Нетрадиционный - не совсем обычный - совсем необычный

Такое разделение уроков кажется неуместным только напервый взгляд. Но в современной психолого-педаго­гической и методической литературе понятие «нетрадици­онная форма урока» до сих пор не имеет четкого опреде­ления, остается крайне расплывчатым. Стоит отметить и обилие синонимов, среди которых - «нестандартный урок», «нетрадиционные технологии урока», «нетрадиционные виды урока». Весьма распространено определение нетрадиционного урока, как импровизированного учебного занятия, имеющего нетрадиционную (неустановленную) структуру. Нетрадиционный урок также считается необычным по замыслу, организации и методике проведения.

Мнения педагогов о нетрадиционных уроках расходятся. Одни видят в них прогресс педагогической мысли, пра-1 вильный шаг в направлении демократизации школы. Другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением! педагогических принципов, вынужденным отступлением; педагогов под напором обленившихся учащихся, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.

Авторы уделяют основное внимание описанию методи­ки, отдельных форм нетрадиционных уроков, т.е. сосредо­тачиваются на организационном аспекте, упуская содержа­тельный и концептуальный, которые являются наиболее существенными.

Можно выделить два основных подхода.

Первый подходтрактует нетрадиционный урок как от­ход от четкой структуры комбинированного урока и сочета­ние разнообразных методических приемов.

При втором подходеимеются в виду формы урока, появившиеся в последнее время и завоевывающие все более прочные позиции в современной школе.

Нетрадиционные формы обучения в школьной практи­ке не являются изобретением последнего времени и при­менялись в виде так называемого «метода проектов» в конце 20-х гг. XX в. Сегодня «метод проектов» вряд ли уместно относить к нетрадиционным: он уже стал традици­ей на уроке, причем, далеко не лучшей, т.к. используется весьма примитивно. Нельзя его определить и как нестан­дартный метод - используется он уже широко, хотя ни один стандарт образования не оговаривает необходимость тех или иных методов и форм обучения.

Однако урок с использованием метода проектов - в большей степени нетрадиционный, чем нестандартный. Хотя бы потому, что отступать от стандартов образования 4 программ, учебных планов - учитель не имеет права. Бо­лее уместное определение - нетрадиционный урок - бо­лее привычно, но если уж быть точным и корректным, не традиционный - означает полностью отошедший от тради­ций, совершенно новый по всем своим компонентам, со­всем необычный. Это - и более высокая степень педагоги­ческого мастерства, определяемая более высоким уров­нем педагогической культуры. «Более высокая» - не выс­шая, на самом «верху» - личностно ориентированные уро­ки, воплощающие высший педагогический пилотаж. По пу­ти к этой вершине, остановимся на определениях «не со­всем обычный урок» и «совсем необычный урок».

Что в уроке не совсем обычно? Прежде всего, не будем забывать, что любой урок преследует общую цель,ого­воренную требованиями программы. Но достигается она различными средствами, которые отражаются разными целями. Другим общим моментом является относительная «верность» достаточно традиционной структуре. Она мо­жет повторять привычный ход занятия с его оргмоментом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с трансформированными способами ор­ганизации, с игровой основой ит.д.

Более необычными являются содержание и средства его представления. Благодаря этой необычности содержания, методов иформ, урок придает необходимое ускоре­ние развитию личности. Правда, каждый раз по-разному. Все зависит от того, какую позицию займет учитель. Одна­ко ребенок, обучающийся на таком уроке, развивается более успешно. Еще не совсем, как личность, но уже – как заинтересованный субъект образовательного процесса. И вот почему.

В рамках заданной программой обучения общей цели, не совсем обычные урокипреследуют свою собственную цель: поднять интерес учащихся к учебе и, тем са­мым, повысить эффективность обучения. Многие уроки по объему и содержанию рассматриваемого материала не­редко выходят за рамки школьной программы и предпола­гают творческий подход со стороны учителя и учащихся.

Такой урок для учеников - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все это - возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на прак­тике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Для учителя не совсем обычный урок, с одной стороны, возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения). С другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Совсем необычный уроккак бы развивает те процес­сы, которые начались в не совсем обычном уроке по всем параметрам, от собственной цели и содержания до форм и методов. Возникает необходимость различать эти удиви­тельные виды педагогической деятельности. Поскольку речь идет о сравнении по основаниям (цели, содержание и т.д.), появляется возможность классифицировать уроки, т.е. отнести их к разным классам (разрядам), чтобы четче : представлять работу и с целью, и с содержанием, и с методами.

Наши рекомендации