Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования физическая культура представлена в ВУЗах как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. В течение всего периода обучения физическая культура входит обязательной дисциплиной в гуманитарный образовательный цикл.

Системная и целенаправленная гуманитарная подготовка способствует формированию личностной культуры студента, определяет степень его самостоятельности, самообучаемости как будущего специалиста, обеспечивая основы его высокого профессионализма.

Физическая культура как образовательная дисциплина призвана развивать целостную личность, ее духовные и физические начала в рамках здорового стиля жизни, воспитывать готовность полноценно использовать свои возможности в профессиональной деятельности, в создании неотъемлемого элемента образовательного пространства вуза – необходимой социокультурной комфортной среды.

Физическая культура прямо или косвенно формирует такие ориентации личности, которые позволяют ей достигать гармонии физического и духовного, труда и отдыха в единстве с культурой общества, что создает определенный психический комфорт и социальную устойчивость.

Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном процессе физического воспитания, где в его рамках рассматривается развитие физических способностей студентов как развитие элементов культуры, особых личностных качеств.

Чтобы глубже понять значимость учебной дисциплины «Физическая культура» в вузе важно правильно разобраться с содержанием Примерной государственной программы по физическому воспитанию, разработанной на основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, в которой определяется обязательный для студентов всех вузов объем физкультурных знаний, двигательных умений, навыков и уровень развития физических качеств. «Примерной» программа называется потому, что отражает только требования «Стандарта», но может быть расширена и дополнена в каждом вузе с учетом регионально-территориальных, социокультурных, климатических факторов, особенностей подготовки профессиональных кадров, материально-технической базы.

Программа по физическому воспитанию студентов определяет цель – формирование физической культуры личности и задачи:

· оздоровительные (укрепление здоровья, гармоничное развитие форм и функций организма, формирование правильной осанки);

· образовательные (формирование и доведение до необходимого совершенства прикладных и спортивных умений и навыков, приобретение специальных знаний);

· воспитательные (формирование моральных и волевых качеств, содействие умственному, трудовому и эстетическому воспитанию).

Общими принципами, на которых основывается отечественная система физического воспитания студентов, являются:

· принцип всестороннего развития личности;

· принцип связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой;

· принцип оздоровительной направленности.

Программа дисциплины «Физическая культура» содержит три основных раздела: теоретический, практический и контрольный, тематика материала которых предусматривает освоение следующих дидактических единиц:

· физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;

· социально-биологические основы физической культуры;

· основы здорового образа жизни;

· оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);

· профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Материал теоретического раздела формирует отношение студентов к физической культуре, а также мировоззренческую систему научно-практических и специальных знаний, сообщаемых в форме поточных лекций. Содержание лекционного материала представлено в настоящем пособии.

Учебный материал практического раздела реализуется на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях.

Методико-практические занятия предусматривают освоение студентами основных способов формирования учебных и жизненно важных умений и навыков средствами физической культуры. Причем каждое такое занятие должно согласоваться с соответствующей теоретической темой.

Учебно-тренировочные занятия направлены на приобретение студентами опыта творческой практической деятельности, развитие самодеятельности в целях повышения уровня физических способностей и совершенствования двигательных навыков с помощью различных средств: беговых и прыжковых легкоатлетических упражнений, плавания, спортивных игр, атлетической и ритмической гимнастик и др.

Материал контрольного раздела направлен на дифференцированный и объективный учет эффективности учебно-воспитательного процесса. Контрольные занятия должны обеспечивать получение информации оперативного, текущего и итогового характера об освоение теоретических знаний, о динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента. В качестве критериев результативности учебно-воспитательного процесса выступают зачетные требования, включающие практические двигательные нормативы и тестовые задания для оценки уровня теоретических знаний в рамках текущих и итоговой (за семестр) аттестаций. При итоговой аттестации в окончательной оценке прерогативой считается уровень выполнения двигательных тестов.

Для освоения содержания дисциплины «Физическая культура» учебным планом выделяется 408 часов. Проведение практических занятий предусматривает распределение студентов с учетом результатов медицинского обследования, показателей физической подготовленности и развития, пола, уровня спортивного мастерства, а также интересов по учебным отделениям: основному, специальному и спортивному.

В основное отделение зачисляются студенты, отнесенные к основной и подготовительной медицинским группам. В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные к специальной медицинской группе или освобожденные от практических занятий по состоянию здоровья на длительный срок. Последние осваивают лишь доступные разделы программы. В спортивное отделение зачисляются студенты основной медицинской группы, имеющие высокую физическую и спортивную подготовленность и изъявившие желание углубленно заниматься одним из видов спорта, культивирующихся в вузе.

Лекция 2.

Наши рекомендации