Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении
Организованное физическое воспитание студентов, как следует из работы В.Н. Смирнова (В.Н. Смирнов. Так победим! Кафедре физической культуре и спорта - 100 лет // Санкт-Петербургский университет, №28 (3551), 21 ноября 2000 года) берет свое начало с курсов шведской гимнастики и атлетики, которые были организованы студентом юридического факультета в Санкт-Петербургском университете И.В.Лебедевым. Он обратился к ректору университета с докладной запиской «Об устройстве кабинета физического развития» и 1 ноября 1901 года в университете были открыты курсы шведской гимнастики и атлетики. Начались ежедневные занятия физическими упражнениями. Заведующим курсами был назначен И.В.Лебедев, который привлек к преподаванию на курсах В.П.Крестьянсона (Чемпиона России по гимнастике) и Ф.С.Никитенко (преподавателя фехтования). В составленную И.В. Лебедевым учебную программу вошли гимнастика, атлетика, бокс, фехтование на рапирах и эспадронах, городки, теннис, футбол, метание диска, толкание ядра, а также предполагалось включить в программу лыжи. Таким образом, курсы шведской гимнастики и атлетики стали аналогом кафедры физического воспитания, а занятия на них - первыми в России организованными занятиями физическими упражнениями в вузах. Как отмечает в своей работе В.Н. Смирнов (2000), до открытия «Курсов» организованные занятия в высшей школе не только отсутствовали, но и почитались даже как бы несовместимыми с понятием университетского ли вообще академического образования. Многие студенты Санкт-Петербургского университета, увлекавшиеся спортом в 90-х годах XIX века, вынуждены были заниматься в различных спортивных кружках вне стен университета, часто скрывая свое имя за инициалами и псевдонимами. Так, например, появился псевдоним «Панин» у студента университета Н.А.Коломенкина - будущего первого русского олимпийского чемпиона по фигурному катанию на коньках. Поэтому первые открытые соревнования на «Курсах», где все студенты выступали под своими именами, необходимо рассматривать как прорыв, как конец эпохи запретов, как признание за спортивными занятиями права на существование в высшей школе. Ученики и сподвижники «Курсов» позже направлялись для налаживания работы в другие вузы Санкт-Петербурга: политехнический, лесной, военно-медицинскую академию и др.
Развитие физической культуры и спорта в вузах дореволюционной России получило новый импульс после 25 августа 1905 года, когда правительство пошло на уступки и ввело в университетах так называемые «фирменные правила», устанавливающие автономию университетов. Данное решение способствовало введению в 1907 году в Уставы институтов и университетов России «Правила о студентах», которые регламентировали создание студенческих организаций, в том числе - спортивной направленности.
Физическая культура в вузе является обязательной учебной дисциплиной ивходит отдельным разделом в гуманитарный компонент образования, является важной составной частью профессиональной подготовки студентов.
Содержание программы курса физического воспитания определяется требованиями государственного образовательного стандарта и Примерной учебной программой для вузов по физической культуре (Министерство образования РФ, 2000).
Студент, завершивший обучение по дисциплине «Физическая культура», должен:
понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;
приобрести опыт использования физкультурно–спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
Учебный материал программы распределен на следующие разделы:
- теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно- практических знаний и отношение к физической культуре;
- практический, состоящий из методико-практического, обеспечивающего овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности, и учебно-тренировочного, направленного на достижение физического совершенства, повышение уровня функциональных и двигательных способностей;
- контрольный, обеспечивающий учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.
Теоретический раздел
Содержание раздела включает в себя специальные знания, необходимые для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры в обществе, а также для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной и профессиональной деятельности.
Практический раздел
Практический раздел программы реализуется на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях в учебных группах.
Методико-практические занятия. Предусматривается, что на методико-практических занятиях студенты должны освоить, а затем самостоятельно применить методы и способы формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры. Например, студенты должны овладеть:
- методиками самооценки работоспособности, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции;
- методиками формирования экономичных и эффективных жизненно-важных умений и навыков (ходьбы, передвижения на лыжах, плавания);
- методиками оценки и коррекции осанки и телосложения;
- методикой проведения производственной гимнастики с учетом условий и характера труда и т.п.;
Учебно-тренировочные занятия. Учебно-тренировочные занятия проводятся по следующим учебным отделениям, в которые распределяются студенты: основное; специальное и спортивное.
В основноеотделение зачисляются студенты, отнесенные к основной и подготовительной медицинским группам.
В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу. В спортивноеучебное отделение (учебные группы по видам спорта) зачисляются студенты, показавшие хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и желание углубленно заниматься одним из видов спорта, культивируемых в вузе.
Временно освобожденные от практических занятий (решением врачебной комиссии) сдают зачет по теории и методике и защищают реферат по теме заданной кафедрой.
Контрольный раздел
В процессе занятий осуществляется оперативный и текущий контроль за ходом овладения учебным материалом.
Итоговый контроль (зачет) проводится в конце семестра, учебного года. Итоговая аттестация - в конце последнего семестра.