Тема. Вспомогательные формы организации обучения

Самостоятельная работа 1.

Тема. Система дидактических принципов.

Вопросы для изучения:

1. Понятие о дидактическом принципе.

2. Характеристика дидактических принципов:

- принцип сознательности и активности;

- принцип наглядности обучения;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип прочности;

- принцип доступности;

- принцип научности;

- принцип связи и теории с практикой.

3. Понятие о системе дидактических принципов.

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М., 2001. – С. 31 – 50.

2. Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996. – С. 213 – 229.

3. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов вузов. – М., 1996. – С. 419 – 468.

4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений – 3-е изд. – М., 2000. – С. 165 – 184.

Дополнительная литература:

5. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов и др. – М., 2002.

Задания:

Изучить рекомендуемую литературу.

Раскрыть понятие о дидактических принципах, их значении.

3. Используя ист. 2, 3, 5, охарактеризовать каждый из дидактических принципов (предложенные в источнике правила необходимо сгруппировать).

Принцип Суть Правила
     

4. Используя ист. 1, 5, раскрыть понятие о системе дидактических принципов, ее значении.

Количество часов на самостоятельную работу: 2

Форма контроля: индивидуальный и фронтальный опрос.

Самостоятельная работа 2.

Тема. Основные дидактические системы

Вопросы для изучения:

1. Дидактика И.Ф. Гербарта и её современное воплощение.

2. Дидактика Д. Дьюи и её современное воплощение.

3. Новая дидактика.

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2002. – С. 129 – 137.

2. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов вузов. – М., 1996. – С. 208 – 217.

Дополнительная литература:

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. –М., 1998. – С. 34 – 38, 60 – 64.

4. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1971.

Задания:

1. Изучить рекомендуемую литературу.

2. Составить таблицу:

Основные дидактические системы

Дидактическая система Преимущества Недостатки
     

Количество часов на самостоятельную работу: 2

Форма контроля: индивидуальный и фронтальный опрос.

Самостоятельная работа 3.

Тема. Содержание образования в современной школе

Вопросы для изучения:

1. Содержание образования: принципы и факторы его формирования.

2. Учебная программа: понятие, структура.

3. Учебный план: понятие о базисном и рабочем учебных планах.

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001. – С. 54 – 66.

2. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996. – С. 237 – 255.

3. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. – М., 1996. – М., 1996. – С. 320 – 328.

4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений – 3-е изд. – М., 2000. – С. 223 – 245.

Дополнительная литература:

5. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М., 1991.

6. Педагогическая энциклопедия (любое издание).

7. Педагогический словарь (любое издание)

Задания:

1. Изучить рекомендуемую литературу.

2. Используя данные источники,

· определить понятие: «содержание образования»,

· выявить принципы формирования содержания образования,

· изучить факторы формирования содержания образования.

3. Раскрыть понятие «учебная программа», охарактеризовать ее основные структурные компоненты, принципы построения (линейный, концентрический, спиральный, смешанный). Изучить вопрос о взаимосвязи минимума содержания образования и учебных программ.

4. Раскрыть понятия «учебный план», «Базисный учебный план», «рабочий учебный план», охарактеризовать их структурные компоненты. Изучить вопрос о взаимосвязи Базисного учебного плана и рабочего учебного плана.

Количество часов на самостоятельную работу: 2

Форма контроля: индивидуальный и фронтальный опрос.

Самостоятельная работа 4.

Тема. Вспомогательные формы организации обучения

Вопросы для изучения:

1. Понятие о вспомогательных формах организации обучения.

2. Характеристика традиционных вспомогательных форм организации обучения.

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. – М., 1996. – С. 535 – 540.

Дополнительная литература:

2. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. – С. 217 – 222.

3. Педагогическая энциклопедия (любое издание).

4. Педагогический словарь (любое издание).

5. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – М., 1990. – С. 273 – 283.

6. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб., 2001. – С. 309 – 315.

Задания:

1. Изучить рекомендуемую литературу.

2. Дать определение понятия «вспомогательные формы организации обучения».

3. Охарактеризовать вспомогательные формы организации обучения. Данные занести в таблицу.

Вспомогательная форма Суть Цель Особенности Место в процессе обучения
Домашняя работа        
Экскурсия        
Факультатив        
Предметный кружок        
Практикум        
Конференция        
Консультация        
Олимпиада, конкурс        

Количество часов на самостоятельную работу: 2

Форма контроля: индивидуальный и фронтальный опрос.

Самостоятельная работа 5.

Наши рекомендации