Звук j в начале слога в сочетании с гласным э
II этап работы
(проводится как часть занятия)
Тема. Уточнение произношения звука j в сочетании с гласным э.
Цель. Добиваться от детей умения слитно и быстро произносить звукосочетание jэ.
Предшествующая работа. Звук э отрабатывался во второй младшей группе. На предыдущих занятиях уточняли произношение сочетаний звуков jа, jу.
Подготовительная работа. Продумать, кто из детей будет изображать гуляющих, а кто — эхо.
Игра «Эхо»
Краткое описание
Воспитатель говорит детям: «Помните, как мы на даче ходили в лес и кричали «ау», когда кто-нибудь отставал? Эхо тоже нам отвечало «ау». Вот мы сейчас и поиграем с вами в игру «Эхо»
Воспитатель ставит детей в 2 ряда друг против друга у противоположных стен. Одни дети, изображающие гуляющих в лесу, громко произносят звукосочетание jэ, другие, изображающие эхо, тише повторяют звуки jэ. Повторив игру 3—4 раза, дети могут поменяться ролями.
Методические указания. Чтобы получился нужный звук, дети должны произносить звуки j и э слитно, в быстром темпе.
III этап работы
(проводится как часть занятия)
Тема. Уточнение произношения слов со звукосочетанием jэ.
Цель. Упражнять детей в четком, правильном произношении слов со звукосочетанием jэ.
Предшествующая работа. Дети научились слитно, кратко произносить сочетание звуков jэ.
Подготовительная работа. Воспитатель подбирает картинки, на которых нарисованы поезд, платье, боец, ежи, ель, ежевика и др. Он заранее составляет предложения по этим картинкам: Елена собирает... (ежевику). Ева едет на... (поезде). На посту стоит... (боец). Еве купили новое... (платье). Под елью жили... (ежи) и т. д.
Игра «Найди нужную картинку»
Краткое описание
Воспитатель показывает детям картинки и просит назвать их. Затем он ставит все картинки на доску и говорит: «Сейчас я буду называть предложения, в которых не хватает слов, обозначающих предметы, изображенные на этих картинках. Тот, кого я вызову, должен подумать, какого слова не хватает, и добавить его. Например: Евгений нашел гриб под... Вы должны сказать предложение полностью: Евгений нашел гриб под елью.
Одно и то же предложение могут повторить несколько детей.
Можно дать детям следующее задание: самим составить предложения по этим картинкам.
Методические указания. Произнося фразы, воспитатель не выделяет никаких звуков в словах, следит за правильным произношением детей.
Стихи, потешки для закрепления произношения звука j в сочетании со звуком э
Земляника
У пней, погляди-ка,
Которые — спелы,
Растет земляника.
Которые — белы,
За каждой корягой
Которые — сладки,
По тысяче ягод:
Которые – кислы.
Мы едем, едем, едем
Пекли блины румяные,
В далекие края,
Румяные, горячие.
Хорошие соседи,
Пекли блины румяные,
Счастливые друзья.
Румяные, горячие.
Поезд едет, едет, едет,
Еле-еле Лена ела,
Мимо елей и берез,
Есть от лени не хотела.
Далеко уехал поезд —
Еле слышен стук колес.
Звук j в начале слога перед гласным о
III этап работы
(проводится как часть занятия)
Тема. Уточнение произношения звука j в сочетании с гласным о в словах.
Цель. Упражнять детей в четком, правильном произношении слов со звукосочетанием jо.
Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения сочетания звука j с гласными а, у, э.
Подготовительная работа. Подобрать картинки, в названии которых имеется сочетание звуков jо: ёлка, ёжик, бельё, клеёнка, ружьё и др.
Игра «Телефон»
Краткое описание
Дети садятся на стулья, которые ставят в один ряд. Воспитатель говорит шепотом первому ребенку слово, а тот передает его дальше. Слова должны передаваться шепотом, но без искажения. Первый, исказивший слово, садится в конце ряда. Когда дети передадут последнее слово, можно попросить их составить маленькие предложения по картинкам, которые подобрал воспитатель.
Методические указания. Следить, чтобы при проведении игры дети передавали слова шепотом.
Стихи, потешки, загадки для закрепления произношения звука j в сочетании со звуком о
После стирки
Я развесила бельё
Куклино и мишкино,
Мама вешает моё
И ещё братишкино.
В комнате стоит,
Огоньками яркими
Ёлочка горит.
Ёлка, ёлка, ёлочка
В комнате стоит,
Огоньками яркими
Ёлочка горит
У водоёма растёт ёлка,
У ёлки колкая иголка,
Под ёлкой в норке живёт ёж,
Его руками не возьмёшь.
Стираем
Я и мамы, мы вдвоём
Управляемся с бельём.
Идёт ёжик,
Спешит ёжик.
- Ёжик, ёж,
Куда идёшь?
Где ты, ёжичек живёшь?
Отвечает детям ёж:
- Меня под ёлочкой найдёшь.
Мохнатенькая,
Усатенькая,
Ест и пьёт,
Детям песенки поёт.
(Кошка)
Звук ш
Описание правильной артикуляции звука см. в разделе «Характеристика звуков ш, ж, ч, щ и их артикуляция».
II этап работы
(проводится как часть занятия)
Тема. Уточнение произношения имеющегося звука ш или вызывание его по подражанию. Развитие речевого дыхания.
Цель. Добиваться (по возможности) от каждого ребенка правильного длительного произношения изолированного звука ш. Учить определять положение губ, языка при произнесении звука ш.
Предшествующая работа. Подъем языка вверх отрабатывался на звуках т, д, н. Умение делать язык широким отрабатывалось на звуках и, с, з. Воздушная струя, направленная посередине языка, отрабатывалась на звуках ф, в, с, з.
Подготовительная работа. Уточнить, как произносят звук ш дети, чтобы знать, кому и как помочь на занятии.
Игра «Лес шумит»
Краткое описание
Воспитатель вспоминает с детьми, как они ходили летом в лес и видели там высокие деревья. У них зеленые верхушки, веточек и листьев много. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: «шшш...» Воспитатель предлагает детям поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветерок: «шшш...»
Игра «Шар лопнул»
Краткое описание
Дети становятся в круг, берутся за руки и, расширяя круг, как бы надувают шар. По хлопку воспитателя шар лопается, дети приседают, опуская руки, произнося звук ш.
После двух-трехкратного повторения игры дети садятся. Воспитатель спрашивает: «Дети, как шумят верхушки деревьев, когда их качает ветерок?.. А как шипел воздух, когда выходил из лопнувшего шара?.. Правильно, ветер шумел: «шш», воздух выходил из лопнувшего шара и шипел: «шшш». Произнесем все вместе звук ш... Что делали наши губы, когда мы произносили звук ш? («Губы выдвигались вперед».) Они были похожи на бублик или на трубочку? («Они были круглые, как бублик».) Что делал язык, когда мы произносили звук ш? («Язык поднимался к нёбу, за верхние зубы».)
Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим шшш. (Дети выполняют упражнение подгруппами, воспитатель проверяет качество выполнения — широкий язык должен быть поднят вверх к бугоркам за верхними зубами.)
А какой воздух — теплый или холодный — выходит изо рта, когда мы произносим шшш? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшш. («Воздух теплый».) Правильно, когда мы говорим ш, губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы, струя воздуха выходит теплая.
А что делает голос, когда мы произносим ш: спит или песни поет? Приложим все руку (тыльной стороной) к шее, скажем шшш... В домике было тихо или голос пел песни и стенки домика дрожали?» («В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали».)
Методические указания. Чтобы дети правильно произносили звук ш, необходимо следить за положением губ, языка, наличием воздушной струи, идущей посередине.
Если дети не могут определить положение органов артикуляционного аппарата, надо еще раз вместе с ними длительно произнести этот звук и обратить в это время внимание на положение губ или на положение языка. Можно вызвать ребенка, который хорошо артикулирует этот звук, и предложить всем посмотреть на его губы или попросить, чтобы он показал, куда поднимается широкий язык при произнесении звука ш.
III этап работы
(проводится как целое занятие)
Тема. Воспитание правильного, четкого произношения звука ш в словах. Воспитание фонематического слуха.
Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука ш в словах. (Дети должны произносить звук ш более длительно, чем остальные звуки в слове.)
Предшествующая работа. Проведено занятие на уточнение произношения изолированного звука ш.
Подготовительная работа. Подобрать предметы, игрушки, в названии которых звук ш находится в разных частях слова, например: машина, мишка, петушок, матрешка, лошадь, шарик, кошка, шапка, карандаш и т. п. Часть предметов, игрушек заранее разложить на видных местах в групповой комнате. Подготовить к занятию плюшевого медведя, одетого в штаны, рубашку с бантом из шелковой ленты, шапку.
Игра «Угадай, что в руке»
Краткое описание
Воспитатель расставляет на столе предметы. Дети рассматривают и называют их. Убрав предметы, воспитатель по очереди вызывает детей к столу. Сзади в руку ребенку дают один из убранных предметов, а он должен на ощупь определить и назвать предмет (шапка, мишка, карандаш, камешки, шнурок, шарик и др.).
После окончания игры педагог предлагает детям внимательно посмотреть вокруг себя и назвать предметы, в названии которых есть звук ш.
После ответов детей воспитатель ставит на стол мишку и предлагает рассмотреть его внимательно. Задает вопросы: «Какой мишка? («Большой, плюшевый».) Что на мишке надето?» («Штанишки, рубашка, шапка».) Обращает внимание на ленту, завязанную в бант: «Какая лента?» («Шелковая, широкая». Потом предлагает детям подобрать и назвать слова со звуком ш.
Методические указания. Выделять звук ш в словах, произнося его чуть длительнее других звуков.
IV этап работы
(проводится как часть занятия или вне занятий)
Тема. Воспитание правильного, четкого произношения звука ш в речи, работа над голосом.
Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука ш во фразовой речи, добиваться умения пользоваться тихим голосом.
Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения звука ш в словах.
Подготовительная работа. Продумать, кого выбрать Машей или Мишей (детей, еще недостаточно хорошо произносящих звук ш).
Игра «Тишина»
Краткое описание
Дети, взявшись за руки, ходят вокруг Маши или Миши (такое имя дается любому выбранному ребенку) и тихо говорят: «Тише, тише, Маша пишет, наша Маша долго пишет, а кто Маше помешает, того Маша догоняет». После этих слов дети бегут в домик (отведенное воспитателем место.) Тот, кого осалят, должен придумать и сказать слово со звуком ш. Потом выбирают нового водящего.
Методические указания. Следить за тем, чтобы дети правильно произносили звук ш, но не выделяли его. Во время игры дети должны говорить медленно, четко, вполголоса. Если ребенок затрудняется придумать слово со звуком ш, ему помогают дети или воспитатель, задав наводящий вопрос, например: «Что ты надеваешь на голову, когда идешь гулять?»
Стихи, потешки, скороговорки для закрепления произношения звука ш
Примечание. При подборе материала для закрепления звука ш во фразовой речи необходимо учитывать следующие правила орфоэпии: на месте сочетаний сш и зш произносится двойной твердый ш: бесшумный, без шапки; сочетание чт в слове что и в производных от него произносится как шт: что, чтобы, что-то, кое-что, что-нибудь, не за что.
Звук ж
Описание правильной артикуляции звука см. в разделе «Характеристика звуков ш, ж, ч, щ и их артикуляция».
II этап работы
(проводится как часть занятия)
Тема. Уточнение произношения имеющегося звука ж или вызывание его по подражанию. Развитие речевого дыхания, силы голоса.
Цель. Добиваться по возможности от каждого ребенка правильного, длительного, громкого произношения звука ж.
Предшествующая работа. Отработан звук ш, одинаковый по артикуляции со звуком ж. В средней группе отрабатывали звонкий звук з.
Подготовительная работа. Уточнить, как произносят звук ж дети группы. Приготовить картинку с изображением жука.
Упражнение «Жук жужжит»
Краткое описание
Воспитатель показывает детям картинку с изображением жука и предлагает вспомнить, как летом на даче летали и жужжали жуки (длительно произносят звук ж: «жжж»). Воспитатель обращает внимание детей на положение губ (округлены и немного выдвинуты вперед), языка (широкий язык поднят к бугоркам за верхние зубы), на наличие теплой воздушной струи, выходящей изо рта.
Потом воспитатель говорит: «Вспомним, как шипел воздух, когда выходил из лопнувшего шара... Что делал голос, когда мы говорили звук ш? («Голос спал, в домике было тихо».) Приложим руку к шее, скажем долго: «жжж...» Что делает голосок: спит или песни поет? («Голосок песни поет».) Громко он песни поет или тихо?» («Голос поет песни так громко, что стенки домика дрожат».)
Затем воспитатель говорит, что кроме жуков умеют жужжать пчелы и мухи, и предлагает детям поиграть в пчел.
Игра «Пчелки собирают мед»
Краткое описание
Часть детей изображают цветы. Воспитатель надевает каждому ребенку на голову веночек из тех цветов, которые тот изображает (одному — ромашки, другому — васильки и т. п.). Остальные дети изображают пчел, которые собирают с цветов мед. Пчелки летают вокруг цветов и жужжат: «жжж...» По сигналу воспитателя они летят в улей (отгороженное место). Затем дети меняются ролями.
Игра «Мухи в паутине»
Краткое описание
Часть детей изображают паутину. Они образуют круг. Другие дети, изображающие мух, жужжат: «жжж...», вбегая в круг и выбегая из него. По сигналам воспитателя дети, изображающие паутину, берутся за руки, а дети, оказавшиеся в кругу, встают в него, и паутина увеличивается. Игра продолжается до тех пор, пока все мухи не будут пойманы.
Методические указания. Игру лучше проводить с подгруппами из четырех-пяти человек.
Чтобы дети правильно произносили звук ж, необходимо следить за правильным положением губ, языка, наличием прямо идущей выдыхаемой струи воздуха. Напомнить, что когда шумел ветер в деревьях, то он шумел тихо, а мухи, пчелы, жуки жужжат громко: при произнесении звука ж голос «песни поет».
Примечание. Эти игры можно проводить и вне занятий, для того чтобы закрепить произношение изолированного звука ж.
III этап работы
(проводится как, часть занятия)
Тема. Воспитание правильного произношения звука ж в словах и фразах.
Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука ж в словах и фразах.
Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения изолированного звука ж.
Подготовительная работа. Воспитатель подбирает пары картинок, состоящие из одной предметной картинки, в названии которой есть звук ж, другой сюжетной, на которой не хватает этого предмета. Например, на предметной картинке изображены ножницы, а на сюжетной — девочка с бумагой; на предметной картинке изображены лыжи, на сюжетной — мальчик в лыжном костюме; на предметной — пожарник, на сюжетной — горящий дом и т. д.
(При подборе картинок надо помнить, что звук ж на конце слов и перед глухими согласными оглушается и произносится как ш, например: нош, морш, лошка и т. п. Картинки с такими словами использовать нельзя.)
Игра «Кому что нужно?»
Краткое описание
Воспитатель вывешивает несколько сюжетных картинок, предлагает детям внимательно посмотреть на них и решить, чего не хватает. Потом он показывает предметную картинку и спрашивает: «Что это?» Дети называют предмет, например ножницы. Воспитатель задает новый вопрос: «Кому нужны ножницы?» Дети отвечают: «Ножницы нужны девочке, чтобы разрезать бумагу». Воспитатель меняет постепенно сюжетные картинки и показывает предметные, в названии которых имеется звук ж, а дети определяют, кому нужен этот предмет.
Методические указания. В словах со звуком ж дети должны выделять этот звук голосом, произнося чуть длительнее других звуков.
IV этап работы
(проводится как целое занятие)
Тема. Формирование правильного произношения звука ж в речи. Воспитание выразительной речи.
Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука ж во фразовой речи. Следить за изменением интонации в речи детей.
Предшествующая работа. Проведено уточнение правильного произношения звука ж изолированного и в словах.
Подготовительная работа. Продумать, как провести работу (инсценировка, пересказ) по сказке «Ох, тяжело!»
«Ох, тяжело!»
Ох, тяжело!..
Почему тебе, Яблоня, тяжело?
На мне ветки от яблок гнутся, к земле клонятся... Еле держу!
Ох, тяжело!
А тебе, Тыква, отчего тяжело?
— На земле лежать да себя держать, вот отчего!
Методические указания. Следить, чтобы дети при пересказе сказки правильно произносили звук ж, рассказывали с выражением.
Игра «Жуки»
Краткое описание
Дети, изображающие жуков, сидят в своих домиках (на стульях) и говорят: «Я жук, я жук, я тут живу. Жужжу, жужжу». По сигналу воспитателя жуки летят на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат. По сигналу «дождик» жуки летят в домики (на стулья).
Стихи, потешки, загадки, скороговорки для закрепления произношения звука ж
Примечание. При подборе материала для закрепления звука ж во фразовой речи необходимо учитывать следующие правила орфоэпии: сочетание зж на стыке приставки и корня произносится как двойной твердый ж: разжег, изжарил. Сочетание зж внутри корня произносится как двойной мягкий ж: визжать, дребезжит, езжу, позже.
Звук ч
Описание правильной артикуляции звука см. в разделе «Характеристика звуков ш, ж, ч, щ и их артикуляция».
II этап работы
(проводится как часть занятия)
Тема. Уточнение произношения имеющегося звука ч или вызывание его по подражанию.
Цель. Вырабатывать у каждого ребенка умение правильно произносить звук ч и определять положение языка при произнесении звука ч.
Предшествующая работа. Подъем языка вверх отрабатывался на занятиях по звукам т, д, н, ш, ж.
Подготовительная работа. Выяснить, как дети произносят звук ч, чтобы, используя специальные приемы, добиться правильного произношения звука. Подобрать картинки с изображением кузнечика.
Игра «Поезд»
Краткое описание
Дети садятся в вагоны (на стулья, поставленные друг за другом). Выбирается машинист, который садится на первый стул. Он дает сигнал к отправлению: «ууу...» Поезд едет. Дети, делая движения согнутыми руками, произносят: «ч-ч-ч...» По сигналу воспитателя «остановка» поезд останавливается, и дети замолкают. Потом выбирают нового машиниста, и игра продолжается.
Упражнение «Кузнечики»
Краткое описание
Воспитатель показывает детям картинку с изображением кузнечика и говорит: «Когда летом мы были на даче, то слышали, как в траве стрекотали кузнечики: «ч-ч-ч». Как стрекочут кузнечики?.. Когда вы произносите ч, что делает кончик вашего языка? («Кончик языка стучит в нёбо за верхними зубами».)
Методические указания. Следить, чтобы дети произносили звук ч коротко, четко, без призвука ш. Обратить внимание детей на то, что кончик языка стучит в нёбо за верхними зубами. Если у ребенка звук не получается, надо предложить ему произносить слитно тш (при описанном выше положении органов артикуляции), все убыстряя темп, пока не получится звук ч.
III этап работы
(проводится как часть занятия)
Тема. Воспитание правильного произношения звука ч в словах.
Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука ч в словах.
Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения изолированного звука ч.
Подготовительная работа. Приготовить чудесный сундучок — красиво оформленную в виде сундучка коробку, открывающуюся сбоку. Подобрать картинки, в названии которых звук ч находится в разных частях слова, например: чемодан, очки, чулки, точка, бочка, мальчик, девочка, пчела, качели, мяч, ключ и др.
Игра «Чудесный сундучок»
Краткое описание
Воспитатель показывает детям сундучок и говорит, что этот сундучок чудесный, потому что в нем лежит много интересного. Каждый сможет узнать, что там лежит, только надо сказать такие слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок». Дети по очереди вынимают из сундучка картинки, показывают всем и четко называют их.
Методические указания. Следить, чтобы дети говорили слова достаточно громко, звук ч произносили четко.
IV этап работы
(проводится как целое занятие)
Тема. Воспитание правильного произношения звука ч во фразовой речи.
Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука ч во фразовой речи. Учить детей выразительной речи.
Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения звука ч в словах.
Подготовительная работа. Выучить с детьми стихотворение «Ручеек». Подобрать все необходимое для проведения игры. Примерный перечень предметов для игры: чайник, чашка, чайная ложечка, печенье, калач, булочка.
Игра «Угостим кукол чаем»
Краткое описание
Дети сидят перед столом воспитателя. На нем стоит кукольный стол с чайным сервизом, рядом на стульчиках сидят 4 куклы. Воспитатель говорит: «Дети, давайте дадим куклам ласковые имена». Дети называют «Танечка, Валечка, Анечка, Манечка». Затем воспитатель вызывает ребенка, предлагая налить чай из чайника в чашку Танечке. Ребенок свои действия сопровождает словами: «Я беру чайник и наливаю чай в чашку Танечке. Даю Танечке печенье».
Посадив ребенка на место, воспитатель спрашивает других детей: «Что делал Петя?» Дети отвечают. Затем он вызывает продолжать игру следующего ребенка. Заканчивая игру, дети вспоминают стихотворение «Ручеек»:
Ручеек, ручеек,
Дай водички на чаек.
Мы чаек горячий
Будем пить на даче.
Пить с печеньем,
С калачом
И пирог испечем!
Методические указания. Воспитатель должен следить, чтобы дети делали все неторопливо, сопровождая свои действия речью, правильно называя предметы, хорошо произнося звук ч, читали стихотворение с выражением.
Примечание. При подборе материала для закрепления звука ч во фразовой речи необходимо учитывать следующее правило орфоэпии: на месте сочетаний тч и дч произносится двойной звук ч, например: лётчик, находчивый, разведчик.
Звук щ
Описание правильной артикуляции звука см. в разделе «Характеристика звуков ш, ж, ч, щ и их артикуляция».
II этап работы
(проводится как часть занятия)
Тема. Уточнение произношения имеющегося звука щ или вызывание его по подражанию.
Цель. Добиваться от детей правильного произношения звука щ. Учить определять положение языка при произнесении звука щ.
Предшествующая работа. Умение удерживать губы в улыбке и делать язык широким формировалось при отработке звуков и, э, с. Подъем языка вверх вырабатывался в процессе ознакомления со звуками т, д, н, ш, ж; направленная воздушная струя — со звуками ф, в, с, з, ш, ж.
Подготовительная работа. Уточнить, как дети произносят звук щ.
Игра «Кто наблюдательный?»
Краткое описание
Дети сидят полукругом или за столами. Воспитатель спрашивает: «Дети, вы видели, как мама жарит картошку? Когда она кладет масло на горячую сковородку, оно шипит: «щщщ...» Как оно шипит?.. А кто видел в зоопарке змей? Знаете, как они шипят? Послушайте: «щщщ...»
Повторим теперь все вместе, как шипят змеи...» Дети выполняют задание сначала все вместе, потом индивидуально (те, кого вызвал воспитатель).
«Когда мы говорим звук щ, где находится кончик языка?»— спрашивает воспитатель. («Кончик языка находится за верхними зубами».) «Покажите, куда поднимается кончик языка». Во время показа воспитатель проверяет, как выполняет упражнение каждый ребенок.
Методические указания. Чтобы дети хорошо произносили звук щ, необходимо следить за правильным положением органов артикуляционного аппарата. Если у ребенка звук щ не получается, надо предложить ему при открытом рте поднять широкий кончик языка к верхним альвеолам и, не опуская, слитно произносить сочетание звуков шьтьшь, тогда получится звук щ. Или при том же положении органов артикуляции слитно произносить шч. Следует обратить внимание детей на то, что при произнесении звука щ губы улыбаются, зубы видны, язык поднят за верхние зубы.
III этап работы
(проводится как часть занятия и вне занятия)
Тема. Воспитание правильного произношения звука щ в словах.
Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука щ в словах.
Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения изолированного звука щ.
Подготовительная работа. Подобрать предметы и игрушки, в названии которых имеется звук щ, например: щетка, щенок, щепка, ящик, плащ, клещи и др.
Игра «Разведчики»
Краткое описание
Воспитатель прячет предметы в разных местах комнаты. Пригласив детей и усадив их полукругом, педагог говорит, что они будут играть в «разведчиков». Детям надо найти спрятанные предметы (Называет какие.) Для поисков выделяют группу разведчиков: каждый должен принести найденный предмет и назвать его. Тот, кто отыскал и назвал предмет, получает «значок разведчика».
Методические указания. Следить, чтобы при назывании предмета дети выделяли звук щ, произнося его чуть длительнее других звуков. Когда ребенок принесет предмет и назовет его, можно предложить детям повторить название предмета всем вместе, а потом попросить повторить тех детей, которым надо закрепить этот звук в словах.
IV этап работы
(проводится как целое занятие)
Тема. Воспитание правильного произношения звука щ в речи.
Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука щ при ответах на вопросы по рассказу «Товарищи».
Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения звука щ изолированного и в словах.
Подготовительная работа. Подобрать вопросы по содержанию рассказа «Товарищи».
«Товарищи»
Два товарища пошли гулять в рощу. Они взяли с собой щенка. Шли товарищи через цветущий луг. Там они собирали щавель. Щенок гонялся за летающими бабочками. Пришли они в рощу. Хорошо в роще! Щебечут птицы, поют щеглы, пищат птенчики. Около пня товарищи увидели убегающую ящерицу. Побегали дети в роще, поиграли со щенком. Хотели они пойти еще в лес, в чащу. Один из товарищей говорит: «Не пойдем туда, там волки рыщут, пищу ищут». Засмеялись товарищи шутке и решили, что пора возвращаться. Довольные, шли они домой. Мальчики несли щавель, а щенок тащил щепку. Домой они вернулись к обеду и с аппетитом ели щи, жареную щуку и овощи.
Методические указания. Следить за правильным произношением звука щ.
Стихи, потешки, загадки, скороговорки для закрепления произношения звука щ.
Щенок такой тщедушный был
Его я щами все кормил,
От злющей стужи защищал.
Щенок от радости пищал!
Еще бы! Он счастливый рос!
Теперь мой щен не щен, а пес –
Настоящий!
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.
А у щетки половой
Палка есть над головой.
Палка – щелк щенков с плеча,
Два щенка ушли пища.
Плавниками трепеща,
И зубаста и тоща,
Пищи на обед ища,
Ходит щука вкруг леща!
Вот так штука!
Глазищи, усищи,
Хвостище, когтищи,
А моется всех чище.
Кто это? Котище!
Ты нас, мама, не ищи –
Щиплем мы щавель на щи.
В роще травы шевеля
Мы нащиплем щевеля.
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Щука в речке жила,
Щеткой воду мела,
Щи варила для гостей,
Угощала пескарей.
Кто он?
Он длиннющий!
он большущий,
Он от тучи до земли…
Пусть идет он пуще, пуще,
Чтоб грибы скорей росли!
Я вам быстро перечислю,
Что я каждой щеткой чищу.
Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой – башмаки.
Этой щеткой чищу брюки.
Все три щетки мне нужны.
Примечание. При подборе материала для закрепления звука щ во фразовой речи необходимо учитывать следующие правила орфоэпии:
- сочетания сч или зч на стыке корня и суффикса чик произносятся как щ, например: подписчик, рассказчик, грузчик и т. п.;
- сочетание сч в тех случаях, когда приставка не выделяется достаточно ярко, произносится как щ, например: счастье, считать и т. п.;
- сочетание сч на стыке ясно выделяемой приставки и корня произносится как щч, например: исчеркать, расчесать и т. п.
Звук л
Описание правильной артикуляции звука см. в разделе «Характеристика звуков л, л’, и их артикуляция».
II этап работы
(проводится как часть занятия)
Тема. Уточнение произношения имеющегося звука л или вызывание его по подражанию.
Цель. Добиваться от каждого ребенка правильного произношения звука л, воспитывать умение определять положения языка при произнесении звука л.
Предшествующая работа. Подъем кончика языка вверх отрабатывался на звуках т, д, н; подъем задней части языка — на звуке у; отработан звук ы.
Подготовительная работа. Уточнить, как дети произносят звук л.
Упражнение «Самолет гудит»
Краткое описание
Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Улетел самолет высоко за облака, не видно его, только слышно, как он гудит: «ллл...» Дети, изображая летящие самолеты, гудят, длительно произнося звук л низким тоном. Воспитатель обращает внимание детей на то, что «сердитое» гудение высоко летящего самолета напоминает звук л. Спрашивает: «Что делает кончик языка, когда мы говорим звук л? («Кончик языка поднимается вверх».) Куда прижимается кончик языка, когда мы говорим ллл? («Кончик языка прижимается к верхним зубам».) Покажите, куда прижимается ваш язык, когда вы говорите лллл...» Дети выполняют задание по подгруппам. Воспитатель проверяет, как получается упражнение, и следит, чтобы у всех кончик языка прижимался к внутренней стороне верхних резцов. Если у ребенка кончик языка находится между зубами, надо попросить поднять его выше, к нёбу.
Методические указания. Для выработки хорошего произношения звука л необходимо следить за правильным положением органов артикуляционного аппарата. Обратить внимание детей на то, что при произнесении звука л губы находятся в спокойном положении, кончик языка прижат за верхними зубами.
Примечание. Если у ребенка не получается звук л при описанном выше положении органов артикуляционного аппарата, надо вызвать у него л межзубный, при этом меняется лишь положение языка — широкий кончик языка зажимается зубами.
Упражнение «Пароход»
Краткое описание
Игра проводится с теми детьми, которые неправильно произносят или пропускают звук л. Воспитатель говорит: «Сейчас, дети, мы поедем кататься на пароходе. Вы знаете, как пароход гудит? Послушайте: «ыы». Повторим все вместе, как гудит пароход...»
А теперь положите широкий язык между зубами, закусите его слегка и погудите, как пароход: «ыы». Дети гудят. Получается межзубный звук л. Воспитатель продолжает: «Пароход может давать несколько гудков». (Произносит звук ы, держа широкий кончик языка между зубами, то закусывая его, то отпуская, но не снимая кончика языка с зубов. Получается многократное повторение слога лы.)
Когда у ребенка будет хорошо получаться л межзубный, надо предложить ему в процессе произнесения звука перевести язык за верхние зубы (с этим дети обычно легко справляются).
III этап работы
(проводится как часть занятия)
Тема. Воспитание правильного произношения звука л в словах.
Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука л в словах.
Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения изолированного звука л.
Подготовительная работа. Подобрать игрушки, предметы, в названии которых звук л будет находиться в начале, середине, конце слова.
Игра «Что я видел?»
Краткое описание
На числовую лесенку воспитатель ставит 4—5 игрушек (лошадка, белка, кукла, флажок). Вызванный ребенок смотрит, в каком порядке они стоят, поворачивается лицом к детям и говорит: «Я видел лошадь, белку, куклу, флажок». Дети проверяют, в правильном ли порядке он назвал игрушки. Потом педагог вызывает другого ребенка и меняет порядок игрушек. Можно постепенно заменять одни игрушки другими.
Методические указания. Следить, чтобы дети, называя предметы, выделяли звук л, т. е. произносили его несколько длительнее, чем другие звуки.
IV этап работы
(проводится как часть занятия)
Тема. Воспитание правильного произношения звука л в речи.
Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука л во фразовой речи.
Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения звука л.
Подготовительная работа. Воспитатель заранее выбирает игру, продумывает методику ее проведения и разучивает стихотворение.
Игра «Лошадки»
Краткое описание
Одна половина детей изображает лошадок, другая — кучеров. Кучера подходят к стоящим в ряд лошадкам. Поглаживая их по спине, они говорят:
Ну и лошадка —
Шерстка гладка.
Чисто умыта
С головы до копыта.
Овса поела
И снова — за дело.
Кучера запрягают лошадок, говорят: «Но-но-но...» Лошадки цокают языком, скачут. Затем дети меняются ролями.
Игра «Пила»
Краткое описание
Дети парами, взявшись руками крест-накрест, «пилят дрова», декламируя в такт движениям:
Запилила пила,
Отпилила кусок,
Наскочила на сучок,
Лопнула и стала,
Начинай сначала.
Образовав новые пары, дети продолжают игру.
Методические указания. Воспитатель следит, чтобы во всех словах дети хорошо произносили звук л. Кто еще не умеет его произнести правильно, может участвовать в игре «Лошадки», изображая лошадку.
Звук л'
Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении звука л' (л мягкого) такое же, как и при произнесении л (л твердого), только добавляется подъем средней части спинки языка к нёбу.
II этап работы
(проводится как часть занятия)
Тема. Уточнение произношения имеющегося звука л' или вызывание его по подражанию. Воспитание фонематического слуха.
Цель. Добиваться умения правильно произносить звук л' в слогах. Учить соотносить звукосочетания ли, ля, лё, лю с соответствующими рисунками.
Предшествующая работа. Дети учились правильно произносить звук л.
Подготовительная работа. Подобрать 4 картинки с изображением балалаек разного размера и разного оформления.
Игра «Угадай, на какой балалайке играем»
Краткое описание
Воспитатель вспоминает с детьми, как «сердито» гудел самолет, когда летел высоко за облаками, затем говорит: «А теперь вы послушайте, как играют балалайки. Вот эта самая маленькая (ставит картинку на доску), и играет она нежно: «ли-ли-ли...» Как играет эта балалайка?..
Эта балалайка побольше (показывает картинку и ставит ее на доску), и звучит она тоже нежно: «ля-ля-ля». Как звучит эта балалайка?..
Поиграем на другой балалайке (показывает третью картинку и ставит ее). Она хоть и побольше, но песенка у нее тоже мягкая, нежная: «лё-лё-лё». Какая у нее песенка?..
А эта самая большая (ставит на доску последнюю картинку), но и она играет нежно, мягко: «лю-лю-лю». Как она играет?..
Сейчас я посмотрю, как вы запомнили звучание балалаек». Воспитатель показывает на балалайки, а дети воспроизводят соответствующие звуки. Затем педагог предлагает: «А теперь я проверю, какие вы внимательные. Я буду подражать звучанию этих балалаек, а вы должны угадать и показать, на какой балалайке я играла».
Методические указания. Воспитатель должен давать четкий образец звукосочетаний ли, ля, лё, лю; фиксировать внимание детей на том, что балалайки звучат мягко, нежно. Следить, чтобы у детей при произнесении звукосочетаний ли, ля, лё, лю кончик языка прижимался к бугоркам за верхними зубами.
III этап работы
(проводится как, часть занятия)
Тема. Воспитание четкого, правильного произношения звука л' в словах.
Цель. Упражнять детей в произношении звука л' в словах.