Педагогическая технология как элемент профессионального мастерства педагога
Воспитание как процесс помимо теоретического и методического уровня, представленного нами выше, может быть рассмотрен на уровне технологическом. Как бы ни казалось странным понятие «педагогическая технология», оно прочно вошло в систему педагогического инструментария, принято практикой воспитания и широко утвердилось в системе профессиональных занятий по подготовке педагога к работе с детьми. Технологический уровень рассмотрения предполагает научное обоснование производимых операций во имя достижения результата.
Операционный уровень имеет любая профессия: художник овладевает операционными умениями, растирая, смешивая, нанося краски на холст; танцовщица овладевает операционными умениями во время экзерсиса; дворник отрабатывает операции, чтобы снизить затрату физических сил, увеличив результативность действий; тонкими операционными умениями оснащает себя хирург во время профессионального обучения.
Наблюдая походку, позу, осанку окружающих, мы выходим в область технологических умений человека (операционных). Оценивая красивый голос или красивые жесты, плавные движения человека или его умения пользоваться столовым и приборами, мы неотвратимо вторгаемся в сферу умений человек производить те или иные операции. Проследим за собою: как ведут себя наши руки во время общения с людьми, как расположилось тело на стуле в гостиной среди малознакомых людей, как мы выглядим, когда надеваем пальто... - это и есть технологическая сторона нашего поведения.
Педагогическая технология1 — совокупность профессиональных умений, обеспечивающих благотворное воспитательное воздействие педагога на ребенка в контексте взаимодействия с ним и позволяющих ребенку вступать во взаимодействие с миром на уровне культуры, а педагогу быть профессионально свободным в достижении воспитательной цели.
Появление педагогической технологии как некоего профессионального феномена обусловлено тем, что ребенок как личность и индивидуальность является субъектом и требует особого осторожного прикосновения щадящего и гуманного, но содействующего восхождению ребенка к достижениям культуры путем непрерывного физического и духовного усилия как единственного способа стать рядом с человечеством на уровень современной культуры. И педагогу приходится разрешать противоречие, чтобы, с одной стороны, не подавить личность, закрывая ей путь к проявлению своего Я, а с другой стороны, чтобы не допустить превращения ее в дикаря.
Педагогическая технология - это профессиональное искусство прикосновения к личности в момент взаимодействия с нею. Впервые понятие «прикосновение к личности» ввел в педагогический лексикон А.С. Макаренко, педагог поразительного таланта и удивительной способности индивидуализировать педагогические взаимодействия с детьми на фоне общеустановленных и принятых социально ценностных традиций коллективной жизни.
Слагаемые педагогической технологии определяются функциями педагога во время взаимодействия с детьми. Педагог передает информацию, вступает в общение, дифференцирует при учете поло-ролевых особенностей детей воздействие на мальчиков и девочек, организует групповую работу, создает соответствующий психологический климат в группе, предъявляет вполне определенные требования в момент совместной работы в согласии с нормами культурной жизни, разрешает конфликты, ему приходится производить этическую защиту, он подбирает воспитательные средства, он вынужден прослеживать и выстраивать педагогическую позицию по отношению к детям в разные моменты взаимодействия с ними... И все это производится с использованием ресурсов психофизического аппарата педагога: голоса, мимики, пластики, темпоритма движений, а также платья, завершающего внешний облик.
Каждый отдельный названный функциональный элемент педагогической технологии составляет отдельное слагаемое, обеспеченное системой профессиональных умений.
Но кто задает систему умений? Представляют ли профессиональные умения педагога некую беспредельную совокупность или существует четкое системное описание этих умений?
Общие руководящие положения, предписывающие постоянство и последовательность действий, называемые принципами, определяют характер и систему профессиональных умений. Обратясь к принципам воспитания, педагог обретает систему необходимых профессиональных умений.
Принцип субъектности,обеспечивающий развитие способности ребенка становиться субъектом деятельности, поведения и собственной жизни, диктует особенность профессионального воздействия в любых ситуациях, заключающуюся в том, чтобы постоянно и неуклонно апеллировать к сознанию ребенка, предоставляя ему возможность воспринимать суть происходящего явления и здесь и сейчас выстраивать свое отношение к течению события.
Система профессиональных операций включает в себя те, и только те операции, которые могут инициировать субъектность ребенка и совершенствовать его способность осознавать себя в связях с окружающим миром.
Приведем пример. Операция «Ты-сообщение» предполагает, что педагог, прежде чем выразить свое отношение к содеянному, воспроизведет версии психологического состояния ребенка, его мотива действия и его цели. Он говорит примерно такое: Ты хотел... потому что ты рассердился... и думал, что я... поэтому тебе сейчас хочется, чтобы я... Для сознания ребенка выставляется своеобразное психологической зеркало, в которое он смотрится. Сознанию ребенка помогает педагог осмыслить сущность коллизии и сделать свой выбор по осмыслении, то есть, выразить субъектную волю и субъектное отношение.
Может ли педагог, не зная о существовании такой операции, как «Ты-сообщение» произвести нечто подобное в своей практической работе? Разумеется. Однако овладение педагогическим принципом и оснащение его умениями гарантирует воспитательный успех и облегчает труд педагога, избавляя его от самостоятельных длительных поисков и множества профессиональных ошибок.
Принцип ценностной ориентациив практическом технологическом воплощении обеспечивает ценностное содержание совместной деятельности педагога и детей, сохраняет в ходе воспитывающей деятельности практическую направленность на ценности жизни.
Проиллюстрируем такое обеспечение на операции «просьба о помощи». Педагогическая технология предписывает использовать такие парадигмы просьбы о помощи, как «Не мог бы ты...», «не хотел бы ты, чтобы...») или же («Я был бы счастлив» (я хотел бы...). Благодаря такому использованию педагог сохраняет ориентацию на ценность Другого, приучает детей к уважению индивидуальности другого человека и той персональной ситуации, в которой этот Другой находится.
Если мы ознакомимся с разделом «Технология предъявления педагогического требований», то найдем там рекомендуемую операцию «доводить требование до логического конца». Реализация данной операции тоже служит выразительным примером воплощенного принципа ценностной ориентации в одном кратком моментном акте воздействия. Педагог, предъявив требование, ждет его неукоснительного исполнения именно потому и в силу того, что в этом требовании содержится уважение ценности, а игнорирование требования является пренебрежением данной ценностью.
Принцип целостности,чтобы быть реализованным практически, нуждается в технологической обеспеченности рядом профессиональных операций. Все они направлены на возбуждение всех форм существования и проявления единого отношения: рациональной, эмоциональной и практически-действенной.Воздействие педагога направляется в одном акте разом по трем каналам, что и порождает реальное отношение «здесь и сейчас».
Идея реального воплощения декларируемого отношения издавна занимала человечество. Древнегреческий баснописец Эзоп выразил ее в своей басне про хвастуна, заявляющего, что совершал высокий прыжок на острове Родос. На что ему сказали: Hic Rhodus, hic saita! (Здесь Родос, здесь прыгай!) Это изречение общеизвестно и употребляется в западной культуре так же часто, как выражение «здесь и сейчас».
Отношение проживается, а значит выявляет себя в комплексе всех субстанциональных форм. Но, чтобы сказанное реализовалось, необходимо особое прикосновение к личности, которое бы возбуждало отношение и одновременно реализовало бы его тут же.
Профессиональные операции педагога должны обеспечить такое послевоздействие. Извлечем одно из профессиональных умений. Скажем, создание ситуации успеха. Педагогический алгоритм такой операции одновременно обеспечивает раскрытие смысла необходимого действия. («Это нам надо... тебе надо, потому что...»), возбуждение положительных эмоций к моменту действия («У тебя получится, при твоих качествах... именно тебя прошу... верим в тебя...»), а также скрытая инструкция реального предметного действия («Лучше, наверное, начинать... вспомни, как выглядит... здесь главное, чтобы...»)
Профессиональные умения технологического плана выявляются на протяжении не одного года, они имеют тенденцию расширяться и модифицироваться, угасать либо увеличивать силу своего эффекта. Одно остается неизменным — это, их непременное присутствие в системе воспитательного процесса в качестве средства и инструмента воздействия. По своему содержанию профессиональные умения нейтральны (как нейтрален процесс расщепления атомного ядра), но в контексте взаимодействия, организуемого по определенной методике и на основании определенной теории, операционные умения педагога приобретают качественную профессиональную оценку.