Занятие 10. Социализация: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы
План
1. Составные части процесса социализации, их характеристика.
2. На примере одного из этапов социализации покажите, какие факторы, агенты, средства и механизмы влияют на развитие человека.
3. Основные отличия воспитания от стихийной социализации. Охарактеризуйте соотношение социализированности и воспитанности.
4. Проблемы социализации в современном российском обществе в связи с происходящими в нем изменениями.
Задания
1. В связи с чем человека можно считать объектом социализации?
2. Благодаря чему человек является субъектом социализации?
3. Покажите, какие возрастные задачи стоят перед человеком в детстве, отрочестве, юности.
4. Какое внутреннее противоречие процесса социализации может превратить человека в жертву? Покажите это на примере одного из возрастных этапов.
5. Что понимается под неблагоприятными условиями социализации? Как человек может стать жертвой неблагоприятных условий социализации?
6. Охарактеризуйте основные типы потенциальных и реальных жертв неблагоприятных условий социализации.
7. Kaк сказываются глобальные процессы и проблемы на социализации подрастающих поколений?
8. Как менталитет этноса влияет на социализацию человека?
9. Раскройте понятие «социальный опыт». Покажите, как быт воспитательной организации влияет на социальный опыт ее членов.
Творческое задание.
Напишите сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем:
1. Человек - творец своей жизни: возможности и границы.
2. Тема человека-жертвы в русской или зарубежной художественной литературе.
3. Человек в меняющемся мире.
Литература
1. Василькова Т.А.Социальная педагогика: учеб. пособие для вузов по специальностям "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", "Педагогика"/ Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова. - М.: КНОРУС,2010.-240 с.
2. Лодкина Т.В.Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для вузов по специальности "Социальная педагогика"/ Т. В. Лодкина. - М.: Академия,2007.-209 с.
3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учеб. для вузов по направлению подготовки и специальности "Социальная работа"/ Л. В. Мардахаев. - М.: Гардарики,2006.-269 c.
4. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для вузов/ А. В. Мудрик. - М.: Академия,2009.-224с.
5. Наумчик В.Н. Социальная педагогика. Проблема трудных детей: Теория. Практика. Эксперимент: пособие для пед. вузов/ В. Н. Наумчик, М. А. Паздников. - Минск: Адукацыя i выхаванне,2005.-400 с.
6. Смелзер Н. Социология:Пер.с англ./ Науч.ред.В.А.Ядов. - М.: Феникс,1998.-688с.
7. Штинова Г.Н. Социальная педагогика: учебник для вузов по специальности "Социальная педагогика"/ Г.Н. Штинова, М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова; под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС,2008.-447 с.
Перечень вопросов для зачета по дисциплине «Педагогика» (Разделы: Введение в педагогическую деятельность. Общие основы педагогики. Теория и методика воспитания. Социальная педагогика.)
1. Возникновение педагогики как практической деятельности и науки. Педагогика как наука и искусство. Объект, предмет, функции и задачи педагогики как науки.
2. Взаимосвязь педагогической науки и педагогической практики. Система педагогических научных дисциплин. Связь педагогики с другими науками.
3. Язык педагогики. Общенаучные, заимствованные и собственные понятия в педагогике. Современное состояние категориального аппарата педагогики.
4. Основные категории педагогики: «образование», «социализация», «обучение», «воспитание», «самовоспитание».
5. Основные категории педагогики: «педагогическая деятельность», «педагогическое взаимодействие», «педагогическое воздействие», «педагогическая система».
6. Методология педагогической науки. Методологическая культура педагога.
7. Научное исследование в педагогике: понятие, классификация, методологические принципы, логика, методологические характеристики.
8. Методы научно-педагогического исследования, их классификация и выбор.
9. Способы получения и переработки информации по педагогике.
10. Реферат, курсовая и дипломная работа по педагогике.
11. Профессиональная деятельность и личность педагога.
12. Профессиональная компетентность педагога.
13. Образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен.
14. Образовательная система РФ.
15. Непрерывное образование: понятие, сущность, цель и задачи, содержание, структура. Единство образования и самообразования.
16. Педагогический процесс: целостность, движущие силы, структура, функции, этапы.
17. Законы, закономерности, принципы и правила педагогического процесса.
18. Педагогическая задача как единица педагогического процесса.
19. Происхождение, понятие, сущность и особенности воспитания.
20. Цели, задачи, логика и структура воспитания.
21. Движущие силы воспитания. Воспитание и обучение: общее и особенное. Сопротивление воспитанию.
22. Содержание и направления воспитания.
23. Концепции воспитания личности. Характеристика одной современной отечественной авторской концепции воспитания (по выбору).
24. Организация воспитательного процесса в школе. Основы организаторской деятельности.
25. Законы, закономерности, принципы и правила воспитания.
26. Коллектив как объект и субъект воспитания.
27. Самоуправление в детском коллективе.
28. Воспитательная деятельность классного руководителя.
29. Система методов воспитания.
30. Система средств воспитания.
31. Система форм воспитания.
32. Методика коллективных творческих дел.
33. Час классного руководителя.
34. Педагогическое взаимодействие в воспитании.
35. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
36. Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей.
37. Воспитательные системы.
38. Авторские воспитательные системы. Характеристика одной из отечественных авторских воспитательных систем (по выбору).