процесс".

Школа Жизни есть пространство, насыщенное процессом образования. Он так же прозрачен, как воздух, но так же не­обходим для её жильцов, устремлённых к развитию, взросле­нию и свободе, как воздух.

Наши рекомендации