Сущность личности в гуманистической концепции воспитания

Понятие "личность" является не только понятием, отражаю­щим фактическое состояние социальных свойств человека, но и понятием ценностным, выражающим идеал человека. Идеал культурного человека, как отмечал А.Швейцер, "есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность". Признавая личность и развитие ее сущностных сил в качестве ведущей ценности, гуманистическая педагогика в своих теоретических построениях и технологических разработках опирается на ее аксиологические характеристики.

В многообразных действиях и деятельностях личности прояв­ляются ее специфические оценочные отношения к предметному и социальному миру, а также к самой себе.

А.Швейцер (1875 - 1965) - немецко-французский мыслитель, про­тестантский теолог, врач, музыко­вед, органист. Исходный принцип его мировоззрения — "преклонение перед жизнью как основа нравст­венного обновления человечества".

Благодаря этим отношениям происходит создание новых цен­ностей либо распространение ранее открытых и признаваемых (например, социальных норм, точек зрения, мнений, правил, заповедей и законов совмест­ной жизни и др.). Для различе­ния признаваемых (субъектив­но-объективных) и фактичес­ких (объективных) ценностей употребляется категория по­требность. Именно потребности человека выступают основой его жизнедеятельности. По существу, вся культура человечества свя­зана с историей возникновения, развития и усложнения потреб­ностей людей. Их изучение — своеобразный ключ к пониманию истории человеческой культуры. Содержание потребностей нахо­дится в зависимости от совокупности условий развития конкрет­ного общества.

В отечественной науке потребности рассматриваются в каче­стве источника и причины активности, деятельности человека. В своем возникновении и развитии они проходят две стадии (А.Н.Леонтьев). Первая стадия характеризует потребность как внутреннее, скрытое условие для деятельности. На этой стадии ценность, способная удовлетворить потребность, выступает как идеал, осуществление которого предполагает сопоставление зна­ния о данной потребности со знанием реального мира, что со­действует выбору средств для удовлетворения этой потребности. На второй стадии потребность — реальная сила, регулирующая конкретную деятельность человека. Здесь происходит опредмечивание потребности содержанием, поступающим из окружающей действительности.

Потребность, следовательно, активизирует деятельность и на­ходит свое завершение в ней. Деятельность поэтому может быть понята только через возникновение и удовлетворение потребно­стей. Она выступает одновременно как процесс удовлетворения существующих и условие создания новых потребностей, а также как процесс разрешения имеющихся противоречий между субъ­ектом и объектом и рождения новых. При этом деятельность яв­ляется не только процессом изменения и создания нового объ­екта, но и процессом изменения человеческой личности.

Переход от потребности к формулированию цели не соверша­ется сам собой. Потребность и цель соединяют мотивы. Потреб­ности первичны по отношению к мотивам, которые формируются только на основе возникших потребностей. Самые сокровенные моменты личностного "Я" скрыты в мотивах поступков и пове­дения людей. Система ценностей в этой связи может рассматри­ваться как выраженная в идеальной форме стратегия поведения, а мотивы — как его тактика. Природа мотивов, их сущность, особенности процесса мотивации раскрывают личность с самой существенной стороны — со стороны ее "самости". Мотивация хранит в себе тайну тех или иных решений личности, секрет выбора и предпочтений ценностных ориентации, а также обу­словливает определение жизненных перспектив.

Личность, деятельность которой определяется только потреб­ностями, не может быть свободной и созидающей новые ценно­сти. Человек должен быть свободен от власти потребностей, уметь преодолевать свое подчинение потребностям. Свобода личности есть уход от власти низших потребностей, выбор высших ценно­стей и стремление к их реализации. В ценностных ориентациях объективируется не только опыт личности, но прежде всего ис­торический опыт, накопленный человечеством. Воплощенный в системы критериев, норм, эталонов, ценностных ориентации, он становится доступным каждому человеку и позволяет ему опре­делиться в культурных параметрах деятельности. Меру возмож­ного в реализации гуманистического потенциала ценностей, их содержательную определенность (системные качества) обусловли­вают именно ценностные ориентации.

Ценностные ориентации отражаются в нравственных идеалах, которые являются высшим проявлением целевой детерминации деятельности личности. Идеалы представляют собой предельные цели, высшие ценности мировоззренческих систем. Они заверша­ют многоступенчатый процесс идеализации действительности.

Понимание ценностных ориентации как нравственного идеа­ла приводит к обострению противоречия между социальным и личным. Из возникшего конфликта выходят, как правило, жерт­вуя одним ради другого. Однако гуманный человек будет посту­пать в соответствии с требованиями нравственного идеала. Нрав­ственные идеалы, следовательно, обусловливают достижение та­кого уровня развития личности, который соответствует гумани­стической сущности человека.

Нравственные идеалы не являются раз и навсегда заданными, застывшими. Они развиваются, совершенствуются как образцы, определяющие перспективу развития личности. Развитие является характеристикой гуманистических нравственных идеалов, вот почему они выступают в качестве мотива совершенствования личности. Идеалы связывают исторические эпохи и поколения, устанавливают преемственность лучших гуманистических тради­ций, и прежде всего в образовании.

Мотивационно-ценностное отношение характеризует гумани­стическую направленность личности в том случае, если она, яв­ляясь субъектом деятельности, реализует в ней свой гуманисти­ческий образ жизни, готовность принимать на себя ответствен­ность за других и за будущее общества, поступать независимо от частных обстоятельств и ситуаций, складывающихся в ее жизни, творить их, наполнять гуманистическим содержанием, вырабаты­вать гуманистическую стратегию и преобразовывать себя как гу­манную личность.

Наши рекомендации