Проблема способностей в музыкальной педагогике. Структура музыкальности
Проблема способностей в педагогике музыкального образования. Структура музыкальности личности. Проблема диагностики способностей в музыкальной педагогике. Музыкально-воспитательный процесс как регулируемая педагогом система развития музыкальных способностей обучающихся. Музыкально-эстетические и психомоторные музыкальные способности.
В процессе музыкального обучения, как одной из областей художественного образования, всегда ставилась проблема диагностики, педагогической опеки и организованного развития способностей ребенка. Изучая проблему музыкальных способностей, невозможно обойтись без работ С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского. К.К. Платонова, В.Д. Шадрикова, В.А. Крутецкого и др. Среди работ музыкантов – Б.В, Асафьва, Б.М. Теплова, Г.М. Цыпина, А.Л. Готсдинера, Д.К. Кирнарской, А.Г. Каузовой, Л.Л. Бочкарева и др.
Основное противоречие состоит в том, что, несмотря на постоянное внимание к проблеме музыкальных способностей, многие учащиеся и их родители не могут проявить компетентность в этом вопросе и постоянно обращаются за помощью к преподавателю, перед которым встает необходимлсть объяснить все с одной стороны научно, с другой – просто популярно.
Есть много способов целенаправленного развития определенных свойств и качеств личности для того, чтобы впоследствии не сожалеть о напрасно потерянном времени в освоении той или иной деятельности. Для этого нужно специально обратить внимание на возможности ребенка, на уникальный и неповторимый комплекс его общих и музыкальных способностей. По словам немецкого писателя Августа Бебеля «В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложению к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком».Способности являются своего рода инструментом в достижении поставленных задач,направленных на постижение искусства и жизни. Каждый человек хотя бы раз в своей жизни задумывается над вопросом, можно ли развить в себе специально музыкальные способности, чтобы уровни восприятия музыки стали осознаннее, были глубоки и многозначны, чтобы возможно стало творческое самовыражение в музыке.
Уточним, что способности – это индивидуальный комплекс свойств и качеств личности, обеспечивающий успешность в работе в определенной сфере. Подчеркивая слово успешность и выделяя его как ключевое в понимании сущности способностей относительно определенной области деятельности, можно также отметить, что далеко не всегда на первый взгляд успешные дети добиваются серьезных результатов.
Следуя привычному разделению всех способностей на общие и специфические, родители чаще всего хотят услышать о слуховых качествах своего ребенка, что не всегда правомерно. В целом ряде работ можно прочесть рекомендации, что развивать нужно звуковысотный слух, чувство ритма, чувство лада и др. Или же – музыкальное мышление, чувство ритма, чувство лада и др. способности. И везде не только незаконченные структуры, но и не совсем понятные ряды личностных качеств и свойств для непосвященного человека.
Один из способов популяризации проблемы способностей – определить целую систему необходимых качеств личности, выстроить в ряды, определив иерархию, с целью предоставить каждому желающему поупражняться, возможность найти исходные точки отсчета.
Б.М. Теплов, занимаясь специально выделением главных музыкальнвх способностей, назвал три основных способности, что может составить программу минимум, сконцентрированно сжатую:
- ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения;
- способность к слуховому представлению (здесь можно говорить о синтезе музыкального мышления, памяти, воображения);
- музыкально-ритмическое чувство.
Но, говоря о музыкальности, можно представить комплекс свойств и качеств личности, определяющих успешность занятий музыкой в довольно развернутом виде. Нами предлагается модель структуры музыкальных способностей, состоящая из трех блоков, каждый из которых имеет перечень таких свойств и качеств личности, которые необходимы для музыкальной деятельности.
Первый блок – это фактически психические процессы, от которых всецело зависит любая деятельность. В музыкальной деятельности каждый из процессов постепенно завоевывает эпитет музыкальное, так как получает данное наполнение при соответствующей деятельности.
Второй блок – свойства и качества личности, необходимые для постижения не только двух-трех, а всего основного ряда средств музыкальной выразительности.
Третий блок – составляющие духовности, без чего музыкальное искусство останется обычным ремеслом.
1 блок – компоненты музыкальности на основе психических процессов. Музыкальность, проявляясь во всех психических процессах, свойственных человеку, наполняет их, становится функциональной, переходит в называемые и реально существующие качества.
Внимание - музыкальное (слуховое) внимание
Восприятие - музыкальное восприятие
Память - музыкальная память
Мышление - музыкальное мышление
Воображение - музыкальное воображение
Воля- воля в музыкальной деятельности
Еще раз можно подчеркнуть, что только некоторые науки и искусства, как, например, математика и музыка, претендуют на прилагательное, определяющее содержание и функционирование психичесих процессов. Не принято говорить «химическая память» или «физическое восприятие», но «математическая память» или «математическое мышление» - весьма употребляемая терминология.
2 блок – собственно музыкальный. Его компоненты выделяются в соответствии со всеми средствами музыкальной выразительности.
Наполнение психических процессов невозможно без общения с художественным образом, преимущественно музыкальным, но и не только. Так, начиная с интонации, все есть в жизни и в разной мере в других искусствах. Как на элементарные составные распадается калейдоскоп средств музыкальной выразительности, так на элементарные качества и свойства распадается способность человека чувствовать и понимать музыкальный образ.
Интонация – интонационный слух
Высота звука – звуковысотный слух
Лад – чувство лада
Ритм – чувство ритма
Тембр – тембровый слух
Динамика – динамический слух
Мелодия – мелодический слух
Гармония – гармонический слух
Полифония – полифонический слух
Форма – чувство формы
Жанр – чувство жанра
Стиль – чувство стиля
3 блок- составляющие духовности.
Качественное решение проблемы развития музыкальных способностей может обеспечить только Духовность, питающаяся самой жизнью, опытом человека, его стремлением к высшим духовным началам жизни. Это фундамент, без чего даже развитый комплекс способностей не откроет сущности явлений, а лишь приоткроет занавес над серией частностей. Потому любой рекомендованный путь, раскрывающий технологию познания искусства, необходимо соотносить с потребностями своей души, с желанием делать открытия и удивляться мощности и своеобразию оставленного великими музыкантами наследия. Глубинное содержание музыки есть запечатленная в ней преобразующая сила любви, которая держит весь мир, и, говоря словами В.В. Медушевского, «проходя через наше сердце, воспламеняет его к высшей, истинно достойной человека жизни». Любить - значить дарить, сущность любви – отдавать.Энергия любви,эмоциональная восприимчивость сопряжена с музыкальностью, то есть личностными качествами человека.
духовное зрение
способность любить