Методические рекомендации учителям физического воспитания начальной школы по увеличению применения адекватной совокупности принципов

Труд учителя физической культуры является сложным и многообразным. Он должен быть сам всесторонне развит физически (быть стройным, подтянутым, аккуратно одетым), знать теорию и методику выполнения физических упражнений. Современный учитель физической культуры должен знать:

• цели и задачи физической культуры; основы теории физического воспитания;

• общую концепцию научного содержания предмета;

• современное состояние физической культуры в Украине;

• роль и место предмета «Физическая культура» среди других предметов школьной программы;

• межпредметные связи;

• передовой педагогический опыт (и уметь внедрить его в свою работу);

• медико-биологические основы двигательной деятельности;

• правила по технике безопасности.

Направленность содержания занятий по физическому воспитанию должна быть посвящена решению образовательных, воспитательных, оздоровительных, тренировочных и соревновательных задач. Решение этих задач во многом зависит от профессиональной компетентности учителя, его двигательной подготовленности, организаторских способностей, нравственной, эстетической, речевой культуры, дидактических способностей, коммуникативной культуры. Он должен анализировать научные и теоретические публикации по вопросам физической культуры, делиться опытом работы с другими коллегами, иметь методические разработки и усовершенствованные, экспериментальные программы. Учитель физической культуры должен владеть самоанализом и анализом уроков, внедрять новации, изобретения в учебно-тренировочный процесс, проводить зачетные уроки, разрабатывать тестирование и домашние задания для учащихся.

Особенностью профессионального труда учителя физической культуры является связь его деятельности с воспитанием детей. Учитель - тонкий знаток детской души. Он должен со знанием своего дела подходить к учащимся, понимать возрастные особенности, знать пути воспитания будущего гражданина. Учитель физической культуры, в отличие от других учителей, проводит с ребятами вместе гораздо больше времени, поэтому он может найти в ученике то, что остается скрытым от других.

Наставник должен формировать и развивать у учащихся социальную активность, помогать раскрывать учащимся свои возможности. В области физической культуры решаются общепедагогические задачи формирования гармонически развитой личности и здорового образа жизни. Личный пример педагога во многом способствует воспитанию личности ребенка.

Учитель физической культуры должен опираться на педагогику сотрудничества с детьми, с их родителями, с коллегами по работе. Долг учителя - раскрыть в ребенке положительные качества и способствовать их развитию, слабых учеников заставить поверить в свои силы, научить ребенка работать на занятиях физической культурой, дома - над развитием своих физических и морально-волевых качеств. Для этого учитель физической культуры поддерживает тесную связь с родителями, постоянно информирует их о воспитательном воздействии на учащихся.

Учителю физической культуры в своей деятельности необходимо правильно понимать и учитывать мотивы, интересы учащихся к физкультурно-спортивной деятельности. Глубокие знания, мастерство, воля, выдержка, спокойствие, уверенность, такт помогают учителю физической культуры успешно решать поставленные задачи.

Мы считаем, что придерживаясь этих рекомендаций, преподаватели повысят уровень проведения занятий физкультурой, а также будут правильно объединять общепедагогические и специфические принципы, что приведет к улучшению физического, психологического развития учеников, а также зажжет в них желание заниматься физическими упражнениями самостоятельно и стремиться совершенствоваться в этой отрасли.

Выводы по второму разделу

Проведя исследование, мы выявили, что применение общепедагогических и специфических принципов обучения на уроках физического воспитания в начальной школе является эффективным в обоих случаях. Как общепедагогические, так и специфические принципы должны использоваться на уроках физкультуры.

Эти две группы принципов составляют не сумму, а единство принципиальных методических положений, взаимно обусловленных и дополняющих друг друга. Отступление от одного из принципов может разладить весь сложный процесс физического воспитания и сделать почти бесплодным большой труд преподавателя и его учеников.

На практике оказалось, что использование принципов не происходит в полной мере, поэтому мы постарались путем разработки методических рекомендаций повлиять на учителей. Помочь в увеличении интереса, чувства долга воспитать и сформировать физически активных, здоровых, в дальнейшем трудоспособных людей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе мы рассматривали проблему соотношения общепедагогических и специфических принципов обучения физической культуры младших школьников. Какие из них следует применять на уроках физкультуры, и какие особенности младших школьников нужно учитывать в ходе физического воспитания.

Мы достигли цели нашего исследования, и выяснили, что в процентном отношении применение принципов сводится к 50/50%. На такой результат повлияли некоторые факторы: человеческий, погодные условия и др.

В ходе работы, мы решили все поставленные задачи:

Проанализировав литературу по проблеме исследования, сделали вывод, что данная тема исследована научными деятелями на высоком уровне, в литературе сохраняется тенденция объединить несколько (два) принципа в один, например: принципы сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности и индивидуализации, прочности и прогрессирования.

Мы выявили сущность процесса физического воспитания и определили, что сущностью процесса физического воспитания является освоение актуальных элементов системы ценностей данной сферы культуры, востребованных личностью, коллективом, сообществом. Физическая культура и спорт способствуют развитию интеллектуальных процессов – внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность. Здоровые, закаленные, хорошо физически развитые дети, как правило, успешно воспринимают учебный материал, меньше устают на уроках в школе, не пропускают занятий из-за простудных заболеваний.

Мы изучили морфофункциональные особенности организма младших школьников и можем утверждать, что школьный возраст охватывает детей 6—10 лет. В этот период создается фундамент всестороннего физического развития, формируются тип телосложения, осанка, разнообразные двигательные умения и навыки, укрепляется здоровье. По данным ученых, одним из значимых критериев здоровья детей школьного возраста является их физическое развитие. Рост и массу (вес) тела считают наиболее существенными медико-социальными и санитарно-гигиеническими показателями, по которым в определенной мере можно судить как о положительном, так и об отрицательном влиянии условий жизни и факторов окружающей среды на организм ребенка.

Рациональное применение общепедагогических и специфических принципов на уроках физкультуры укрепляет здоровье, улучшает физическое развитие, повышает работоспособность и устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды. В то же время следует учитывать, что физические упражнения стимулируют процессы роста и развития, совершенствуют механизмы адаптации и укрепляют здоровье лишь при условии адекватности их характера, объема и интенсивности состоянию здоровья, возрастным и, особенно, индивидуальным морфофункциональным особенностям детей.

Однако, наше исследование не решает проблему окончательно. Дальнейшего исследования требуют разработки уроков по соотношению общепедагогических и специфических принципов обучения физического воспитания младших школьников.

Список использованной литературы

1.Лихачев Б. Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев. – М.: Академия, 2001. – 607 с

2.Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры / A.M. Максименко. — М., 1999.

3.Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин -тов физ. культ. / Л. П. Матвеев. — М., 1991.

4.Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Кофмана Л.Б.- / Л.Б. Кофмана. М., 1998.

5.Определение физической подготовленности школьников / Под ред. Б. В. Сермеева. — М., 1973.

6.Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техникумов физ. культ. / Под ред. А. А. Гужаловского. — М., 1986.

7.Ращупкин Г.В. Физическая культура школьников./ Г.В. Ращупкин Киев, 1979. -174с.

8.Матвеева Л. П., Новикова А.Д. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин - тов физ. культ.: В 2 т. / Под общ. ред.. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1976.

9.Теория и методики физического воспитания: Учеб. для пединститутов / Под ред. Б. А. Ашмарина. — М., 1990.

10.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - Ж.К Холодов., В.С. Кузнецов М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480

11.Щукина, Г. И. Педагогика / Г. И. Щукина. – М.: Просвещение, 1971. – 384 с.

12.Принципы физического воспитания [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kursoved.com/fizkultura-i-sport/961-kursovaya-printsipy-fizicheskogo-vospitaniya.html

13.Физическое воспитание в начальной школе [Электронный ресурс] Режим доступа http://portalus.ru/

14.Поэтапное формирование двигательных навыков [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.openclass.ru/wiki-pages/83131

15.Физическое воспитание в начальной школе навыков [Электронный ресурс] Режим доступа http://allrefs.net/

16.Методы физического воспитания [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.fizkulturaisport.ru/fizvospitanie/teoriya/274-metody-fizicheskogo-vospitaniya.

17.Методы физического воспитания [Электронный ресурс] Режим доступа http://opace.ru/a/metody-fizicheskogo-vospitaniya

18.Методика физического воспитания: цель, задачи, методы и приемы [Электронный ресурс] Режим доступа http://xreferat.ru/71/3403-1-metodika-fizicheskogo-vospitaniya-cel-zadachi-metody-i-priemy.html

Наши рекомендации