Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО
Направление подготовки
Психолого-педагогическое образование
Профиль
Психология и социальная педагогика
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Форма обучения очная
Составитель (и): проф. Лисицкая Л.Г.
Армавир, 2014
Обоснование РПД
Рабочая программа по дисциплине «Русский язык и культура речи» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВО (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен для студентов, обучающихся по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, по образовательной программе «Психология и социальная педагогика».
Рабочая программа дисциплины рекомендована к утверждению учебно-методической комиссией на заседании кафедры ПиТДиНО от «30» августа 2014г. протокол № 1.
Автор (составитель): Лисицкая Лариса Григорьевна, профессор, доктор филологических наук.
Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования
«30»августа 2014г. протокол № 1
Заведующий кафедрой ______________/ Л.Г.Лисицкая
(подпись) Ф.И.О.
Содержание рабочей программы дисциплины:
страница | |
1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины | |
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы | |
3. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО | |
4. Объем дисциплины | |
5. Содержание дисциплины | |
5.1. Структура учебной дисциплины | |
5.2. Планы и содержание лекционных занятий | |
5.3. Примерная тематика практических занятий | |
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине | |
7. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине | |
7.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы | |
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенции на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания | |
7.3. Типовые и контрольные задания необходимые для оценки знаний, умений обучающихся, характеризующихся этапы формирования компетенции в процессе освоения образовательной программы | |
№1. Тестовые задания: Тест №1, Тест №2 | |
№ 2. Компетентностно-ориентированное задание | |
№ 3. Примерные контрольные задания | |
№ 4.Примерная тематика рефератов | |
№ 5. Примерные вопросы к экзамену | |
8.Технологическая карта дисциплины | |
9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины | |
10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины | |
11. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины | |
12. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине | |
13. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине | |
14. Дополнительные материалы |
1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины:
Цель освоения учебной дисциплины:обобщить и расширять полученные при освоении школьной программы знания по русскому языку; сформировать навыки сознательного и ответственного отношения к речи, сознание того, что речевое поведение — «визитная карточка человека в обществе», что полноценное (образованное) владение речью — необходимое условие становления специалиста, его будущей профессиональной деятельности в различных сферах.
Задачи освоения учебной дисциплины:
· дать представление об основных аспектах культуры речи: нормативном, коммуникативном, этическом;
· сформировать навыки пользования словарями и справочниками;
· научить выбору языковых средств разных уровней в соответствии с жанрами речи;
· сформировать навык критического отношения к своей речи и к речи окружающих;
· умение оценивать качества речи в обиходной и профессиональной сфере.
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» направлен на формирование следующих общекультурных компетенций:
- способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);
- готов использовать знания языка для общения и понимания текстов различных жанров (ОК-6).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- теоретические основы русского языка и культуры речи;
- нормы русского литературного произношения, словоупотребления, грамматики.
уметь:
- анализировать лингвистические явления различного типа;
- варьировать выбор языковых средств в соответствии с ситуацией общения;
- использовать законы, правила и приемы эффективного общения;
- гармонично сочетать технику вербального и невербального общения;
- прогнозировать последствия своей речи с учетом особенностей жанра речи, ситуации и адресата;
- использовать различные словари для решения конкретных коммуникативных я познавательных задач;
- осуществлять метаязыковые операции в соответствии с коммуникативными задачами;
- строить монологическое высказывание, владение основными правилами построения выступления, лекции, доклада;
- практически реализовать правила диалогического общения, использовать их в процессе ведения беседы, спора, дискуссии;
- соблюдать нормы письменной речи, строить письменные тексты разных жанров и редактировать их;
- анализировать устные и письменные речевые произведения, выделять, исправлять, объяснять и квалифицировать речевые ошибки.
владеть:
- навыками использования словарей и справочников;
- навыками выбора языковых средств разных уровней в соответствии с жанрами речи;
- навыками критического отношения к своей речи и к речи окружающих.
приобрести опыт деятельностив области речевого взаимодействия с учениками, родителями, коллегами, в сфере культурно-просветительской деятельности.
Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО
Дисциплина «Русский языки культура речи» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла. В соответствии с учебным планом курс читается в 1-ом семестре.
Для освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения русского языка в общеобразовательной школе.
Освоение курса «Русский язык и культура речи» является необходимой базой для изучения дисциплин: «Введение в профессию», «Специальная педагогика», «Специальная психология», проведения практик, сдачи государственного экзамена по специальности.
Объем дисциплины (в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся)
Таблица 1
Выписка из учебного плана
Семестр | Трудоемкость | Лекции, час. | Практич. занятия, час. | Лаб.раб., час. | СРС, час | Контроль, час | Форма аттестации | |
зач. ед. | час | |||||||
экзамен | ||||||||
в т.ч. в интерактивной форме |
Содержание дисциплины (структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий)