Требования к уровню освоения дисциплины
Методика развития пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения
Учебно-методический комплекс курса
Для специальности 050717.65 – «Специальная дошкольная педагогика и психология»
Пермь
пгпу
УДК
ББК
Рецензент:
к.пс.н., доц., зав. каф. специальной дошкольной педагогики и психологии
О.Р Ворошнина
Автор-составитель: ассис. каф. специальной дошкольной
педагогики и психологии Э.М. Лужанская
Методика развития пространственной ориентировки детей снарушениями зрения:учеб.-метод. комплекс курса. Специальность 050717.65 – «Специальная дошкольная педагогика и психология» \ авт.-сост. Э.М. Лужанская ; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2012 – 38 с. |
Издание соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по дисциплине «Методика развития пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения» и программе по специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология». Дисциплина входит в федеральный компонент цикла специальных дисциплин и является обязательной для изучения.
Адресовано студентам, изучающим курс «Методика развития пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения».
УДК
ББК
Печатается по решению учебно-методического совета
Пермского государственного педагогического университета
© Лужанская Э.М., составление, 2011
© ГОУ ВПО «Пермский государственный
педагогический университет», 2011
СОДЕРЖАНИЕ
I. Рабочая программа дисциплины | |
1. Цели и задачи изучения дисциплины | |
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины | |
3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля | |
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы | |
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы | |
4. Содержание курса | |
5. Темы практических и семинарских занятий | |
6. Лабораторные работы | |
7. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению | |
8. Учебно-методическое обеспечение | |
8.1. Список литературы | |
8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины | |
8.3. Методические указания студентам | |
8.4. Методические рекомендации преподавателю | |
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций |
I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Цели и задачи изучения дисциплины
Цель курса – подготовка студентов по теоретическим и практическим вопросам развития пространственной ориентировки в объеме, необходимом тифлопедагогу для успешного воспитания и обучения детей в специальном дошкольном учреждении, выработка активной социальной позиции будущих специалистов, направленной на создание условий для успешной социальной адаптации детей с нарушениями зрения.
Изучение дисциплины способствует решению ряда задач:
1. Сформировать у студентов знания о теоретических и методических основах пространственной ориентации человека.
2. Сформировать представления об условиях формирования умений у детей с нарушениями зрения ориентироваться в пространстве с учетом состояния зрения и сохранной чувствительности.
3. Познакомить с программно-методическим содержанием и обеспечением дифференцированного обучения детей с нарушениями зрения.
4. Развивать умения планировать коррекционно-педагогическую деятельность.
Требования к уровню освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины специалист должен
иметь представление:
· Об основных вехах развития представлений о восприятии пространства;
· о сущности пространственной ориентации и мобильности;
· о значении состояния зрительного анализатора и соответственно зрительного восприятия и, в целом, сигнальной системы в ориентации в пространстве;
· об основных компенсаторных процесса пространственной ориентации.
знать:
· основные этапы и уровни развития ориентировки в пространстве у детей без отклонений в развитии;
· особенности формирования ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения;
· современные программы и методический материал по обучению ориентации;
уметь:
· подбирать диагностические методики для выявления исходного уровня развития ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения;
· составлять конспекты занятий по формированию пространственной ориентации у дошкольников с нарушениями зрения.
приобрести навыки:
· работы с программными материалами;
· анализа занятий по формированию пространственной ориентации у дошкольников с нарушениями зрения.
Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы специальности 050717.65 – «Специальная дошкольная педагогика и психология» по предмету «Методика развития пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения»:
Понятие об ориентировке в пространстве и мобильности. Обучение детей ориентированию в соответствии с их возможностями и возрастом. Роль органов чувств и двигательной сферы в процессе ориентировки. Значение формирования представлений об окружающем. Формирование пространственного мышления. Использование игровой деятельности в процессе ориентирования. Связь занятий по ориентировке с другими видами детской деятельности. Социально-бытовая ориентировка. Виды программ по обучению детей с нарушениями зрения ориентировке.
Объем дисциплины