Возрастные особенности и характеристика воспитанности дошкольника
Дошкольный возраст – этап психического развития от3 до 6-7 лет. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет). В рамках игровой деятельности происходит усвоение основных приёмов орудийной деятельности и норм социального поведения. Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются и другие формы деятельности: конструирование, рисование. Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребёнка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счёт чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким – то правилом или образом.
В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении нравственными нормами. Знакомство с нравственными нормами и понимание их ценности у ребёнка формируются в общении с взрослыми, которые дают оценку противоположных действий (говорить правду – хорошо, обманывать – плохо) и предъявляют требования (надо говорить правду). Примерно с 4 лет малыши уже знают, что следует говорить правду, а обманывать плохо. Но знания, имеющиеся практически у всех детей этого возраста, не обеспечивают сами по себе соблюдения нравственных норм.
В ситуациях, где экспериментально создано несовпадение моральных норм и импульсивных желаний ребёнка, обнаруживается 3 типа поведения и соответственно 3 способа разрешения таких ситуаций:
1-й тип – «дисциплинированный» (выполнить правило, чего бы это ни стоило) встречается с3-4 лет. На протяжении всего дошкольного возраста идёт изменение мотивации нравственного поведения: сначала ребёнок старается избегать наказания или порицания, но постепенно происходит осознание необходимости выполнения правил поведения.
2-й тип – «недисциплинированный неправдивый тип поведения» (нарушить правило, удовлетворив своё желание, но утаить нарушения от взрослого) характеризуется преобладанием импульсивного поведения при знании моральной нормы и последствий её нарушения. Этот тип поведения порождает ложь.
3-й тип – «недисциплинированный правдивый тип» нарушать правила, следуя своим желанием, и не скрывать этого): младшие дошкольники проявляют его силу недостаточности произвольности контроля, поэтому они и не переживают «свой позор»; а старшие дети бывают смущены и стыдятся совершенного даже наедине с собой.
В дошкольном возрасте формируются и чувство ответственности за совершаемые поступки, поэтому в этом возрасте впервые появляются «Ябеды».
В экспериментах Е.В. Субботского детям предлагалось в отсутствии психолога за награду переложить шарики из банки в тарелку с помощью неудобной лопатки, загнутой под прямым углом. Обнаружилось, что младшие дошкольники в большинстве случаев действовали по третьему типу, старшие – по первому, а вот 5-летки чаще других врали. Из них в следующей серии эксперимента были отобраны « контролёры», которые в отсутствии экспериментатора должны были смотреть, как справляются с заданием другие дети. Оказалось, что даже дружеские чувства и обещания поделиться наградой не всегда заставляют ребёнка лгать. В большинстве случаев ребёнок стоит «за правду» и с чувством ответственности выполняет свои функции «контролёра».
В рамках потребности в признании, формировании эмпатии, ориентации ребёнка на групповую оценку формируются основы альтруизма – стремление ребёнка к бескорыстным добрым поступкам.
Большинство дошкольников от 4 до 7 лет уже знают, что бескорыстно жертвовать своим достоянием ради общего блага – хорошо, а быть эгоистом – плохо. В экспериментах Субботского выявилось, что есть разница между детским альтруизмом на словах и на деле. Сначала детям рассказали историю о некоем Вове, которому поручили за награду (марку) вырезать флажок для праздника. С наградой можно было поступить так: либо взять себе, либо оставить на «выставку». Вова взял марку себе. Детей спрашивали, а как бы они поступили в аналогичном случае. Многие дети осудили Вову и сказали, что они – то обязательно оставили бы марку на выставку.
В реальном же эксперименте большинство детей брали награду себе: одни – открыто, другие прятали в карманы, варежки, башмаки. И только некоторые старшие дошкольники оставили марку в коробке, уходя с видимым чувством гордости, радости.
Не редко в тех случаях, когда ребёнок виноват перед другими или видит страдания другого, он в порыве сострадания может отдать ему лучшую игрушку, помочь, сделать что – то за другого. И чем старше дошкольник, тем сильнее в нём стремление сделать добро «просто так».
Но показатели воспитанности являются не только честность и бескорыстие. Какие же качества, определяющие воспитанность, необходимо прививать ребёнку с раннего детства. Вежливость. Важно добиваться, чтобы вежливость детей, основывалась на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим, иначе она перестанет быть признаком нравственного поведения.
Деликатность. Тот, кто деликатен, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать свое превосходство, не станет навязывать человеку своё общество вопреки его желанию, задавать неуместные вопросы, или проявлять излишнее любопытство.
Чуткость. Это моральное качество, проявляется в заботе о людях, умении сопереживать, помочь, утешить. Чувства такта. Оно является регулятором поступков человека, его отношений с людьми. Такт помогает определить, когда и как вступать в разговор, а когда промолчать, что можно и хорошо, а что недопустимо и плохо, как разрешить острую ситуацию, чтобы не обидеть человека, как доказательно отстоять свою позицию и в то же время не унизить, не оскорбить самолюбие другого.
Скромность. Эта нравственная черта характеризует подлинную воспитанность. Скромный человек не старается оригинальным, не выпячивать своё «я», ведёт себя просто, естественно, с достоинством. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и в то же время высокая требовательность к самому себе.
Не менее важно воспитывать в ребёнке такие качества, как дисциплинированность, трудолюбие, предупредительность, ответственность.
Ещё у самых маленьких в возрасте двух – трёх лет прививают навыки личной гигиены. Их приучают замечать неопрятности в одежде, причёске, формируют навыки самообслуживания (снимать и надевать одежду, аккуратно её складывать, расстёгивать и застёгивать пуговицы, расшнуровывать обувь и т.п.). с помощью взрослых приучают мыть руки перед едой и после любого загрязнения, создавая потребность к чистоте и опрятности, пользоваться своим полотенцем, носовым платком, салфеткой, спокойно сидеть за столом, аккуратно есть, держать ложку в правой руке.
В этот же период детей знакомят с простейшими правилами поведения в детском коллективе. Стараются воспитывать положительные взаимоотношения – уметь играть рядом, не мешая друг другу, одновременно создавая желание к общению в играх. У них воспитывают, элементарные проявления вежливости и организованного поведения – учат приветливо здороваться, прощаться, благодарить, обращаться с просьбой, правильно пользоваться игрушками: не разбрасывать их не портить, аккуратно убирать на место. У малышей стараются «воспитывать умение выполнять элементарные правила культурного поведения на улице и в помещении; не топтать зелёные насаждения, бросать мусор в предназначенное для этого место» (программа воспитания и обучения в детском саду).
У детей от трёх до четырёх лет продолжают формировать навыки еды: не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать пищу с закрытым ртом; учат правильно пользоваться ложкой, салфеткой. С помощью взрослого дети усваивают, что во время умывания необходимо засучить рукава, иначе замочишь одежду, пользоваться мылом, вытирать досуха, малышей приучают пользоваться носовым платком, замечать небрежности во внешнем виде и самим устранять её, за помощью взрослого обращаться лишь в случаи необходимости.
Постепенно дети осваивают несложные правила организованного поведения: спокойно вести себя, не затевать возню, не мешать окружающим шумом и криком. С этой целью дошкольникам разъясняют, как они должны вести себя в вестибюле, в умывальной комнате, столовой, спальне, во время прогулки на участке и на улице, в общественных местах и дома.
Продолжается работа и по воспитанию вежливости, их приучают называть взрослого по имени и отчеству, обращаться к ним в вежливой форме, не забывать благодарить, здороваться и прощаться. У детей формируют культуру взаимоотношений, воспитывают умение дружно играть, сообща пользоваться игрушками и книгами. Стараются вызвать чувство симпатии, отзывчивости, доброжелательности к сверстникам и окружающим взрослым.
У детей от четырёх до пяти значительно возрастают интеллектуальные и нравственные возможности – а в этой связи усложняются и требования к ним. У детей этого возраста уже имеются многие культурно-гигиенические навыки, которые продолжают наращиваться и совершенствоваться в связи с тем, что дети умеют обслуживать себя – одеваться, раздеваться, умываться. Основываясь на имеющихся привычках и детских возможностях, у ребят 4-5 лет продолжают вырабатывать опрятность, аккуратность. Их учат не только замечать неряшливость во внешнем виде и устранять её, но и беречь одежду, обувь, личные вещи. Ребёнок этого возраста должен уметь чистить зубы на ночь, полоскать рот после еды, самостоятельно и без напоминания пользоваться салфеткой, носовым платком и расчёской, отворачиваться и закрывать рот при кашле и чихании. Детей учат вести себя за столом, спокойно есть, брать пищу небольшими порциями, благодарить старших при выходе из-за стола.
В отношениях со сверстниками также происходит дальнейшее совершенствование. У детей продолжают воспитывать умение играть сообща, договариваться, уважать коллективный замысел, подчиняться общим правилам. При этом у них стараются развивать общительность, умение сопереживать, проявлять дружелюбие и взаимопомощь.
Уделяется особое внимание дальнейшему воспитанию вежливости, приветливости, сдержанности. Детей учат не быть назойливыми, не вмешиваться в разговоры взрослых, не перебивать их, уметь оказывать услугу старшим. На новую ступень поднимаются требования к ребятам и в культуре общения с взрослыми и сверстниками – они должны знать, как отвечать на вопросы, уметь своевременно вступать в разговор, проявляя при этом вежливость, сдержанность.
К переходу в старшую группу у дошкольников должны быть воспитаны прочные навыки личной гигиены, умение быть опрятными и аккуратными, самостоятельно следить за чистотой тела, приводить в порядок причёску, костюм. Все это помогает ребёнку чувствовать себя подтянутым, помнить о том, что отправляясь на прогулку или собираясь на занятие или за стол для приёма пищи, необходимо проверить свой внешний вид. Старшие дошкольники при целенаправленном воспитании приобретают прочные навыки вежливости – приветливо здороваются и прощаются со всеми взрослыми и сверстниками (теперь уже без напоминания взрослого), называют заведующего, воспитателей, помощника воспитателя и всех сотрудников и знакомых по имени и отчеству. У детей закрепляют умение выслушивать взрослого, внимательно выполнять их требования, вежливо обращаться с просьбой и просить разрешения войти в кабинет заведующей или врача, благодарить за услугу, при необходимости предложить свою. Их приучают с уважением относиться к труду и отдыху старших, дружить с товарищами, проявлять заботу о маленьких, оказывать им помощь, стараться успокоить плачущего, заняв его игрушкой.
Правила, регулирующие общения детей, тоже заметно возрастают:
ребят приучают справедливо разрешать споры и разногласия;
дружелюбно напоминать сверстнику те или иные правила поведения;
самому отвечать за ошибки, не перекладываю свою вину на другого.
И постепенно подводят их к умению выполнять правила поведения в отсутствии взрослых.
Детей учат самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке. Оставленные не на месте или в беспорядке вещи, игрушки расцениваются как явление чрезвычайное. Большое значение придаётся выработке бережного отношения не только к личным вещам, но и ко всему общественному имуществу детского сада.
У детей формируют культуры деятельности на занятиях и вне их. Их учат объединяться для совместных игр, труда, согласовывать свои действия и замыслы друг с другом, считаться с мнением большинства. У детей воспитывают умение делиться игрушками и материалом, по необходимости ждать и уступить, уважать труд другого, справедливо разрешать споры. Ребёнок должен уметь подготовить всё необходимоё для игр или занятий, не нарушая общего порядка в группе. В процессе деятельности уметь элементарно планировать её ход. Детей учат завершать деятельность.
Значительное место отводится воспитателю у детей культуры речи – способности отвечать, вступать в разговор с взрослыми, поддерживать беседу, задавать вопросы, чётко и употребляя вежливые формы обращения, отвечать на вопросы полным ответом с хорошей дикцией и ясным произношением, разговаривать приветливо в доброжелательном тоне.
Детям прививают навыки общественного поведения:
Первыми здороваться с взрослыми, прощаться, вежливо благодарить за оказанную услугу, помощь или заботу, уметь проявить внимание и предусмотрительность к старшим, пожилым людям, родителям (поднять оброненную вещь, придерживать дверь и пропустить вперёд себя, предложить помощь и т.д.);
Умение вести себя в общественных местах организованно, сдержано, не нарушая покой окружающих и не привлекая к себе их внимания, по необходимости уступать место взрослым и маленьким детям.
Немалое значение придаётся культуре общения детей как – способу выражения нравственных чувств – коллективности, товарищества.
Выше приведённая программа воспитания у детей навыков и привычек, способствующих формированию нравственного поведения, должна осуществляться непрерывно на протяжении всего дошкольного детства и в единстве со всеми задачами воспитания, предусмотренными программой. В этом случае поведение ребёнка становится выражением его воспитанности.
Итак, в данном параграфе я рассмотрела возрастные особенности дошкольников, выявила показатели воспитанности детей и раскрыла суть воспитательного процесса в детском саду. Таким образом, мы видим, что дошкольный возраст важный период в жизни ребёнка, так как именно в этом возрасте закладываются основы нравственности.