Нравственный кодекс влюбленных
Любовь – самое прекрасное в мире чувство, высшая нравственная ценность.
Влюбленный, знай: ты отвечаешь за того, кого любишь.
Влюбленный, помни:
– Главное условие долгой неугасаемой любви – восхищение любимым.
– Самосовершенствуйся – тобой будут восхищаться и любить.
– Уважай любимого человека, цени в нем его индивидуальность.
– Любовь – самое хрупкое, самое ранимое из всего, что существует на свете. Она не сможет долго жить без доверия друг к другу, верности, умения понимать и прощать.
– Любовь – это тайна двоих, она не должна стать достоянием многих.
– Никакие материальные блага не смогут заменить любовь.
– В любви важнее всего отдавать, а не брать. Для взаимной любви должны отдавать двое.
– Нет любви без веры в нее. Даже в самых тяжелых жизненных ситуациях надо жить, надо любить, надо верить.
Учитель:
Давайте же запомним этот разговор, который вели сегодня. Будем соблюдать правила для влюбленных и будем помнить слова В. Высоцкого:
Если не любил – значит, не жил и не дышал.
Литература
1. Новый Завет. Послания Апостола Павла. Первое послание к Коринфянам.
2. Высоцкий В.С. Стихотворения. – Екатеринбург, 1994.
3. Цветаева М. Стихотворения. Поэмы. – М., 1991.
4. Энциклопедия для мальчиков / Сост. А.И. Борисов, М.Г. Новик. – СПб., 1995.
5. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа / Под ред. Е.Н.Степанова, М.А.Александровой. – М., 2004. – С. 104–111.
6. «Участь твоя решится в Бородине!» //Глинские чтения. – 2005. – Сентябрь, октябрь. – С. 74–77.
Приложение 25
ЧТО ТАКОЕ «ХЭЛЛОУИН»?[32]
В последние годы в европейских и российских школах активно распространяется обычай справлять американский праздник Halloween. Мы беспечно привыкли считать «Веселый Праздник Тыквы» Хеллоуин чем-то вроде фольклорного фестиваля, хотя по характеру «фестивальных персонажей» можно догадаться, что разгул нечистой силы не имеет никакого отношения к «празднику всех святых».
Стало традицией взрослым и детям в процессе Хеллоуина изображать убийц и маньяков, играть в монстров, вампиров и всякую нечисть, попрошайничать, устраивать жестокие и антиморальные розыгрыши, а также оргии с вандализмом и сексуальной разнузданностью. Для детей считается нормальным – копировать человеческие жертвоприношения, глумиться над человеческими страданиями и смертью, что не может пройти бесследно ни для их психического состояния, ни для личностного развития. На Западе известно о сотнях детей – физических жертвах этого чудовищного разгула: отравленных, убитых, повешенных, сгоревших в этот день. Чего стоит недавняя трагедия в Швеции, где от пожара на дискотеке по случаю Хеллоуина пострадало свыше 200 подростков и молодых людей!
А как это происходит у нас? Учителя и дети всю первую учебную четверть пишут сценарии и изобретают остроумные приспособления для садистских трюков и ужасающих костюмов. Например, в одной из школ закупаются гвозди для прибивания пальцев (!) нерадивых школьников и иголки для зашивания ртов болтающих на уроках. Занятия в этот день с одобрения администрации, как правило, срываются вбегающими в классы разнузданными группами детей в костюмах монстров, ведьм и прочей нечистой силы. В прошлом году в другой школе в спортивном зале в присутствии всех учащихся, педагогов и родителей имитировали... казнь через повешение одного из «двоечников». Дети радовались насилию, смерти, страданиям, пусть даже игровым, в условиях декларированной гуманизации образования.
Участие в этих беснованиях учителей и администрации школы снимает воспитанное в течение сотен лет уважительное отношение маленьких – к старшим, учеников – к учителям, способствует проявлению самых низменных инстинктов и потребностей в разрушении, агрессии, разврате. Школа – не место для подобных нововведений и «традиций». Многие учителя после проведения праздника отмечают возникающие большие сложности в проведении учебно-воспитательного процесса; лишь спустя недели оказывается возможным большими усилиями вернуть детей в нормальное русло общения и взаимодействия на уроках.
Что происходит с ребенком в процессе подготовки и празднования Хеллоуина? Наличие в Хеллоуине ярких образов, отчетливой символики и бессознательных смыслов, носящих архетипический характер, а также групповой эффект совместного действа, негативного возбуждения (беснования) детей обеспечивают сильнейшее психофизическое, эмоциональное, суггестивное воздействие на всех участников, но особенно на младших школьников и подростков. Разрушительными последствиями этого процесса оказываются:
– общая деморализация сознания современных школьников – участников Хеллоуина. Здесь происходит подмена и переворачивание общечеловеческих представлений о Добре и зле. Красоте и безобразии, Истине и лжи. В самом названии Хеллоуина как «дня всех святых» (что является ложью – никакая церковь не празднует этот день 31 октября) осуществляется беззастенчивая спекуляция на уважении россиян к Православной Церкви, святости, святым. Снимаются естественные для человеческой и особенно ранимой детской психики табу и внутренняя цензура по поводу глумления над смертью и страданиями человека, по поводу использования даже в игровой форме человеческих экскрементов и крови жертв в качестве лакомства, по поводу вандализма, что не может не привести к серьезным психическим и личностным нарушениям ребенка;
– осуществляется вестернизация детского сознания: навязывание англоязычной псевдокультуры и образа жизни, агрессивная экспансия сомнительных «развлечений», реставрация древних культов служения силам зла под видом «Дьявольского карнавала». Все это осуществляется в школе при забвении собственных традиций и культурных форм, в частности, праздников, календарных обрядов, обычаев. И немаловажный факт: Хеллоуин, по сути, еще и прибыльный бизнес, опустошающий кошельки родителей (в США ежегодно тратится до 2,5 млрд долл. на его празднование; у нас эти цифры неизвестны, но в каждом супермаркете бойко раскупаются и дорогие костюмы монстров и убийц, и чудовищные лакомства, и демонические игрушки);
– идет полным ходом демонизация сознания детей. Детские страхи, неврозы, психические нарушения, немотивированная агрессия, ночные кошмары, «голоса», одержимость бесами – вот следствия последействия Хеллоуина. Именно с этим сталкиваются детские врачи, психологи, психотерапевты на приемах и священники на исповедях, спустя много недель после 31 октября;
– происходит активная танатизация сознания (от греч. танатос – олицетворение смерти). Воспевание культа смерти не только в карнавальных костюмах палачей и серийных убийц типа Джека-Потрошителя, но и в наборах сладостей в виде гробиков, черепов, костей и человеческих эмбрионов и «прикольных» конфет из экскрементов. Снятие табу на отвращение к подобным вещам, ослабление и уничтожение нормальной внутренней цензуры особо опасны для детей и чреваты не только личностными деформациями, но и патологическими изменениями личности. Танатизация как патологическая поэтизации смерти, разрушения, деструкции, навязываемая, по сути, и Хеллоуином, и всеми СМИ, несет в себе еще одну серьезную опасность. Психосемантический анализ изобразительных средств в Хеллоуине показал их несомненную связь с содержанием рисунков малолетних правонарушителей – подростков-убийц и самоубийц: их навязчивое рисование черепов, могильных крестов, виселиц, предметов пыток и орудий убийств. Этот анализ свидетельствует о том, что сходная семантика смерти как показатель определенной психологической готовности субъекта к ситуации насилия влечет за собой его идентификацию либо с агрессором, либо с жертвой и конструирует соответствующие формы поведения. Надо сказать, что настойчивое внедрение в сознание детей и молодежи темы смерти, умирания, никчемности жизни привело к тому, что Россия, которая в начале XX века была на последнем месте в мире по количеству самоубийств, и прежде всего детских, сейчас оказалась на верхних ступеньках этой страшной статистики, при этом детские суициды все чаще приобретают групповой характер, и нижняя их граница – возраст 5-6 лет!
Таким образом, влияние такого мероприятия, как Хеллоуин, на детское сообщество, особенно в стенах школы, ведет к росту неконтролируемых, девиантных форм поведения и к психопатологическим реакциям.
Соответственно:
– необходимо раскрыть педагогам подлинный смысл этого мероприятия и его последствий; считать недопустимым его проведение в стенах школы ни с учебно-воспитательной, ни с духовно-нравственной точек зрения;
– необходимо возродить в стенах школы формы традиционной игровой культуры детей и подростков;
– необходимо создавать новые формы совместных (дети - педагоги - родители) школьных праздников в соответствии с базовыми ценностями отечественной культуры (например, организовать 31 октября конкурс на лучший проект праздника класса, школы и пр.).
Общественно-консультативный совет «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при департаменте образования г. Москвы рассмотрел на своем заседании последствия воздействия Хеллоуина на сознание и поведение школьников. В 2002 году департамент образования г. Москвы запретил празднование Хеллоуина в московских школах в какой бы то ни было форме.
Приложение 26
ЧТО ТАКОЕ «ДЕНЬ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА»?[33]
В последние годы в российских школах 14 февраля отмечают так называемый «день святого Валентина». Учащиеся, включая начальную школу, посылают друг другу бумажные сердечки – «валентинки». Победителем конкурса становится тот, кто наберет их больше всех. Учителя, затевая всеобщую «валентинизацию» школы, даже не задумываются над смыслом искусственного праздника «всех влюбленных». Интересно, в кого должны быть влюблены 8-летние дети, которых тоже вовлекают в «шоу с сердечками»?... Кстати, дети, покупая «валентинки», рискуют нарваться на нечто, мягко говоря, антипедагогическое, – крайне непристойное по содержанию.
Совершенно очевидно, что «праздник» этот – антисемейный, поскольку из концепции выходит, что у человека должна быть не нормальная, традиционная семья, а множество «возлюбленных» (партнеров), которым полагается дарить игривые или двусмысленные «валентинки».
Средства массовой информации, насаждающие в России нелепую «традицию» непрошеного «праздника», ссылаются на легенды о некоем епископе Валентине, якобы «покровителе всех влюбленных». Но действительно ли у «дня Валентина» есть христианские корни? Если заглянуть в православные святцы или католические календари, то мы увидим, что в христианском мире нет святого, чья жизнь напоминала бы легенды, излагаемые в прессе. В подробных католических календарях 14 февраля имеет пометку «Св. Валентин Римлянин». Скорее всего речь идет о священномученике епископе Валентине Интерамском (Италийском). Этот святой известен добротой, ученостью и праведной жизнью. Он врачевал больных и вылечивал безнадежных. Но нет никаких сведений о том, имел ли священномученик Валентин какое либо отношение к влюбленным. Очевидно, что вся эта легенда придумана западными журналистами и подхвачена нашими российскими СМИ.
Скорее всего «праздник всех влюбленных» явился отголоском греко-римских праздников в честь любвеобильного бога Пана. Обычно их отмечали 15 февраля. В 496 году папа Римский запретил подобные языческие празднества. Поскольку самым близким ко дню отмененного праздника оказался день святого Валентина, он, видимо, и стал считаться новым «днем влюбленных». Так что этот праздник, берущий начало от блудных игрищ в честь языческого Пана, никогда не имел церковного статуса ни в Православной, ни в Римско-католической Церквах. Но его пытаются выдать за «день святого» – точно так же, как главный праздник сатанистов Хэллоуин пытаются прикрыть «днем всех святых».
А для женихов и невест, которые хотели бы иметь свой праздник, напомним, что высочайший пример любви и преданности явили для нас русские святые благоверные князь и княгиня Петр и Феврония, Муромские чудотворцы. Вот «Повесть о Петре и Февронии», созданная писательницей Еленой Григорьевой на основе «Житий русских святых».
В славном городе Муроме правил князь по имени Павел. Долго жил он со своею супругой в любви и согласии, а потом вот что случилось. Начал княгиню прельщать злой дух в образе змея. Когда князя не было дома, змей принимал его облик, подсаживался к его супруге и сладкими речами уговаривал на поцелуи и ласки. Княгиня, по женской своей слабости, не могла сопротивляться ему, а между тем силы ее таяли не по дням, а по часам. Наконец, любя своего мужа, она открылась ему. С тех пор князь только и думал, как бы извести проклятого змея.
– Вызнай, любезная моя супруга, отчего может произойти его смерть, – сказал он княгине.
На другой день княгиня заговорила со змеем ласково, похвалила и ум, и красоту его, а после спросила:
– Многое ты знаешь, а ведомо ли тебе, какова будет твоя кончина и отчего?
Княгиня смотрела так нежно, слова ее были так приятны, что змей открыл ей свою тайну: «Смерть моя от Петрова плеча, от Агрикова меча».
Эти слова княгиня пересказала мужу. «Загадками говорит змей», – подумал князь и решил посоветоваться с родным братом. А брата звали Петром. Когда он услышал свое имя, сердце его загорелось мужеством и решимостью. «Видно, Бог подает мне знак, и я должен освободить княгиню от ужасного змея», – решил Петр. Не знал он только, что это за меч и где его взять, но верил, что Бог поможет ему.
Однажды зашел он в церковь Воздвиженья Честного и Животворящего Креста. Стал на молитву, как вдруг явился ему ангел в сияющих одеждах и произнес:
– Хочешь, покажу тебе Агриков меч?
– Скорее же, где он!? – воскликнул князь.
Ангел привел его к алтарной стене, и в нише между двумя плитами увидел князь лежащий меч. А когда взял его в руки, то почувствовал, как теплая волна пробежала по всему телу и небывалая сила вошла в него.
Вернувшись домой, Петр стал ждать подходящего случая, чтобы сразиться со змеем. Однажды зашел он в хоромы к брату, поздоровался с ним и отправился в покои к снохе. Что же он видит? И там сидит князь, обнявшись со своею супругой.
– Не обознался ли я? – подумал Петр и спросил слугу, не выходил ли брат из своих хором.
– Нет, – отвечал слуга, – князь все время был здесь.
«Не проделки ли это лукавого змея?» Придя к брату, он спросил:
– Не навещал ли ты супругу свою?
– Нет, – отвечал Павел.
– А ведь я только что видел тебя сидящим в покоях твоей жены. Это, видно, змей! Теперь же, брат, чтобы мне не ошибиться, никуда отсюда не выходи!
Взяв Агриков меч, Петр отворил дверь в покои княгини. Перед ним была та же картина: она сидела, обнявшись с братом. Твердо уверившись, что перед ним змей, князь ударил его мечом. В тот же миг сверкнула молния, и показался змей в своем подлинном облике. Начал он, шипя, извиваться, и вдруг из раны его брызнула кровь и попала на тело князя. Издох змей, а Петр покрылся от этой ядовитой крови страшными струпьями и язвами. Он тяжко страдал, но никто не мог его исцелить.
Узнал князь, что много есть врачевателей в Рязанской земле и повелел везти себя туда. Сам он так ослабел, что и на коне не мог усидеть. Разослал слуг по разным селам и деревням, и оказался один гонец в селе Ласково. Зашел он в избу, что стояла у самого края леса, и увидел чудную картину: на лавке сидела девица и ткала полотно, а перед ней прыгал заяц. Юноша спросил имя девицы.
– Имя мое – Феврония, и я знаю, о каком деле ты хлопочешь. Передай же князю, что он должен прийти к тому, кто его потребует, и если будет добросердечен в ответах, то станет здоровым.
– Кто же может потребовать князя? – спросил юноша.
– Привези его сюда, – ответила девица.
Гонец вернулся к князю и передал все виденное и слышанное.
– А у той девицы жених есть, – улыбнулся он.
– С чего ты взял? – спросил князь.
– А примета есть верная: если заяц перед девицей скачет – значит, свадьбе быть.
Князь Петр тут же откликнулся на слова девицы и послал к ней с вопросом: кто его вылечит и много ли возьмет богатства?
Девица же, не смущаясь нимало, ответила:
– Я его вылечу, но никакого богатства с него не возьму, а условие мое такое: если князь меня в жены не возьмет, то и лечение впрок не пойдет.
Князь послал к ней юношу с ответом, что пусть, мол, лечит, а если вылечит, тогда и в жены возьму. А про себя подумал: негоже мне, князю, брать в жены крестьянскую дочь!
Когда девице передали эти слова, она взяла небольшой сосуд, зачерпнула хлебной закваски и, подув на нее, сказала:
– Пусть князь ваш выпарится в бане, а потом смажет этим струпы и язвы на всем теле. А один струп пусть оставит ненамазанным. Если он сделает, как говорю, то выздоровеет!
Когда князю принесли мазь, он велел тотчас приготовить себе баню. Выпарился в ней хорошенько, помазал целебной мазью струпы и язвы на всем теле, а один струп оставил несмазанным. Выйдя же из бани, почувствовал, что словно заново родился. Тело стало здоровым и чистым, остался только один струп.
Князь хотя и выздоровел, но слова своего держать не стал и вместо того, чтоб жениться на девице, послал ей подарки. Она же отказалась их принять.
Петр вернулся в Муром исцеленным, но стал замечать, что от одного струпа стали по всему телу другие расходиться, словно ржа какая.
Измученный болезнью князь не решался ехать к девице за исцелением, но тут явился перед ним тот же ангел и молвил:
– Смири гордость свою, князь, поезжай к девице. Когда же исцелит она тебя, непременно женись на ней, ибо это невеста, суженая тебе Богом.
И вновь князь послал к Февронии с просьбой вылечить его. Девица, нисколько не сердясь на князя и не попрекая его прошлым, опять повторила, что он будет исцелен, если возьмет ее в жены. Князь твердо обещал жениться на ней. Она приготовила ему прежнее снадобье, и вскоре князь был здоров. На этот раз он сдержал слово, и девица Феврония стала княгиней. Супруги приехали в город Муром и жили там в любви и согласии, соблюдая все заповеди Божьи.
Прошло время, и князь Павел отошел в мир иной. Теперь брат его, Петр, стал княжить в Муроме.
Супругу его, княгиню Февронию, бояре не любили. Не нравилось их женам ее низкое происхождение, и они строили княгине всякие козни.
Как-то пришел к князю слуга и говорит:
– Твоя-то княгиня из-за стола точно голодная выходит: все крошки до единой в руку собирает.
Решил князь это проверить. После обеда княгиня как обычно собрала в руку все крошки со стола. Князь Петр разжал ей руку и увидел на ладони не хлеб, а благовонный фимиам. Подивился он этому чуду и с тех пор во всем доверялся своей супруге.
Через какое-то время приходят к нему бояре и говорят:
– Не хотим, чтобы княгиня Феврония над нашими женами господствовала! Не того она роду-племени. Дай ей богатства, сколько захочет, и пусть уходит подобру-поздорову. А ты возьми себе другую жену, ровню, тогда станем тебе служить верой и правдой!
Выслушал их князь и духом не смутился.
– Скажите все это Февронии, – отвечал он со смирением. И вот на пиру раздались голоса: «Отдай нам, Феврония, то, что мы у тебя просим!»
– Возьмите, что просите, – отвечала княгиня.
– Мы хотим князя Петра, а тебя наши жены не хотят. Возьми богатства, сколько надобно, и ступай куда хочешь!
– Что ж, – отвечала княгиня, – я отдам вам, что просите. Дайте и мне, что попрошу у вас.
От ярости бояре совсем разум потеряли и поклялись княгине исполнить ее просьбу. Она же сказала:
– Ничего, кроме супруга моего Петра, я у вас не прошу.
– Ладно, – ответили бояре, – если он сам захочет из Мурома уйти, мы тебе ничего не скажем.
Втайне каждый из них мечтал самодержцем стать. Князь Петр любил свою княгиню и не захотел с ней разлучаться, Обрадовались бояре! Дали они князю с княгиней корабль, и те поплыли.
Как-то вечером остановились они и расположились на берегу. И запала в сердце Петру горестная мысль: как они теперь жить будут? А мудрая Феврония словно услышала его думы и говорит: «Не горюй, князь мой ласковый! Бог Промыслитель не оставит нас в нищете».
Когда повар готовил ужин, обрубил он два засохших деревца и, воткнув в землю, повесил на них котел. Феврония указала Петру на те палки и, благословив их, сказала:
– Пусть к утру расцветут!
Наутро все увидели чудо: на месте вчерашних обрубков шелестели два стройных деревца. Понял князь, сколь велика милость Божья и что напрасно он беспокоился о завтрашнем дне. А когда стали они собираться на корабль, увидели, что идут люди из Мурома и просят:
– Господин великий князь! Пришли мы к тебе на поклон от бояр наших и от всего города! Не оставь нас сиротами, возвращайся на отчий престол. Как псы разъяренные дрались бояре за место твое, и многие от меча погибли. Ныне же молим вас обоих: простите нас, грешных!
Князь и княгиня вняли их уговорам и вернулись в Муром. Стали править они не яростью, а кротостью, не ложью, а правдой. На подданных своих смотрели, как отец с матерью. Пребывая в непрестанных молитвах, для всякого находили они ласковое слово, насыщали голодных, одевали нагих, принимали странников.
В таких трудах милосердных подошли они к своему жизненному пределу. Теперь просили они Бога об одном: чтобы умереть им в один день и час, и завещали положить их в одном гробу. Для этого повелели сделать в камне два гроба, которые бы имели между собой тонкую перегородку. Сами же решили провести остаток дней своих в монашеских кельях, вдали от мирской суеты. Приняли монашеский постриг, и назван был Петр – Давидом, а Феврония – Ефросиньей. Впервые за многие годы разлучились супруги – Петр стал жить при Богородичном храме внутри города, а Феврония – за городом, в женском монастыре.
В то время преподобная Феврония, нареченная Ефросиньей, вышивала для храма Пречистой Богородицы покрывало с ликами святых, называемое «воздýх». Супруг ее Петр, нареченный Давидом, чувствуя приближение смерти, отправил к ней человека со словами:
– О, сестра моя Феврония! Душа моя вот-вот расстанется с телом, только тебя я жду, чтобы умереть вместе!
– Подожди, господин мой, – отвечала Феврония, – пока закончу рукоделие свое.
Спустя короткое время он опять посылает к ней: «О, сестра моя, немного мне осталось…». А в третий раз просил передать: «Душа моя хочет уже прощаться с телом, и не могу я ждать тебя».
Февронии осталось вышить только ризы одного святого, но, услышав эти слова, она воткнула иглу в воздух, обернула ее ниткой и послала к Петру весть, что готова умереть с ним в один день и час. И так, помолившись, предали они свои души в руки Божьи. Из келий их выпорхнули одновременно две голубки и, покружив над Богородичным храмом, улетели. Было это в 25-й день июня (по старому стилю).
После их кончины сделали для благоверных супругов два гроба. Петра положили в соборной церкви Пречистой Богородицы, а Февронию – в женском монастыре, в церкви Воздвиженья Честного и Животворящего Креста. Общий же гроб, который супруги повелели себе вытесать, стоял в пустом храме Богородичной церкви. Утром люди увидели, что отдельные гробы, куда их положили, пусты, а святые их тела нашли в едином гробу в Богородичной церкви. Неразумные люди! Как и при жизни блаженных пытались их разлучить, так и после не оставили свои суетные мысли. Снова переложили они их тела в отдельные гробы и разнесли по разным церквам. Наутро же Петр и Феврония вновь оказались рядом. После этого не смели прикасаться к святым телам.
Весть о чуде быстро разнеслась по Мурому, и к могиле у Богородичного храма потянулись страждущие. Многие находили здесь успокоение душе и исцеление телу, и вскоре Церковь причислила блаженных супругов к лику святых.
Теперь каждый из нас может просить о заступничестве перед Богом святых, неразлучных в жизни и в смерти Петра и Февронии.
Святые Муромские чудотворцы Петр и Феврония (Давид и Ефросинья) были причислены к лику святых на церковном соборе 1547 года. Память их празднуется 8 июля (по новому стилю).
Приложение 27
СЕМЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛУБ
В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ[34]
(программа и тематическое планирование)
Вступая в XXI век, мы особенно остро осознаем необходимость духовно–нравственного воспитания подрастающего поколения как ядра всей воспитательной работы. При этом нам нужно опираться на лучшие достижения отечественной культуры, ее духовно-нравственный потенциал, основу которого составляют традиционные для нашего национального менталитета черты: миролюбие, сострадание, любовь, терпение, готовность жертвовать, помогать и прощать, трудолюбие, целомудрие, доброделание.
Для сохранения и развития этих ценностей в сознании и образе жизни современного ребенка важно организовать адекватную школьную среду. В этой работе главным условием становится объединение усилий всех участников педагогического процесса (учителей, школьников, родителей) на прочном фундаменте проверенного веками национального культурно–исторического опыта.
Многолетний опыт развития отечественной школы свидетельствует о том, что начиная с 60-х годов XIX века в России повсеместно возникали творческие объединения ученых и педагогов, которые занимались педагогическим просвещением родителей: это Родительский кружок в Санкт-Петербурге, семейно-педагогические кружки в Казани, Симбирске, Оренбурге, Астрахани, Нижнем Новгороде и других городах, курсы для матерей и воспитательниц, школы для матерей, в частности школа доктора Е.А. Покровского – детского врача, редактора журнала «Вестник воспитания».
В 1907 году в Москве начал свою деятельность созданный К.Н. Вентцелем «Кружок совместного воспитания и образования детей», в котором был народный детский сад, клуб городских школьников и родительский клуб. Обширная программа включала педагогический лекторий для родителей, педагогическую библиотеку и музей, кабинеты, мастерские, лаборатории. Дети, родители и учителя составили своеобразную педагогическую общину, трудовую ассоциацию, которая, по замыслу К.Н. Вентцеля, должна была стать местом счастья, радости и свободы, справедливости и братской любви, творчества и импровизации.
В советский период отечественная школа накопила значительный опыт в деле сотрудничества с семьей. Социалистический уклад жизни предполагал тесное взаимодействие всех социальных институтов, поэтому семья и школа не только испытывали потребность друг в друге, но и активно сотрудничали. При этом, надо признать, школа зачастую проявляла известный патронализм в отношении к семье, диктуя ей линию поведения в воспитании детей и помощи школе. Главным принципом этих взаимоотношений был принцип коллективизма – социалистическая модификация принципа соборности, традиционного для российского общества. Принцип коллективизма требовал, чтобы все члены коллектива соблюдали общепринятые правила жизни, основанные на нравственных ценностях в их марксистском толковании, проявляли взаимовыручку и взаимопомощь. Среди нравственных ценностей особое место занимали идеи мирного сосуществования, борьбы за мир во всем мире, ориентации на мирное разрешение конфликтов, а также усвоение культурных достижений своей Родины и зарубежных стран.
Как видим, в истории отечественного образования имеется замечательный и плодотворный опыт педагогических объединений детей и взрослых на принципах клубной деятельности. При этом усвоение и развитие культуры в рамках коллективной формы жизни стало устойчивой традицией российского образования. Продолжая эту традицию, мы разработали и применили в практике современной школы модель семейно-педагогического клуба как педагогической системы, в которой наиболее плодотворно решаются многие воспитательные задачи.
В соответствии с системным принципом были разработаны концептуальный и технологический аспекты (блоки) данной педагогической модели.
Концептуальный аспект (блок) модели семейно-педагогического клуба предполагает совокупность следующих принципов:
– трактовка воспитания как процесса создания условий для восхождения личности к индивидуальности через преодоление противоречий. И на основе общечеловеческих ценностей;
– оптимистическая гипотеза в отношении развития ребенка на всех возрастных ступенях;
– деятельностный подход к организации общения, игры, физического и умственного труда;
– стремление зажечь в детях и взрослых огонь творчества и искренний интерес к полезным видам деятельности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей;
– соблюдение демократического стиля общения и взаимодействия в семье и школе, ориентация на деловой и духовный уровни общения;
– уважение, доверие и доброжелательность в отношениях семьи и школы друг к другу и к ребенку;
– диалогизм, уважение права свободного выбора, забота об эмоциональном благополучии, зашита прав, чести и достоинства всех участников педагогического процесса;
– готовность повышать свой психолого-педагогический (учительский и родительский) уровень, вступать в диалог, ради пользы ребенка конструктивно подходить к разрешению конфликтов.
Технологический (деятельностный) аспектмодели семейно-педагогического клуба включает этапы и формы работы, формы рефлексии, критерии эффективности, а также права и обязанности членов клуба.
Работа семейно-педагогического клуба организована по этапам.
1. ИНФОРМАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП,
ИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СЕМЬИ
Цель данного этапа – составить достаточно объективный портрет семьи (ее состав, жилищные условия, материальные условия, профессиональное образование родителей, место работы и должность, любимые формы досуга семьи, хобби детей и родителей). Необходимо также выявить уровень педагогической культуры родителей, их заинтересованность в решении проблем семейного воспитания, определить спектр проблем, актуальных для данного класса и данной школы, спланировать работу с благополучными и неблагополучными семьями, наметить наиболее эффективные пути включения родителей в деятельность по развитию личности ребенка. Педагогическая диагностика семьи не только способствует грамотному началу работы, но и помогает отслеживать промежуточные результаты и намечать ближние и дальние перспективы.
2. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ,
РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
В СЕМЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КЛУБЕ
Стремление зажечь в детях и родителях искренний интерес к полезным видам деятельности воплощается в организации совместных дел по следующим направлениям.
1-е направление. Совместный досуг детей и родителей. Цель – сплочение семьи, воспитание будущего семьянина, нравственное и эстетическое воспитание на традиционных духовных ценностях.
Мероприятия:
– посещение театров с последующим обсуждением спектаклей;
– встречи с интересными людьми, артистами, деятелями культуры, студентами областного колледжа культуры;
– посещение планетария, встречи с космонавтами и астрономами, беседы о Вселенной,
– спортивные праздники, конкурсы, соревнования;
– экскурсии, туристические походы, краеведческая работа;
– деятельность «Детской творческой студии» (с учетом индивидуальных творческих способностей детей и родителей);
– празднование дней рождения членов клуба;
– празднование красных дат календаря (с целью изучения и «проживания» истории Отечества);
– коллективные творческие дела, организованные по принципу «перспективных линий» и «ожидания завтрашней радости».
Разработана специальная программа совместного досуга членов клуба на базе Детского музейного центра Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В программу включены следующие тематические встречи.
1. Быт и нравы Древней Руси. Старая русская школа, обучение и воспитание детей.
2. Праздник Рождества Христова с просмотром слайд–фильма о традициях и символах Рождественской истории. Вертеп в исполнении студентов областного колледжа культуры.
3. Праздник «Русская масленица».
4. Встреча в музейной экспозиции «Русский дом». Уклад жизни традиционной русской крестьянской семьи. Любовь к ближнему и доброделание как основа жизни христианина.
5. Культура и быт русского народа. Особенности жизни в интеллигентной городской семье.
6. Современное искусство Владимирской земли. Встреча в художественном фонде имени Б.Ф. Французова.
7. Встреча с писателями и поэтами традиционного направления – приверженцами духовно-нравственных ценностей русского народа. Литературно-музыкальный вечер «Живу я в России».
9. Традиционные праздники русского народа. Особенное отношение к христианским праздникам в русской семье.
10. Мир дворянской усадьбы. Аристократизм русской культуры. Взаимоотношения русской и мировой культуры.
11. Наши славные земляки. Памятные места г. Владимира. Музей Столетовых.
12. «Вечер в светелке» – встреча членов клуба с участниками дизайн–студии Дворца творчества юных, посещение музея прикладного искусства.
2-е направление. Моя родословная.
Цель – изучение истории рода и семьи как духовной общности и хранительницы народной культуры, воспитание патриотизма и чувства ответственности за сохранение традиций своего народа и своей семьи.
Мероприятия:
– встречи, огоньки, мероприятия по темам: «Моя родословная», «Они сражались за Родину», «История, традиции и современный мир» и др.;
– оформление тематических альбомов и выставок;
– ролевые игры и посиделки.
3-е направление. Общественная благотворительная деятельность клуба.
Цель – воспитание доброты, бескорыстного служения людям, милосердия и трудолюбия; развитие коллективизма, соборности, «прививки» против бездушия и агрессивности.
Мероприятия:
– установление шефских связей с детским садом, детским домом, а также партнерских связей с клубом по месту жительства;
– уборка территории, ремонт игрушек и оказание иной помощи нуждающимся детям;
– благотворительные концерты для детей из детского сада и детдома;
– благотворительная выставка-ярмарка;
– помощь одноклассникам в учебе;
– встречи с ветеранами войны и труда, помощь инвалидам, пожилым и больным людям.
3. Параллельно со вторым этапом деятельности клуба осуществляется ПРОСВЕЩЕНЧЕСКИЙ ЭТАП РАБОТЫ – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОБЩИМ И ЧАСТНЫМ ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ, СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ. В процессе повышения педагогической культуры родителей используются следующие формы и методы организации эффективного взаимодействия учителей и родителей: лекции, беседы, консультации, конференции и пресс-конференции с участием специалистов по различным проблемам детства, деловые игры с «проблемными» и «благополучными» семьями, малые домашние педсоветы; семинары по анализу педагогических ситуаций и решению педагогических задач, встречи с интересными людьми. Такая работа, организованная на высоком профессиональном уровне, не только поможет родителям эффективно осуществлять семейное воспитание, но и будет стимулировать взрослых людей к самосовершенствованию. При этом решается важнейшая социальная задача: пробуждая в родителях чувство ответственности за благополучное развитие детей и радости за их успехи, школа может помочь многим семьям нормализовать собственную жизнь на основе духовных ценностей и социального оптимизма. Таким образом, предотвращаются дополнительные социальные проблемы в современном обществе.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ