Вспомогательные формы
Групповые и индивидуальные занятия –формы обучения,призванные для того, чтобы одним школьникам помочь преодолеть трудности в освоении отдельных тем, разделов программы, другим – оказать поддержку в углубленном изучении предмета.
Группы выравнивания – специальный класс, куда входят отстающие учащиеся из одной параллели, занимающийся по адаптированной программе. Успешная ликвидация пробелов позволяет детям вернуться в свои коллективы.
Репетиторство – систематические, индивидуальные или групповые дополнительные занятия по теме, разделу или целому учебному курсу. Оно имеет целью подтягивание учащегося до уровня требований стандартной программы, а также средством подготовки в вуз.
Факультативные занятия –форма обучения, котораяпроводится на добровольных началах по специальной программе по выбору учащихся параллельно с изучением обязательных предметов с целью углубления и расширения знаний и развития способностей.
Эффективность реальной практики обучения обеспечивается
не отдельными формами, а их продуманной взаимосвязанной системой.
Совокупность форм, объединенных по признаку связи учащихся и учителя посредством учебного материала и дополняющих друг друга, составляет организационную систему обучения.
Различные системы обучения учащихся: индивидуальная, групповая, классно-урочная, бригадная, массовая не являются взаимоисключающими. Например, классно-урочная система может включать в себя индивидуальные, групповые, бригадные занятия и элементы суггестивной педагогики. Поэтому и система форм может включать коллективные, индивидуальные и другие занятия. Необходимость системной зависимости и разнообразия форм обучения обусловлено своеобразием содержания образования, а также особенностями восприятия и усвоения учебного материала детьми. Содержание науки и возрастные особенности школьников требуют соответствующей, адекватной формы обучения, определяют ее характер, место в процессе обучения, временную продолжительность, меняющуюся, подвижную структуру, способы организации, методическое оснащение. Различные сочетания этих компонентов дают возможность создавать разнообразие и многообразие обучающих форм.
ТЕМА 5. ВОСПИТАНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.
Метод воздействия на личность - это система педагогических приемов, позволяющих решать те или иные педагогические задачи.
Под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования.
В теории и практике педагогического процесса употребляется и такое понятие как приём.
Приём выступает как элементарное звено педагогического процесса, как практический акт реализации того или иного метода в различных педагогических ситуациях. Беседы по душам, диспут, разъяснение - это примеры приемов убеждения. Одобрение, похвала, благодарность - приёмы поощрения.
Средства воспитания — это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы, виды деятельности учащихся, а также предметы, которые используются в процессе реализации того или иного метода.
К методам воспитания (или воздействия на личность) относятся:
1) убеждение;
2) упражнения и приучения;
3) стимулирование;
4) контроль и оценка.
Рассмотрим кратко названные выше методы воздействия на личность.
1). Убеждение- это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация.
Чем же один человек может убедить другого человека? Словом, делом, примером. Важнейшую роль в убеждении с помощью слова имеют такие приемы как беседа, лекция, диспут.
Беседа. Главная функция беседы - привлечь самих учащихся
к оценке событий, поступков, явлений жизни и на этой основе сформировать у них желаемое отношение к окружающей действительности, к своим гражданским и нравственным обязанностям.
Лекция. Лекция - это развернутое, продолжительное и систематическое изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции – теоретическое обобщение, и конкретные факты, составляющие основу беседы, в лекции служат лишь иллюстрацией или исходным отправным моментом.
Диспут. Столкновение мнений с целью формирования суждений и оценок, которое отличает диспут от беседы и лекции как нельзя лучше отвечает обострённой потребности подростков и молодых людей в самоутверждении, стремлению искать смысл жизни, ничего не принимать на веру, обо всём судить по самым максималистским меркам. Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества отказаться от ложной точки зрения, выдержки, не отступать от этических норм и требований, хотя иногда это так хочется в полемическом задоре. Диспут еще ценен тем, что знания, добытые в ходе столкновения мнений, отличаются высокой мерой обобщенности, глубиной, прочностью и сознательностью усвоения.
Пример. Ещё древнеримский философ Сенека утверждал: "Трудно привести к добру нравоучением, легко примером". А великий педагог Ян Амос Коменский в своём труде "Великая дидактика" подчеркивал, что дети учатся раньше "подражать, чем познавать". Пример, как метод педагогического воздействия, основывается на стремлении воспитанной к подражанию, однако его психолого-педагогический эффект не ограничивает стимулированием их приспособительной деятельности. Давно известно, что слова учат, а примеры влекут. Всматриваясь в других людей, наблюдая и анализируя живые образцы высокой нравственности, патриотизма, трудолюбия, мастерства, верности долгу и т.д., воспитанник глубже и нагляднее осмысливает сущность и содержание социально-нравственных отношений.
Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения
целого ряда педагогических требований:
1.Высокий авторитет педагога у воспитанников.
2.Опора на жизненный опыт воспитанников.
3.Искренность,конкретность и доступность убеждения.
4.Сочетание убеждения и практического приучения.
5.Учёт возрастных и индивидуальных особенностей.