Раздел 1. теоретические основы применения принципов обучения физического воспитания в начальной школе
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Сущность процесса физического воспитания в начальной школе……...5
1.2. Морфофункциональные особенности организма младших школьника..8
1.3. Характеристика общепедагогических принципов обучения…………..11
1.4. Определение специфических принципов обучения……………………16
Выводы по первому разделу………………………………………………...22
РАЗДЕЛ 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО УСТАНОВЛЕНИЮ СООТНОШЕНИЯ ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ И СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ
2.1. Анализ уровней использования общепедагогических и специфических принципов на уроках физического воспитания в начальной школе…………23
2.2. Методические рекомендации учителям физического воспитания начальной школы по применению адекватной совокупности принципов…..24
Выводы по второму разделу………………………………………..……...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...28
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Физическое воспитание в системе образования традиционно ответственно за физическое развитие и физическую подготовку молодого поколения.
Физическое воспитание, как и всякая обобщающая научная дисциплина, требует при знакомстве с ее содержанием четкого определения наиболее общих исходных понятий, относящихся к изучаемому объекту, и уточнения их связей с основными смежными понятиями. Одним из ключевых таких понятий является понятие принципов физического воспитания. В теории физического воспитания исследователи выделяют три основные группы принципов: социальные принципы, общеметодические принципы, специфические принципы.
На уроках физического воспитания в начальной школе все принципы взаимосвязаны, поэтому каждый преподаватель не должен об этом забывать. Чтобы младший школьник психологически и физически правильно сформировался, применение общепедагогических и специфических принципов является обязательным заданием для учителя. Но при разработке урока, преподавателю нужно учитывать морфофизиологические особенности детей, так как школьники все разные по своему развитию.
Начальная школа является первой ступенью к формированию человека как личности. Именно на уроках физкультуры, также происходит воспитание нового, всесторонне развитого человека - это одно из необходимых и решающих условий успешного развития современного общества. [7;10]
Физическая закалка в некоторой степени определяет дальнейшую жизненную деятельность человека. Осознание здоровья и полноценности дает уверенности в своих силах, наполняет бодростью, оптимизмом и жизнерадостностью. Наконец, это важнейшее условие высокой работоспособности, которое открывает широкие возможности в овладении избранной профессией. Физическая слабость человека и вызываемое этим чувство неполноценности угнетающе действуют на психику человека и вызывают эти чувство неполноценности, развивая такие качества, как пессимизм, робость неверие в свои силы, замкнутость, индивидуализм. [7;5]
Многолетняя практика показала, что физическая культура способствует также умственному развитию, воспитывает ценные моральные качества - уверенность, решительность, волю, смелость и мужество, способность преодолевать препятствия, чувство коллективизма, дружбы. [7;5]
К сожалению, не все преподаватели правильно распределяют выбор принципов на уроке, именно это и является проблемой. Исследованием этой проблемы занимались Ж. К. Холодов и В. С. Кузнецов. Они выделили основные принципы, которые должны применяться на уроках физического воспитания. Дидактические принципы были разделены на три группы: общедидактичекие, специфические, социальные.
Однако, все же стоит вопрос: какие же принципы нужно использовать в большей, меньшей или одинаковой степени? Это и является обоснованием того, что выбранная тема нашего исследования «Соотношение общепедагогических и специфических принципов обучения в процессе физического воспитания младших школьников» актуальна на сегодняшний день.
Цель исследования – установить соотношение общепедагогических и специфических принципов в процессе физического воспитания в начальной школе.
Исходя из поставленной цели, нам необходимо решить следующие задачи исследования:
Ø Анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме исследования;
Ø Изучение морфофункциональных особенностей организма младших школьников;
Ø Выявление сущности процесса физического воспитания в начальной школе;
Ø Характеристика общепедагогических принципов обучения;
Ø Определение специфических принципов;
Ø Анализ уровней использования общепедагогических и специфических принципов на уроках физического воспитания ;
Ø Разработка методических рекомендаций для учителя физкультуры в начальной школе.
Объект исследования – физическое воспитание в начальной школе.
Предмет исследования -общепедагогические и специфические принципы обучения в начальной школе.
Методы исследования –анализ литературы, наблюдение, анализ математических данных, опрос, анкетирование.
База исследования – учителя физкультуры в начальных классах общеобразовательных школ № 1,2 в г. Джанкое.
Работа состоит из введения, двух разделов (теоретического и практического), выводов по каждому разделу, заключения, литературы, включает нумерацию страниц.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ