Оформление результатов научного труда

После того как исследование завершено и прошло апробацию, его результаты, а в определенной мере и ход исследования, должны быть оформлены в виде соответствующего научного труда либо различ­ных научных или методических публикаций (методические пособия, статьи, брошюры и т. д.). Говорят, что любое исследование рождает­ся дважды, и второе его рождение связано с умением доступно и яс­но изложить результаты, правильно их использовать, вскрыть их теоретическое и практическое значение. Это не всегда удается сде­лать авторам, и тогда распространение новых научных идей и реко­мендаций затягивается.

Педагог-исследователь или исследовательский коллектив должны быть популяризаторами своих идей и методов. Ведь иначе ценней­ший опыт, интереснейшие находки, оригинальные идеи, методики и приемы могут остаться неизвестными, невостребованными, а затем и уйти вместе с их создателями. Так, к сожалению, нередко и получает­ся. И тот факт, что в современной педагогической науке значительное внимание уделяется не только проведению новаторского поиска, но умению исследователей глубоко, доступно и увлекательно о нем рас­сказать, немало способствует заметному влиянию новых идей и ме­тодов на широкую практику обучения и воспитания.

Оформление результатов научного труда

Сказанное определяет важность литературного оформления про­деланной поисковой работы для ее дальнейшей судьбы. Такое оформление обычно выступает как заключительный этап, венец ис­следовательского процесса. Он начинается тогда, когда исследова­ние или его относительно самостоятельная часть завершены, решены поставленные задачи, проверена гипотеза, продуманы, опробованы и апробированы рекомендации. Однако литературное оформление нельзя представлять себе только как изложение готового труда. На деле все гораздо сложнее. Оформление работы связано с уточнением логики, обоснований, обнаружением неясностей и белых пятен, оно стимулирует отработку, уточнение, убедительное раскрытие всех по­ложений исследования. В ходе изложения мысль, как известно, не только формулируется, но и во многом уточняется, шлифуется, отта­чивается. Вот почему литературное оформление — важная часть са­мого исследования. Авторам необходимо найти, а затем точно и до­ступно передать основные идеи, методы, выводы и рекомендации.

Все возникающие на этом этапе проблемы можно условно разде­лить на содержательные (о чем следует рассказывать) и методиче­ские (как лучше это сделать).

Прежде всего остановимся на основных требованиях к содержа­нию излагаемого исследовательского материала. По мнению В. И. За-гвязинского, к ним относятся: «концептуальная направленность, сущностный анализ и обобщение, аспектная определенность, сочета­ние широкого социального контекста рассмотрения с индивидуаль­но-личностным, определенность и однозначность употребляемых по­нятий и терминов, четкое выделение нового и авторской позиции, мера в сочетании однозначности и вариативности, конструктивность рекомендаций»1. Кратко раскроем каждое из названных требований. Концептуальная направленность определяется системой исход­ных положений и ведущих идей, служащих основой объяснения и преобразования действительности. Это может быть понимание вос­питания как комплексного, интегративного явления, предполага­ющего мобилизацию всего арсенала средств и возможностей общест­ва для формирования личности, не только адекватной сегодняшним требованиям, но и опережающей его развитие. Это понимание целей воспитания как формирования личности, способной к самореализа­ции, самоутверждению, к преобразованию самой себя и окружающей

действительности, умеющей адаптироваться к изменяющейся ситуа­ции и вырабатывать адекватную стратегию поведения. Идеи могут быть разные. Они могут быть результатом интеграции иногда проти­воположных подходов, если осознаны роль и функция каждого из них и найдена основа для их объединения. В этом случае для дости­жения концептуального единства следует ясно определить, какие подходы и концепции будут выступать в качестве базовых, какие бу­дут взаимообогащать и дополнять друг друга, где следует определить приоритеты (например, приоритет гуманистического подхода перед технологическим), как расставить акценты (например, для современ­ного развития вузовского обучения характерны акцент на творчест­ве, самостоятельности и инициативе, хотя никто не отрицает испол­нительности и умения работать по образцу).

Сущностный анализ и обобщениепризваны обеспечивать глубо­кое рассмотрение, анализ, объяснение и обобщение фактов с тем, что­бы не оставаться на поверхности явления, не ограничиваться конста­тацией, а приходить к выяснению причин, факторов и перспектив развития. Скажем, за ростом преступности, отчужденности молодежи от социальных ценностей можно обнаружить острейший конфликт личного и социально-общественного, издержки односторонней ори­ентации на коллектив или на собственную индивидуальность, недо­учет потребностей подростков в самоопределении и общественном признании. За нежеланием части подростков продолжать обуче­ние — игнорирование особенностей возраста, специфических интере­сов и устремлений, перегрузка учебной работой.

Аспектная определенностьпредполагает рассмотрение пробле­мы, изложение опыта или поисковой работы с определенной точки зрения, в заданном ракурсе. Так, подростковый клуб может рассмат­риваться как поле развития способностей, как фактор социализации, как инструмент профилактики правонарушений и т. д. В одном ис­следовании может быть (а чаще и должно быть) несколько аспектов. Многоаспектный анализ придает исследованию глубину, усиливает его объективность, но при изложении нельзя путать аспекты, пере­скакивать с одного на другой. В каждом конкретном отрывке (кон­тексте) должен быть один аспект, хотя в итоге аспекты должны ин­тегрироваться.

Сочетание широкого социального контекста рассмотрения с ин­дивидуально-личностнымзадано в педагогике изначально. Это опре­деляется пониманием сущности воспитания как единства процессов социализации и индивидуализации. Вот почему изолированное от

социальной среды рассмотрение любых объектов и связей в нем неправомерно. Школа должна рассматриваться в связи с особенно­стями микрорайона, с семьей, предприятием, правоохранительными органами и т. д. То же можно сказать о подростковом клубе, семье, микрорайонных объединениях подростков и молодежи и любых дру­гих образовательных объектах. Обязателен и другой ракурс: как про­исходит становление личности, ее индивидуальных черт, как на нее влияет среда и как личность становится субъектом образовательного процесса.

Определенность и однозначность употребляемых понятий и тер­минов.Данное требование не является абсолютным, так как в педа­гогике многозначность терминологии пока не преодолена, а в каких-то случаях она даже неизбежна.

Полисемия (многозначность) вообще присуща русскому языку, что имеет для научного изложения как положительные (увеличива­ются выразительные возможности языка), так и отрицательные по­следствия (неопределенность и многозначность терминов). Однако следует все же стремиться к определенности каждого понятия и к од­нозначности обозначающего это понятие термина, для чего целесо­образно в самом начале изложения привести четкие определение тех терминов, которыми исследователь будет оперировать, излагая мате­риал.

Четкое выделение нового, найденного в исследовательском по­иске, и авторской позиции.Это не обязательно новые идеи и подхо­ды. Быть может, это формы или организационные структуры, спосо­бы адаптации уже найденных подходов к специфическим условиям или модернизированные методики. Если же поиск не привел к пози­тивным результатам, нужно выявить причины этого, проанализиро­вать ошибки.

Есть два способа выделения авторского начала, авторской пози­ции, собственных подходов иположений: либо добросовестно дать ссылки на источники (отсутствие ссылок свидетельствует о том, что приводимые факты, данные, оценки принадлежат автору), либо ука­зать источники суммарно, в общем списке (но тогда всякий раз выде­лять авторские мысли: «как нам представляется», «как удалось уста­новить» и т. п.).

Мера в сочетании однозначности и вариативностиво многом опре­деляется сочетанием ведущих концептуальных положений, на кото­рых исследователь настаивает и которые в его представлениях одно­значно верны (например: человек — главное богатство и самоцель 190

развития общества; значительная роль среды в формировании лич­ности; суверенность личности; отношения как предмет педагогиче­ской деятельности и др.), и положений вариативных, меняющихся в зависимости от возможностей и условий воспитательной среды, ситуации развития и воспитания, особенностей воспитуемых, спо­собностей воспитателей. Почти никогда нельзя утверждать, что най­денное решение или используемый набор средств — самые лучшие и единственно разумные. Чаще всего, как говорят, возможны вари­анты.

Конструктивность рекомендаций. Сейчас почти все сильны в критике и недавно ушедших в прошлое, и существующих систем и структур, в разоблачении недостатков традиционных подходов. Кри­тика нужна и полезна, но за ней должны следовать решения, проек­ты, советы и рекомендации, лучше всего проверенные опытом или экспериментом, позволяющие преобразовать, обновить существу­ющие институты, связи, отношения.

Выполнение указанных требований (хотя, может быть, они не яв­ляются исчерпывающими) позволяет обеспечить содержательность и глубину изложения.

Обоснуем требования к логике и методике изложения исследова­тельского материала.

Поставленных целей далеко не всегда удается достигнуть путем последовательного описания, воспроизводящего весь ход исследова­ния. Изложение подчиняется иным, нежели само исследование, за­конам и обладает собственной логикой, вытекающей из содержания и логики исследования, но не воспроизводящей, не копирующей ее. Когда исследователь начинает писать научную работу (доклад, ста­тью, отчет, курсовую работу, дипломный проект, диссертацию и т. п.), он уже знает результат, и этот результат так или иначе определяет способ изложения. Поэтому научное изложение, логика которого вос­производит логику поиска от полученных результатов, отличается тем, что в нем не воспроизводятся все детали этого поиска. В нем как бы высвечивается самое существенное для понимания процесса и ре­зультатов поиска.

При изложении результатов научного исследования можно начать с теоретических исходных положений (постулатов, исходных еди­ниц и т. д.). Тогда изложение будет нацелено не на описание хода ис­следования, а прежде всего на воспроизведение истории развития, происхождения, структуры и функций изучаемых процессов.

Как правило, выделяют три основных методических варианта из­ложения содержания научной работы:

♦ воспроизведение основных этапов и логики проведенного поиска;

♦ воспроизведение истории происхождения (генезиса) объекта;

♦ теоретическое воссоздание предмета и объекта исследования.

В связи с выбором вариантов изложения возникает еще один во­прос. Что предпочтительнее: открытая или до поры до времени скры­тая, завуалированная позиция автора?

Вполне возможен такой вариант изложения, при котором по­зиция автора, полученные им решения раскрываются не сразу. На­пример, ставится проблема, излагаются варианты ее возможного ре­шения, рассказывается о ходе поиска, удачах и потерях, находках и огорчениях. Иными словами, поставив проблему, автор воссоздает в общих чертах реальный процесс исследования и уже затем, в конце, делает выводы, предлагает решения. Такое изложение может быть интересным, оно чем-то напоминает детектив, знакомясь с содержа­нием которого, читатель может только гадать, что будет дальше. Од­нако этот жанр все же обрекает читателя на роль потребителя гото­вого. Не зная позиции автора, его выводов, он не может проверять решение на достоверность, аргументирование, не может поддержать его или оспорить. Вот почему при изложении предпочтительнее не скрытая, а открытая позиция автора, когда он прямо излагает поло­жения, которые собирается защищать. Тогда легче проверить убеди­тельность, доказательность аргументов, легче спорить с автором или найти основания с ним согласиться. Конечно, единого стандарта в логике и способах изложения быть не может, и каждый исследова­тель ищет оптимальную логику, убедительные, экономные и привле­кательные способы изложения результатов своих изысканий.

И логика, и полнота, и язык изложения во многом зависят от вида оформляемой работы. Рассмотрим кратко основные виды изложе­ния результатов исследования.

В диссертации(лат. dissertatio — рассуждение, исследование) из­лагаются результаты научной работы, подготовленной для публич­ной защиты на соискание ученой степени кандидата или доктора наук. Диссертация обязательно должна содержать обоснование акту­альности темы, характеристику проблемы, объекта и предмета, задач исследования, формулировку гипотезы и выносимые на защиту по­ложения, обоснование и описание методики, хода и результатов

научных изысканий. Автор должен также обосновать новизну, теоре­тическую и практическую значимость результатов исследования.

Кандидатская диссертация представляет собой оригинальную на­учную работу, содержащую новое решение актуальной научной зада­чи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знания. Докторская диссертация — решение крупной научной про­блемы или разработка нового научного направления.

Для ознакомления научной общественности с результатами ис­следования небольшим тиражом (100 экз.) издается автореферат, в котором кратко (1-2 печатных листа) излагается содержание дис­сертации.

Научный отчет (отчет по научно-исследовательской работе— НИР)— официальная форма представления результатов научной ра­боты творческого коллектива ученых. Выполняется в виде подроб­ного описания задач, методики, содержания, хода и результатов по­исковой работы. Она содержит следующие разделы: характеристика авторского коллектива; обоснование актуальности темы, объекта, предмета, задач и методики исследования; аналитический обзор литературы; анализ существующей практики; теоретическое обосно­вание результатов работы, их характеристика — научная новизна, теоретическая и практическая значимость; научные выводы и реко­мендации; библиография. Стиль изложения — научный.

Монография— научная работа одного автора или коллективный труд авторского коллектива, в котором более или менее подробно из­лагается одна научная проблема. Если монографическая работа по объему составляет менее четырех авторских листов, она называется брошюрой.

Курсовые и квалификационные (дипломные) работы— формы учебно-исследовательской деятельности студентов. Целью их подго­товки являются углубление теоретических знаний обучающихся, формирование и развитие навыков исследовательской работы и ин­тереса к ней. Выполняя работу, студенты приобретают умения по изу­чению педагогического опыта, учатся анализировать теории по вы­бранной проблеме, проводить опытно-экспериментальную работу, обобщать полученные данные, давая их оценку, высказывать собст­венные суждения, делать выводы. Курсовые и дипломные работы подлежат публичной защите.

Учебное пособие— учебное издание, в котором систематически излагаются основы знаний в определенной предметной области,

предназначенное для обучения студентов и учащихся. Структура и содержание пособия регламентируется содержанием государствен­ного образовательного стандарта, а также программы учебной дис­циплины, для изучения которой оно подготовлено.

Тезисы научных докладов,опубликованные в печати, — это краткое изложение определенных идей и положений, отраженных в научном труде. Эти идеи четко формулируются, кратко, но содержа­тельно и аргументированно раскрываются, чтобы читатель мог полу­чить представление об основных направлениях работы над исследу­емой темой.

Научная статьяраскрывает конкретные вопросы теоретической и прикладной работы исследователя. Ее структура обычно такова: актуальность освещаемых вопросов, подходы других ученых к реше­нию данной научной задачи, перспективы развития конкретных на­правлений научного поиска, описание теоретической и эксперимен­тальной работы, выводы и практические рекомендации по решению исследуемой проблемы.

Методические рекомендацииоформляются в виде советов о том, как эффективнее использовать результаты исследования при реше­нии психолого-педагогических задач. Они, как правило, адресованы определенной категории потребителей и поэтому учитывают их спе­цифику.

Депонированная научная разработкаосуществляется тогда, ко­гда исследователь заинтересован в быстром издании труда. Она осве­щает важные, но частные вопросы. Издание результатов научной ра­боты большим тиражом нецелесообразно, потому что они предназна­чены для узкого круга специалистов.

Рецензия— критическое рассмотрение одного или нескольких (обзорная рецензия) произведений в свете требований, представля­ющихся рецензенту обязательными. Рецензия может содержать со­веты и конструктивные предложения о путях разработки обсуждае­мых проблем.

Любой вид более или менее развернутого изложения результатов работы содержит шесть основных частей:

♦ введение;

♦ теоретическое обоснование;

♦ описание опытно-экспериментальной работы и передового опыта;

♦ их анализ и обобщение;

♦ заключение;

♦ библиография.

Нередко справочный материал, таблицы, схемы, графики выно­сятся в приложение, чтобы не загромождать основной текст.

Введение содержит обоснование актуальности и проблемности вы­бранной темы, определение объекта и предмета, структуры и мето­дов исследования, указывает, в чем новизна и практическая значи­мость полученных результатов.

Теоретическое обоснование включает анализ литературы и других источников по интересующей проблеме, изложение теоретических концепций (философских, социологических, педагогических, пси­хологических, медицинских), составляющих теоретический базис исследования, анализ существующей практики, а также историю во­проса (если эти элементы даются в сжатом виде, они могут быть включены и во введение). В этой же части излагаются основные по­стулаты и гипотезы, обосновываются логика и условия поиска.

Далее следует описание опытной и экспериментальной работы, их анализ и обобщение.

В заключении делаются выводы, формулируется то новое, что внес исследователь или исследовательский коллектив в теорию, да­ются практические советы и рекомендации, указываются ведущие на­правления дальнейшей разработки проблемы.

Библиография содержит перечень использованных литературных и рукописных источников, материалов на электронных носителях, располагаемых либо последовательно по алфавиту, либо с подразде­лением на виды источников.

Наименования и полные выходные данные всех упоминаемых источников приводятся по последним изданиям (исключения дела­ются для первоисточников, которые полезно приводить по первому изданию; для других случаев исключения должны быть особо обос­нованы) и в соответствии с ГОСТом. Наиболее простой способ обес­печить выполнение требований — посмотреть, как оформлена биб­лиография в последних научных изданиях.

При составлении плана изложения важно учесть следующее. На­звание глав (разделов) должно соответствовать названию темы и не выходить за ее рамки. В то же время содержание глав (разделов) должно исчерпывать тему. Те же самые требования относятся к на­званию и содержанию параграфов внутри каждой главы (если речь идет о книге, диссертации, развернутом отчете).

Иногда текст каждого раздела снабжается подзаголовками, но да­же если этого не делается, то для того, чтобы изложение было по­следовательным и логичным, намечаются рабочий план изложения каждого фрагмента или раздела и те вопросы, на которые нужно по­лучить обоснованный ответ. В конце каждого раздела дается краткое резюме или выводы, а приводимые в заключении общие выводы не должны быть простым повторением выводов по главам (разделам) — они должны выйти на новый уровень обобщения и конкретизации. Целесообразно сразу, не откладывая, уточнить, проверить правиль­ность оформления ссылок, составить список используемой литера­туры (библиографию).

Очень важно не допускать серьезных отступлений от главной ли­нии изложения и не уходить от предмета исследования. Возможные отвлечения должны быть кратковременными и возвращать читателя к сквозной линии изложения. По этой же причине многие справоч­ные и информационные материалы лучше указать в приложении. Несколько слов о самой технологии создания и совершенствова­ния текста.

Существуют два основных метода написания текста научной ра­боты: конструктивно-синтетический и критико-аналитический.

Конструктивно-синтетический метод необходим на этапе созда­ния первоначального варианта. Когда накоплен материал для напи­сания раздела или фрагмента, продуманы его план, основные мысли, система доказательств, важно все это зафиксировать на бумаге, не теряя общей нити изложения и логики. При этом главное — не упус­тить основного и не нарушить намеченной последовательности и сис­темы. Это своего рода общий набросок, предварительная компонов­ка всего материала. Вслед за этим применяется критико-аналити­ческий метод, идет уточнение отдельных частей и фраз, делаются необходимые дополнения и перестановки, убирается все лишнее. Иными словами, убираются «строительные леса». Наконец, наступа­ет этап авторского редактирования, когда идет работа над точностью и выразительностью изложения, шлифуется язык, уточняются ссыл­ки, составляются справочный аппарат и библиография.

Очень полезно не спешить с окончательной отделкой, дать тексту «вылежаться», а после этого постараться взглянуть на него глазами постороннего. Тогда вы увидите, что многие рассуждения, отдельные фразы и слова оказались неудачными, неточными, и их следует дора­ботать или заменить. Как правило, многочисленные отступления, комментарии, описания деталей затрудняют понимание, делают

логику изложения излишне усложненной, поэтому важно соблюсти меру и оставить самое необходимое.

Стиль изложения работы зависит от жанра, актуальности и со­держания излагаемого материала. Так, в научном стиле, который от­личается использованием специальной терминологии, логичностью, точностью и строгостью изложения, может быть написана статья для научно-теоретического журнала. При написании учебника или учеб­ного пособия особое внимание уделяется сочетанию научности и до­ступности; в научно-популярной работе весьма существенную роль играют доступность и занимательность подачи материала. В этом случае нужно стремиться к тому, чтобы сочетать строгость научного анализа, конструктивность и конкретность установок с популярным раскрытием живого опыта. Сохраняя научный стиль в целом, полез­но обогащать его элементами, присущими другим стилям, добивать­ся выразительности речевых средств (экспрессии), которые делают текст спокойным или полемически заостренным, предельно лаконич­ным или развернутым. Необходимо отметить, что в любой научной работе следует избегать излишней наукообразности, игры в «эруди­цию». Приведение массы ссылок, злоупотребление специальной тер­минологией затрудняют понимание мыслей исследователя, делают изложение громоздким.

Не следует забывать об авторской скромности: нужно отдать должное предшественникам, учесть все положительное, сделанное ими, и в то же время трезво и достаточно скромно оценить свой вклад в науку и практику.

Творческое использование изложенных положений и рекоменда­ций позволяет полно и ясно представить результаты проведенного исследования, способствуя тем самым признанию и распростране­нию новых, более эффективных подходов и средств.

Контрольные вопросы и задания

1. Что представляет собой замысел психолого-педагогического ис­следования?

2. Почему логика каждого исследования всегда носит специфиче­ский характер?

3. Из чего следует исходить, определяя тему, объект, предмет, цель, задачи и гипотезу исследования? Какая связь существует между названными компонентами научного аппарата исследования?

4. Сформулируйте определение понятия «методика исследования» Обоснуйте положение о том, что методика психолого-педагогиче­ского исследования всегда конкретна и уникальна.

5. Что следует понимать под систематизацией результатов исследо­вания? Какая процедура лежит в основе их интерпретации? Для каких целей проводится апробация результатов научной работы?

6. Какие этапы предусматривает процесс внедрения результатов ис­следования в педагогическую практику?

7. Перечислите требования, которые предъявляются к содержанию логике и методике изложения исследовательского материала в на­учной работе. Из каких основных частей состоит научная работа?

Глава VIII

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО И КУАЬТУРА ИССАЕАОВАТЕАЯ1

жтшщшштштшттшштшшшюжттшттттзтшштштшттжж

Наши рекомендации