Как педагогическая проблема
ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
1. Сборник «Педагогика детства: Петербургская научная школа /Ред. доктор пед. наук, профессор М.В. Крулехт, канд. пед. наук, профессор Т.И. Бабаева, канд. пед. наук, профессор З.А. Михайлова, доктор пед. наук, профессор А.Г. Гогоберидзе.- СПб., 2005.
Характерные для последних лет перемены в содержании и структуре школьного образования обострили проблему качественной подготовки ребенка к школе. Успешный школьный старт детей в значительной степени определяется готовностью к школьному обучению, сформированной в период дошкольного детства. Исследования, выполненные в разных странах, единодушны в том, что неуспешный школьный старт нарушает гармонию морфо-функционального и личностного развития первоклассника, часто переживается им как «школьный стресс» или «адаптационная болезнь».
В подходах к проблеме подготовки детей к обучению в школе в дошкольной педагогике можно выделить несколько периодов. Начальный этап этого процесса охватывает 20-30-е годы прошлого века. Становление теории дошкольной педагогики в это время проходило в сложных условиях борьбы идей и мнений, выработки общих идейно-теоретических установок. В этот период обсуждаются и дискуссируются основополагающие вопросы о целях, задачах, содержании и методах дошкольного воспитания в стране, о возможности использования в воспитании советских детей зарубежного педагогического опыта (М. Монтессори, Ф. Фребель и пр.).
… Как отмечают многие исследователи, именно 30-е годы оказались решающими в формировании основных теоретических и методических положений, которые обусловили развитие советской дошкольной педагогики в последующие десятилетия (Л.И. Красногорская, Л.Н. Литвин, М.Ф. Шабаева). В этот период постепенно определяется понимание значимости дошкольного воспитания в подготовке детей к обучению в школе. Задача подготовки к школе включается в общую стратегию поиска нового содержания и методов дошкольного воспитания. Формируется подход, согласно которому содержательная работа с детьми в детском саду, является определяющим условием их подготовки к обучению в школе.
Разрабатывается «Ориентировочная программа нулевых групп», о которой (Н.А. Альмединген–Тумим) докладывают на 4 Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию (декабрь 1928). В 1930 году работа над программой была завершена и начала широко использоваться в практике работы с семилетними детьми, решая задачи подготовки детей к обучению в школе 1 ступени. В программе указывалось, что «хотя нулевки и входят в состав школы, они рассматриваются как учреждения дошкольного типа. Организационные формы, содержание и методы работы в них должны ориентироваться на педагогики дошкольного возраста» (3, с.6).
Понятие «готовность к школе» в этот период находилось в стадии начальной разработки. В основном, оно определялось перечнем качеств, которыми должен обладать ребенок, поступающий в школу. Наиболее важными задачами подготовки к школе рассматривались: развитие детской речи, внимания, памяти, обучение грамоте, счету, обогащение знаний, формирование социальных навыков поведения.
... В 40-50-е годы постепенное развитие сети дошкольных учреждений, увеличение количества выпускников детского сада поступающих в школы, потребовало анализа качества дошкольного воспитания и его влияния на успешность начала школьного обучения. Проблема эффективного обучения дошкольников, как средства развития ребенка и подготовки к школе, была выдвинута на первый план. Начался новый этап изучения проблемы подготовки к школе, который был ознаменован диссертационным докторским исследованием А.М. Леушиной «Подготовка детей к усвоению арифметического материала в школе» (1956)…В исследовании были теоретически обоснованы и раскрыты вопросы подготовки детей к школе, методики обучения детей счету, дан психолого-педагогической анализ трудностей начала школьного обучения и причин их обусловливающих, поставлены вопросы преемственности между детским садом и школой.
….В 60-е годы интерес к вопросам эффективной подготовки детей к школе в детском саду не ослабевает. Осуществляется дальнейшее изучение проблемы обучения в детском саду, совершенствуется содержание и методика занятий по развитию речи (В.И.Логинова), ознакомлению с природными объектами (А.К. Матвеева, О.П.Кончаева), с пространственными и временными отношениями (Т.Д. Рихтерман), с предметами и материалами (В.И. Логинова), формированию математических представлений (А.М. Леушина), обучению аппликации (Л.И. Гусарова). Активно исследуются влияние различных режимов двигательной активности на физическое развитие и физическую подготовленность старших дошкольников к обучению в школе (М.П. Голощекина). Полученные научные данные имели большое значение для осмысления понятий «преемственность детского сада и школы», «готовность к школе», «подготовка к школьному обучению».
…Следующий шаг в подходе к проблеме подготовки детей к школе был осуществлен в 70-80-е годы. Характерное для этого времени повышение теоретического уровня содержания начального образования, совершенствование учебных программ, внедрение идей обучения в школе на высоком уровне трудностей, последующий переход к обучению в начальной школе с 6 лет поставили задачу поиска средств, обеспечивающих полноценную интеллектуальную готовность детей к школе. Педагогическое решение данной задачи виделось в выявлении и исследовании новых резервов содержания и методов дошкольного образования.
Активно разрабатываются вопросы оптимизации процесса умственного воспитания дошкольников и повышения интеллектуальной подготовленности к школьному обучению. Выявляются возможности активизации умственной деятельности детей и подготовки к школе в процессе освоения системных знаний… Выполненные в русле общего теоретического подхода В.И. Логиновой исследования М.В. Крулехт, Н.М. Крыловой, С.Ф. Сурчиковой, П.Г. Саморуковой, Н.Н. Кондратьевой и др. показали, что разработка единой концепции создания системы знаний для дошкольников, включающей в качестве подсистем знания из разных областей действительности и соответствующую организацию педагогического процесса, позволяет значительно повысить уровень интеллектуального развития и готовности детей к обучению в школе.
…Переход в середине 80-х годов к обучению с шести лет усилил внимание к проблемам школьной зрелости и повышения эффективности подготовки детей к школе. Происходит знакомство с опытом осуществления обучения детей в школе с шести лет в Грузии и Белоруссии (З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева). ….Общий вывод исследований состоит в том, что срок начала систематического обучения в школе должен быть строго согласован с реальным достижением детьми школьной зрелости и общей готовности к школе. Он не может быть искусственно форсированным, чтобы не нанести ущерба эмоциональному состоянию и здоровью ребенка. Методика обучения шестилеток в школе имеет свою специфику, которая отвечает возрастным и психологическим особенностям данных детей и должна строго соблюдаться. Перенос традиционных методов школьного обучения в классы шестилеток недопустим.
Отвечая на острую общественную потребность, кафедра проводит на Ленинградском телевидении цикл передач для родителей и дошкольных работников по проблемам подготовки детей к школе (рук. цикла - В.И. Логинова и Т.И. Бабаева). Позиция кафедры в понимании сущности преемственности детского сада и школы, готовности к школьному обучению и процесса подготовки к школе получает отражение в учебнике «Дошкольная педагогика», глава «Детский сад и школа» (М., 1988).
…В конце 80-х годов в русле стратегии системного подхода к воспитанию и развитию детей дошкольного возраста разрабатывается концепция воспитания личностной готовности старших дошкольников к обучению в школе (Т.И. Бабаева). Системный подход к готовности к школе позволил рассмотреть ее с позиции целостного развития человека как иерархически организованной системы на взаимосвязанных уровнях организма, индивида, личности и индивидуальности, как единство социализации и индивидуализации ребенка-дошкольника на пороге школьного обучения. Логика личностного подхода к феномену готовность к школе определила необходимость его рассмотрения в четырех взаимосвязанных плоскостях анализа:
- В системе связей «организм — индивид — личность-индивидуальность», отражающей единство двух подструктур личности: человека как природного организма и как социального субъекта. Это позволяет выявить взаимосвязь понятий «школьная зрелость», «психологическая» и «личностная готовность».
- В системе связи «личность–школа–общество», раскрывающей социальную детерминацию личностного развития ребенка при переходе от дошкольного к школьному возрасту. Это выражается в степени «социальной зрелости» личности старшего дошкольника как базового фактора вхождения в новую социальную ситуацию обучения в современной школе.
- В системе внутренней взаимосвязи структуры личности и структуры готовности к школе. При этом в последней проецируются важнейшие достижения личностного развития старшего школьника как субъекта деятельности, общения и познания, а также архитектоника его индивидуальности.
- В системе педагогических факторов, определяющих процесс подготовки к школе и обусловливающих формирование личностной готовности к школе.
Готовность к обучению в школе была рассмотрена Т.И. Бабаевой как интегральное новообразование социально-личностного развития старшего дошкольника, имеющее многокомпонентную структуру и формирующееся в условиях особым образом построенного педагогического процесса. Структура готовности к школе проявляется как динамическое единство и взаимообусловливание ряда компонентов (эмоционально-ценностного, содержательно деятельностного, контрольно-регуляторного), отражающих наиболее значимые стороны личностного развития старшего дошкольника на пороге вступления его в школьное обучение. Каждый из компонентов имеет определенную внутреннюю структуру и выполняет особую роль в функционировании общей модели готовности. Объединяющим началом выступает развивающееся самосознание старшего дошкольника, основанное на понимании и эмоциональном переживании ребенком своего взросления, растущей самостоятельности и стремления к новой социально одобряемой жизненной позиции школьника.
Показательным для определения уровня личностной готовности к школе является используемый старшим дошкольником «способ решения задач», который обусловлен действием общего механизма и требует от ребенка:
- умения осознано принять задачу от взрослого или поставить ее в деятельности самостоятельно,
- понять задаваемые задачей условия или требования (они могут быть выделены взрослым, возникнуть в опыте ребенка спонтанно или быть намеренно, самостоятельно выдвинуты им).
- умения выбрать путь решения задачи: использовать привычные или найти новые средства, попытаться самостоятельно отыскать другие варианты, добыть дополнительную информацию, действовать независимо от взрослого или ждать его помощи)
- получить результат, адекватный условиям и требованиям задачи.
- выразить личное отношение к решению задачи и полученному результату через оценку, самооценку, элементарный самоконтроль и соответствующее эмоциональное состояние.
….Исследования показали, что для решения задач формирования готовности к школе педагогический процесс в детском саду необходимо целенаправленно ориентировать на неуклонное обогащение самостоятельного детского опыта, создавая условия для проявления субъектной позиции ребенка в детской деятельности, в общении и познании. Это достигается конструированием педагогического процесса на основе принципов интеграции образовательного содержания, взаимосвязи и взаимодополняемости разных видов детской деятельности, их единой направленности на развитие самостоятельности, инициативы, творчества, сотрудничества и социальных устремлений дошкольников.
….В 90-х годах в исследованиях было рассмотрена проблема взаимодействия детского сада и семьи как важного фактора подготовки детей к обучению в школе (Алассан Бига, А.В.Бурма, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина). Взаимодействие на уровне межличностных отношений выступает как реально действующая связь субъектов, положительная цель которой — добиться взаимопонимания и сотрудничества на основе обмена информацией и в совместной деятельности. Системная структура взаимодействия была рассмотрена как единство его целевого, содержательного и коммуникативного компонентов.
В исследованиях было выявлено наличие вариативных ценностно-ориентационных комплексов, определяющих установки родителей и педагогов в сфере подготовки детей к школе. Выявлено наличие рассогласования ценностно-смысловых установок педагогов и родителей в отношении понимания сущности готовности ребенка к школе, содержания, форм и методов подготовки к школьному обучению, что мешает продуктивному сотрудничеству.
…В исследованиях была разработана и реализована пошаговая педагогическая технология сотрудничества воспитателей и родителей в подготовке детей к школе. В ее основе лежала идея восстановления функционирования взаимодействия как единой системы, в которой между целевыми, содержательными и коммуникативными компонентами установлены согласованные связи. …В основу сотрудничества воспитателей и родителей были положены принципы взаимного доверия и партнерства, активного участия и согласования позиций, оптимистической перспективы, индивидуально-направленного совместного сопровождения и помощи развитию будущего школьника. Реализация на практике разработанной педагогической технологии сотрудничества детского сада и семьи в подготовке детей к школе показала ее эффективность и действенность.
…В настоящее время в соответствии с направлениями модернизации образования, изучается проблема содержания и организации предшкольного образования как процесса, направленного на обеспечение полноценной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, выравнивание «стартовых возможностей» будущих школьников и формирование необходимого для успешного школьного обучения уровня общей компетентности детей.