Роль упражнений в воспитании правильной речи у детей

В работах прогрессивных мыслителей рефреном звучит указание о необходимости определенной сис­темы обучения детей правильной речи. В основе фор­мирования такой речи должны лежать последователь­но усложняемые и систематические упражнения. «Пока дети еще учатся говорить, им нужно предоста­вить свободу говорить и возможно больше лепетать» (Коменский). Руссо, очарованный идиллией нетороп­ливой сельской жизни, тоже за систему специально­го обучения речи детей, но он лишь против торопли­вости в этом обучении. Песталоцци считал необходи­мым для ребенка «тысячекратное повторение всех главных частей речи», что делает их ясным для ре­бенка, «а применение — привычным».

Он считал, что тренировка навыков правильной речи облегчает ребенку развитие способности к речи, а это недостижимо, если он предоставлен только само­му себе. Поэтому необходимо всеми средствами педа­гогического искусства содействовать в развитии спо­собности ребенка к речи «посредством последователь­ных рядов примеров, психологически и мнемонически способствующих образованию ребенка. Благодаря частому повторению этих примеров, они бессознательно для ребенка, почти механически внедряются в созна­ние и приучают ребенка к применению каждой части речи во всем объеме и значении. Практически усвоив этим безыскусным путем свой родной язык и бегло овладев речью, дети в состоянии соблюдать все грам­матические правила и соответствующую чистоту про­изношения».

К.Д. Ушинский считал, что развитие речи может осуществляться только в деятельности, только в уп­ражнениях, которые должны отвечать следующим требованиям: они должны быть по возможности само­стоятельными, систематическими, логическими, быть устными и письменными, причем устные должны предшествовать письменным. Развитие речи (устной и письменной) Ушинский рассматривал как формирова­ние навыка. «В каждом слове, которое мы произносим, 100 в каждом движении руки при письме... есть непременно своя доля навыка, доля рефлекса, более или менее укоренившегося». Для прочности навыка, по его мне­нию, требуется время, терпение, затраты усилий, по­степенность и последовательность, как требуются они «для возрастания семени, посаженного в землю». Вос­питатель, который торопится с укреплением навыков, или одновременно воспитывает много привычек и на­выков, предупреждал он, рискует вовсе не укрепить их и даже разрушить. В то время как воспитание хотя бы одной твердой привычки или навыка проложит дорогу к установлению и других однородных.

Ушинскому принадлежат интересные мысли о перевоспитании уже приобретенного ребенком непра­вильного навыка, что требует большей затраты време­ни, обдуманности и терпения со стороны воспитателя. Неправильный навык, по мнению Ушинского, может искореняться в результате либо изменения условий, которые его породили, либо заменяться другим, проти­воположным навыком. При этом следует «вникнуть, отчего привычка произошла, и действовать против при­чины, а не против последствий».

Представляется важным и вопрос, который ставит Ушинский: следует ли воспитаннику объяснять пользу или вред той или иной его привычки или только тре­бовать от него исполнения тех правил, которые нужны для ее укрепления? Вопрос этот, по мнению Ушинско­го, должен решаться различно в зависимости от возра­ста и развития воспитанника. «Конечно, лучше, чтобы воспитанник, сознав разумность правила, собственным своим сознанием и волей помог воспитателю; но мно­гие привычки должны быть укореняемы или искоре­няемы в детях такого возраста, когда объяснить им пользу или вредность привычки еще невозможно. В этом возрасте дитя должно руководствоваться безус­ловным повиновением воспитателю».

Задании дли самостоятельной работы

1.Подтвердите примерами по каждому из разделов своеобразие взглядов мыслителей и педагогов За­падной Европы и России XVII — XIX вв. на форми­рование правильной речи у детей.

2. Оцените значение совокупности накопленных к XIX веку представлений о формировании правиль­ной речи детей для появления логопедии как от­расли специальной педагогики.

3. Опираясь на педагогический опыт прошлого, най­дите доказательные аргументы, чтобы показать общепедагогическую основу современной логопе­дической работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения: дислалии, дизартрии, ринолалии, алалии, афазии, заикание, расстройства голоса и др.

Литература

1. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения, в 2-х томах/Под ред. А. И. Пискунова и др. — М., Педагоги­ка, 1982.

2. Руссо Ж. Ж. Юлия, или Новая Алоиза. Избранные сочине­ния. — М., т. 2,1961.

3. Руссо Ж. Ж. Эмиль, или о воспитании. Пер. с французско­го М.А. Энгельгардта. — СПБ., 1912.

4. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведе­ния в трех томах.— М., 1961.

5. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. — М.; Л., т. 7,1952.

6. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Из­бранное. Московский рабочий. —М., 1976.

7. Радищев А.Н. О человеке, о его смертности и бессмертии. Избранные сочинения. —М., 1952.

8. Одоевский В.ф. Наука до науки. Книжка дедушки Ири-нея. Избранные сочинения. —М., 1955.

9. Одоевский В.Ф. Руководство для гувернанток. Разговоры с детьми. Избранные сочинения. — М., 1955.

10.Ушинский К.Д. Собрание сочинений в одиннадцати то­мах. — М.; Л., 1949.

11.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в двух томах/ Под ред. проф. А.И. Пискунова и др. — М., 1974.

Наши рекомендации