Индив-ия и дифф-ия в о

Д-способ орг-ии уч процесса, при кот учит-ся особен-ти групп по индивидуально-типологич-м особ-ям, только тем, кот значимы для протекания ПО при классно-урочной системе. Цель Д- обеспечить каждому ученику усл-я для максимального разв его способностей, удовлетвор познават потреб-й. Содержание Д- специально организ-ый уч процесс для определ-й группы уч-ся.Ур-ни Д: микроуровень( различ подход к отд группам внутри класса-внутренняя Д), мезоуровень (Д внутри школы между профилями- внешняя Д), макроуровень (Д между школами). Достоинства: варьируются все компоненты О в зависимости от особ-ей разв; в классно-уроч и др системах; усил-ся воспит (обмен знаниями) и обуч взаимообучение) ф-ии; форм-ся коммуникат-е способности; взаимообучение( и в связи с этим ускорение обучения); создание спец учреждений, где корректир-ся особенности психофизич разв.
И- способ орг-ии уч процесса, при кот учит-ся индиви особен уч-ся путем варьирования учителемвсех компонентов ПП, таких как цели, методы, формы, ср-ва. Достоинства: ограждает от отриц влияния группы, самореализация, более глубокий контроль обученности и коррекция, комплексно учитыв-ся особен-ти ребенка. Недостатки Д и И: нет способов поощрения учителей за эту работу- экономически невыгодно; Д и И усложняют вопросы контроля и оценки; уч процесс адаптир-ся к ур-ню учеников, т.е. мы делаем то, что умеем, а что не умеем - забросили; ошибки при диагностике(один тест не дает возможность определять чел-ка в опр группу); сниж-ся мотивация, т.к. не к кому стремиться. Только сочетание Д и И позволяет создать оптим усл-я для О при массовом О (разноуровневые задания; дифферен-ые индивид задания; работа в группах).

24. Форм-ие мотивации учения школьников.

Мотивация-источник активности чел-ка, система побудителей любой деят-ти. Мотивационная сфера чел-ка: потребность(нужда в опр-х усл-ях для своего норм состояния, пирамида Маслоу – физиологич, потрр в безопасности, защите, в общении, любви, в признании и самоутверждении, в познании и самовыр-ии), интерес (избират отнош личности к объекту в силу его знач-ти), цель (осознанное предс-ие о рез-те), мотив(побуждение, вызв-ое представлениями, идеалами, чувствами, в кот реал-ся потребность). По отн-ию к деят-ти учебные мотивы разделяются на социальные(внешние) – стремление достичь высшей оценки или избежать неприятностей; познавательные(внутренние) – удовольствие от самой деят-ти, по уровням на:

Широкие социальные мотивы (стремление утвердиться в обществе через учение);

Узкие социальные мотивы (стремление занять определенную должность в будущем, получить признание окружающих, получать достойное вознаграждение за свой труд);

Мотивы социального сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими);

Широкие познавательные мотивы. Проявляется как ориентация на эрудицию, реализуется как удовлетворение от самого процесса учения и его результатов;

Учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов);

Мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний)

Деят-ть личности полимотивирована, а мотивац сфера иерархична. Иерархичность мотивов обнаруживается в ситуации конфликта мотивов-ситуациях выбора, кот могут целенапр-но соз-ся. Каждая потребность мб реализована во многих мотивах. Каждый мотив мб удовлетворен различ совокуп-ю последов достиг целей. Каждая цель мб достигнута различ последов-ю задач. Это предполагает необходимость пед рук-ва. Механизм пед рук-ва форм-ием мотивации личности- сдвиг мотива на цель ( осп-ся в О и В) для его реализации важна личность педагога. Форм-ие мотивации учения- создание в школе усл-ий для появл внутр побужд к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития его мотивац сферы. Эти усл-я созд-ся всеми субъектами пед системы во всех компонентах ПП, каждый из кот должен иметь стимулир-ееь значение. Пути форм-ия уч мотив-ии: 1) «сверху вниз» (инициатива педагога, постановка привлекат целей и задач, разъяснение знач-ти предстоящ-й деят-ти и поощрение в процессе ее выполнения; 2) «снизу вверх» (включить ребенка в различ виды деят-ти и преобретение им практич-го опыта деят-ти и поведения). Выбор пути форм-ия связан с пед диагностикой имеющейся уч мотивации.

25. Пед диагностика в уч-воспит процессе.

ПД-получение достоверной опережающей инфы о протекании ПО и ПВ и их субъектах, точное определение рез-ов ПО и ПВ. Объекты ПД -о ком или о чем мы получаем инфу-мб все компоненты пед системы(субъекты, связи, условия), а также все компоненты ПП(методы, формы, ср-ва): 1) уч-воспит процесс( скорость протекания, результ-ть); 2) личность уч-ся (его мотивация, ЗАР-обученность и воспит-ть, ЗБР-обучаемость и воспит-ть, его общие и спец способ-ти, статус в кол-ве,семейн отнош); 3)ученич-й коллектив (межлич делов отнош, психолог климат, лидеры); 4) личность учителя (личност и професс мотивация, проф компетентность, мастерство, личные кач-ва, статус в пед кол-ве, стиль руководства); 5) пед коллектив (формальная и неформ стр-ра= межлич делов отнош); 6)учрежд образования (матер-технич база, проф компетен преподов, результ-ть уч-восп процесса через ур-нь подготовки уч-ся). Для получении инфы о каждом объекте ПД сущ-ют различ диагностич методы. Методы ПД= методы пед исследов-й.( эмпирические-наблюдение, анкета ,беседа, соцоиметрия, интервью…; теоретические- анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование…; математич-е или статистические- ранжирование, шкалирование. В зависимости от объекта и цели ПД учитель отбирает необх методы, выстраивает их в систему и составляет диагност программу (подготовит этап). ПД= изучение+анализ+прогноз

Процедура осущ-ия ПД Ф-ии ПД
Сбор инфы об объекте ПД Информационная
Сравнение полученной инфы с предыдущей либо с описанием такого же объекта в стандарте или научной лит-ре Оценочная
Анализ изменений с целью определения причин удач/неудач, в ПО, ПВ, ПР Оценочная
Объяснение изменений в объекте ПД Оценочная
Доведение до сведения заинтерес-х лиц рез-ов ПД Информационная
Проверка воздействия дианостич методов на объект ПД Коррекционная
Прогнозир-ие дальнейшего ПО, ПВ, ПР прогностическая

Количеств рез-ты ПД оформ-ся в виде таблиц, отметок, графиком и диаграмм, а качественные в виде карт или дневников наблюдения, психолого-пед хар-к. Виды ПД в ПП: начальная (предварит), текущая( по ходу ПП), обобщающая (по итогам ПП). Соврем управл-е кач-вом О(менеджмент) требует системного подхода к орг-ии ПД, т.е. проведения пед мониторинга. Впервые появ-ся в Великобр в 90х. Теперь это неотъемл компонент плана разв-я любого учрежд образов. Пед мониторинг- системная диагностика качеств и количеств хар-к, эффект-ти функц-ия и тенденций разв образоват системы( ее цели, содержание, форм, методов, ср-в, усл-й и рез-ов О, В, р личности и кол-ва) с перспективой управления качеством О. Правила психологич безопасности при проведении ПД: создать искреннюю доверит атмосферу; убедить уч-ся, что за свою честность они не пострадают, или сделать анкеты анонимными; никогда не упрекать детей за их ответы; не разглашать получ инфу, если она может ухудшить отнош в кол-ве или семье; при индивид беседе опираться на сильные стороны личности, давать конкрет рекомендации по преодол недостатков; выводы и прогнозы делать на основе всесторон изуч-я уч-ся. ПД в ПО включает: контроль=обратная связь, проверка=выявления и измерение, оценивание= сравнение, учет накопление и анализ статистич данных, выявл-е динамики тенденций, прогнозир-е дальнейш обуч.

26.ПВ.Особенности.Стр-ра.
«знание без В, что меч в руках у сумасшедшего»(менделеев). ПВ-спец организ-ое, целенапр-ое и управляемое взаимод воспитателей и воспитанников по овладению ими соц-м и дух-м опытом, ценностями и отношениями, т.е. нац-ой и общечеловеч культурой(социализацией). В обществе должна быть создана стройная внутренне согласованная система воспит работы, обеспеч-ая молодому поколению квалифиц-ую проф-ую помощь проф-го педагог-воспитателя по овлад-ю культ опытом.Осн признаки В как пед явл: 1)целенапр-ть(наличие соц значимого образца как социокульт ориентира—цели), 2)соответствие хода ПВ социокульт ценностям, 3)наличие определ-ой системы организуемых влияний(семья, учрежд образов, обществ организ, СМИ, гос политика в области В вцелом).Особенности ПВ: целенаправл-ть, вариативность рез-ов, отдаленность рез-ов, комплексность, длител-ть и непрерыв-ть, многофакторность(возд-ют и родит, и школа и т.п.). Стр-ра ПВ(компоненты): 1)целевой(чего необх добиться), 2)содержат-ый(какой опыт, ценност отнош, привычки повед и личност качества приобретут), 3)организац-ый=операц-деят (медоты, формы, ср-ва), 4)оценочно-результативный, 5)стимулирующее мотивационный. Формула восп-ия – понято-пережито-сделано. Ур-ни восп-ия: невоспит-ть, плохая восп-ть, ситуативная восп-ть, хорошая (внш) восп-ть, отличная (внтр) восп.

27.Принципы В.

Закономерности ПВ-объективно сущ-ие, повт-ся, устойч-е, существен-е связи ПВ с др явл Принципы ПВ-ключевые идеи, нормативные требов к организ-ии и осущ-ю ПВ(опр-ют стр-ру, содерж, методику и технология организ-ии ПВ, его рез-ты исп-сю комплексно и одновременно)
1)связь ПВ и соц системы(цели, хар-р, содержание В определ-ся объек-ми потреб общ-ва, интерес. Гос-ва и правящ классов, социокульт и этнич нормами и традиц.) *принцип культуросообр(передача и усвоение в В соц-ист опыта конкрет-го народа и культуры) *принцип связи В с жизнью, практич деят-тью людей
2) связь ПВ и деят-ти, активности самой личности(эффективность В обусл-на содержанием и способом орг-ии деят-ти, в кот включена личность, мотивами ее участия в ней, хар-ом пед руководства деят-тью, от кот зависит активность личности—деят-ый подход в В) *принцип природосообр(гендерный подход в В) *принцип субъектности(связан с разв способ-ти ребенка осознавать свое «я» во взаимоот с людьми и миром, ставить цели, планир-ть, совершать и оцен-ть свои дейст, предви-ть их последств и нести за них ответств, отстаивать свою нравст и граждан позиции, противод внеш влиянию) *принцип сочет коллект-го и индив-го В *принцип единства сознания и повед *принцип сочет пед рук-ва деят-тью воспитан-ов с разв их инициативы и самостоят-ти *принцип ед-ва В и самовоспит-я личности(самовосп-сознат, целенапр самостоят деят-ть чел-ка, ведущая к возможно более полной реализ-ии, разв и совершен-ю личности)
3)связь ПВ и общения(эффективность В обусл-на информац-ми и эмоц-ми связями и отнош, кот складыв-ся между педагогом и воспит-ками в процессе общения) *принцип гуманизма(личность как высшая ценность, учет ее потребностей благодаря: -созданию благоприят психолого-пед атмосферы, т.е. совокуп-ти эмоц взаимосвязей воспи-ля и восп-ков на основе приятия и доверия; -обеспеч психол-педаг поддержки ребенка в ПВ, т.е. оказание пед и психолог помощи в разв и саморазв личности) *принцип опоры на положит *принцип уважения к личности в сочет с высокой требоват к ней *принцип ед-ва воспит усилий семьи, школы, общ орган-й и т.п.)

Содержание В. Осн направл В

СВ-система знаний(научн фактов, понятий, теорий о природе, чел-ке и общ-ве), взглядов, убеждений,чуств, ценност. Отнош, У, Н, устойч привычек повед и кач-в, которыми личность овладевает согласно поставленным целям и задачам В. Св имеет национ-ый и классовый и политич хар-р. Как отбир-ся СВ: на каждом этапе разв общ-ва в СВ включ-ся те компоненты культуры, кот необход для успешного выполн-я осн соц ролей: гражданин(патриот), работник(ученик, студент, профессионал), семьянин. Роли расширяются: приверженец ЗОЖа, разумный потребитель, ценитель и творец прекрасного. Для вып-ия каждой соц роли чел-ку должны быть присущи конкрет личност кач-ва, путем их перечисл-ия можно создать идеальную модель личности школьн-ка, студ-та, к кот следует стремиться в ПВ. Традиционно СВ рассматр через осн напр В, которые в силу потреб общ-ва дополнялись другими и расширялись. В наст время в отечеств пед-ке приоритет отдается культурологич подходу в В, согласно кот СВ должно вкл-ть основы нац и общечел-ой культуры. С этой целью в СВ выдел-ся его базовый компонент- базовая культура личности(культурный минимум), и ее компоненты и ур-ни овладения ими опр-ся гос-вом в провозглаш-ых им целях и задачах В и формул-ся в гос-ых документах («Концепция восп-ия детей и молодежив Рб», «Конц непрерывного восп детей учащейся молодежи» - до 2016г.. Осн направления В: умственное(форм-ие интеллект культуры), нравств(форм-ие нравст культуры), эстетич(фор-ие эстетич культуры), физич(форм-ие культуры ЗОЖа), трудовое(форм-ие культуры труда).

29. Концепция непрерывного В детей и учащейся молодежи в РБ.(2006-2016)
Концепция — система идей, взглядов, определенное понимание явлений и процессов. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» — нормативный документ, определяющий систему воспитания в стране и утвержденный Министерством образования РБ 14 декабря 2006 года в соответствии с президентской программой «Дети Беларуси» на 2006 – 2010 гг.Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: определяет подходы к процессу воспитания в РБ и его основные направления; базируется на принципах непрерывности и преемственности учебно-воспитательной деятельности; закрепляет приоритеты воспитания в учреждениях образования: целенаправленное и активное содействие личностному становлению профессионала-труженика, ответственного семьянина, гражданина и патриота своей страны.Назначение воспитания – в формировании личности путем приобщения к ценностям культуры.Цель воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь – формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Содержание воспитания в РБ основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества, государства.Воспитание в системе образования осуществляется на основе программ воспитания. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь разрабатывается и утверждается Министерством образования РБ. Осн составляющие В в РБ: идеологическое В, граждан и патриатич В, нравственное В, воспитание культуры самопознания и саморегуляции, физич В, гендерное В, семейное В, труд и професс В, экологич В, воспит культуру безопасн жизнедеят, воспит культуры быта и досуга.Формирование и развитие личности обусловлено возрастными особенностями учащихся. Учет важнейших особенностей на каждом возрастном этапе развития личности способствует выявлению психолого-педагогических условий для оптимального удовлетворения ведущих потребностей учащихся. Поэтому в Концепции по каждому направлению воспитания отражено не только содержание воспитательной работы, но условия ее эффективности и возрастная специфика.Особенности процесса воспитания: построение отношений между обучающимся и педагогом на основе партнерства и сотрудничества; реализация гражданских прав и обязанностей обучающихся.

Наши рекомендации