Методы теоретического исследования
Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулировки гипотезы и для оценки собранных фактов.
Теоретический анализ – это рассмотрение отдельных сторон, особенностей, свойств педагогических явлений.
Анализ сопровождается синтезом, помогающий раскрыть сущность изучаемых педагогических явлений.
Индуктивный метод - это движение мысли от частных суждений к общему выводу.
Дедуктивный метод - это движение мысли от общего суждения к частному выводу.
Прогнозирование – познавательная деятельность учителя, направленная на раскрытие черт и особенностей процессов будущего развития личности воспитанника и ожидаемых от них следствий, предсказание пути и условий осуществления предвидения.
Моделирование - построение копий, моделей педагогических материалов, явлений и процессов.
Теоретические методы связаны с изучением литературы. Работа с литературой предполагает использование следующих методов:
- составление библиографии (перечень источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой);
- реферирование (сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по теме);
- конспектирование (ведение записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы);
- аннотирование (краткая запись общего содержания книги или статьи);
- цитирование (дословная запись выражений, фактических или цифровых данных).
Эмпирические методы исследования
Эмпирические методы служат средством сбора научно-педагогических фактов. К ним относят:
Наблюдение – целенаправленная, систематическая фиксация специфики протекания тех или иных педагогических явлений, процессов.
Материалы наблюдения фиксируются с помощью таких средств, как протокольные, дневниковые записи, фонографические записи и другие.
В.А. Сластенин выделяет следующие этапы наблюдения:
- выбор объекта, предмета;
- выбор способа наблюдения;
- выбор способов регистрации наблюдаемого;
- обработка и интерпретация полученной информации.
В педагогике используются три разновидности опросных методов:
Беседа – получение словесной информации о человеке, коллективе, группе как от самого предмета исследования, так и от окружающих его людей. Беседа выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик.
В использовании данного метода следует соблюдать:
- четкий план беседы;
- обсуждение вопросов в различных ракурсах и связях;
- варьирование вопросов;
- умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и в ответах;
- вопросы задаются в логической последовательности.
Разновидностью беседы является интервьюирование (способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса).
При интервьюировании целесообразно придерживаться заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности.
Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью анкеты.
Типы анкет:
- открытая анкета (содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого);
- смешанная анкета (часть ответов предлагается на выбор, оставляются свободные строки с предложением сформулировать ответ).
Метод изучения продуктов творчества – диагностика психических особенностей человека путем включения в стандартизированную творческую деятельность.
Изучение школьной документации (личных дел, классных журналов, дневников, протоколов собраний и т. д.) дает исследователю объективные данные, характеризующие организацию образовательного процесса.
Эксперимент – научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы с целью поиска новых, эффективных способов решения педагогической проблемы; исследовательская деятельность по изучению причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия; неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов.
Эксперимент определяется как опытная проверка гипотезы.
Правила организации
педагогического эксперимента
- поиск экспериментальной базы;
- предэкспериментальная разработка показателей, критериев и измерителей для оценки эффективности влияния на результаты обучения, воспитания.
Выделяют следующие этапы эксперимента:
- теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);
- методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);
- эксперимент (проведение серии опытов, наблюдений);
- аналитический (количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций).