Роль упражнений в воспитании правильной речи у детей
В работах прогрессивных мыслителей рефреном звучит указание о необходимости определенной системы обучения детей правильной речи. В основе формирования такой речи должны лежать последовательно усложняемые и систематические упражнения. «Пока дети еще учатся говорить, им нужно предоставить свободу говорить и возможно больше лепетать» (Коменский). Руссо, очарованный идиллией неторопливой сельской жизни, тоже за систему специального обучения речи детей, но он лишь против торопливости в этом обучении. Песталоцци считал необходимым для ребенка «тысячекратное повторение всех главных частей речи», что делает их ясным для ребенка, «а применение — привычным».
Он считал, что тренировка навыков правильной речи облегчает ребенку развитие способности к речи, а это недостижимо, если он предоставлен только самому себе. Поэтому необходимо всеми средствами педагогического искусства содействовать в развитии способности ребенка к речи «посредством последовательных рядов примеров, психологически и мнемонически способствующих образованию ребенка. Благодаря частому повторению этих примеров, они бессознательно для ребенка, почти механически внедряются в сознание и приучают ребенка к применению каждой части речи во всем объеме и значении. Практически усвоив этим безыскусным путем свой родной язык и бегло овладев речью, дети в состоянии соблюдать все грамматические правила и соответствующую чистоту произношения».
К.Д. Ушинский считал, что развитие речи может осуществляться только в деятельности, только в упражнениях, которые должны отвечать следующим требованиям: они должны быть по возможности самостоятельными, систематическими, логическими, быть устными и письменными, причем устные должны предшествовать письменным. Развитие речи (устной и письменной) Ушинский рассматривал как формирование навыка. «В каждом слове, которое мы произносим, 100 в каждом движении руки при письме... есть непременно своя доля навыка, доля рефлекса, более или менее укоренившегося». Для прочности навыка, по его мнению, требуется время, терпение, затраты усилий, постепенность и последовательность, как требуются они «для возрастания семени, посаженного в землю». Воспитатель, который торопится с укреплением навыков, или одновременно воспитывает много привычек и навыков, предупреждал он, рискует вовсе не укрепить их и даже разрушить. В то время как воспитание хотя бы одной твердой привычки или навыка проложит дорогу к установлению и других однородных.
Ушинскому принадлежат интересные мысли о перевоспитании уже приобретенного ребенком неправильного навыка, что требует большей затраты времени, обдуманности и терпения со стороны воспитателя. Неправильный навык, по мнению Ушинского, может искореняться в результате либо изменения условий, которые его породили, либо заменяться другим, противоположным навыком. При этом следует «вникнуть, отчего привычка произошла, и действовать против причины, а не против последствий».
Представляется важным и вопрос, который ставит Ушинский: следует ли воспитаннику объяснять пользу или вред той или иной его привычки или только требовать от него исполнения тех правил, которые нужны для ее укрепления? Вопрос этот, по мнению Ушинского, должен решаться различно в зависимости от возраста и развития воспитанника. «Конечно, лучше, чтобы воспитанник, сознав разумность правила, собственным своим сознанием и волей помог воспитателю; но многие привычки должны быть укореняемы или искореняемы в детях такого возраста, когда объяснить им пользу или вредность привычки еще невозможно. В этом возрасте дитя должно руководствоваться безусловным повиновением воспитателю».
Задании дли самостоятельной работы
1.Подтвердите примерами по каждому из разделов своеобразие взглядов мыслителей и педагогов Западной Европы и России XVII — XIX вв. на формирование правильной речи у детей.
2. Оцените значение совокупности накопленных к XIX веку представлений о формировании правильной речи детей для появления логопедии как отрасли специальной педагогики.
3. Опираясь на педагогический опыт прошлого, найдите доказательные аргументы, чтобы показать общепедагогическую основу современной логопедической работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения: дислалии, дизартрии, ринолалии, алалии, афазии, заикание, расстройства голоса и др.
Литература
1. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения, в 2-х томах/Под ред. А. И. Пискунова и др. — М., Педагогика, 1982.
2. Руссо Ж. Ж. Юлия, или Новая Алоиза. Избранные сочинения. — М., т. 2,1961.
3. Руссо Ж. Ж. Эмиль, или о воспитании. Пер. с французского М.А. Энгельгардта. — СПБ., 1912.
4. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения в трех томах.— М., 1961.
5. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. — М.; Л., т. 7,1952.
6. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Избранное. Московский рабочий. —М., 1976.
7. Радищев А.Н. О человеке, о его смертности и бессмертии. Избранные сочинения. —М., 1952.
8. Одоевский В.ф. Наука до науки. Книжка дедушки Ири-нея. Избранные сочинения. —М., 1955.
9. Одоевский В.Ф. Руководство для гувернанток. Разговоры с детьми. Избранные сочинения. — М., 1955.
10.Ушинский К.Д. Собрание сочинений в одиннадцати томах. — М.; Л., 1949.
11.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в двух томах/ Под ред. проф. А.И. Пискунова и др. — М., 1974.