Методы воспитания в теории педагогики. Применение методов воспитания в процессе физического воспитания подрастающего поколения
Воспитатель может действовать по-разному: «воздействовать»; «противодействовать»; «содействовать»; «взаимодействовать». Метод воспитания как способ действия педагога. Метод воспитания несет в себе определенное средство воспитания: природа, искусство, традиции, различная деятельность, слово, книга, кино и т.д. Метод воспитания как способ взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников. Прием воспитания как часть метода, один из его «кирпичиков». Варианты классификаций методов воспитания: Т.Е.Конникова и Г.И.Щукина (методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности, методы формирования общественного сознания, методы стимуляции деятельности); Ф.Ф.Королев и Н. К.Гончаров (убеждение, упражнение, поощрения и порицания); В.В.Караковский (воспитание словом, воспитание делом, воспитание ситуацией, воспитание игрой, воспитание общением, воспитанием отношениями). Характеристика методов воспитания в трактовке Н.Ф.Головановой (Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование, упражнение, поручение, пример, ситуации свободного выбора; Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: лекция, беседа. дискуссия; Методы самоопределения личности ребенка: шаг вперед, задание самому себе, мой секрет; Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: соревнование, поощрение, порицание). Применение методов воспитания в процессе физического воспитания подрастающего поколения.
Внеклассная воспитательная работа в школе. Роль учителя физической культуры в ее осуществлении.
Внеклассная воспитательная работа как организация различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка. Воспитательные возможности внеклассной воспитательной работы: способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, обогащает личный опыт ребенка, способствует развитию интереса к различным видам деятельности, желание активно участвовать в продуктивной деятельности, дети учатся жить в коллективе, сотрудничать, заботиться о своих товарищах. Особенности внеклассной воспитательной работы (ВВР): совокупность различных видов деятельности, которые направлены на формирование личностных качеств воспитанника; отсроченность результатов во времени; отсутствие жестких регламентаций; сложность замеров эффективности ВВР; осуществляется во внеурочное время; позволяет привлекать социальный опыт родителей и других взрослых. Задачи ВВР: 1.Формирование положительной Я-концепции. 2.Формирование навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия. 3.Формирование потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности. 4.Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения. 5.Развитие познавательного интереса. Функции ВВР: обучающая, развивающая, воспитывающая. Содержание ВВР: познавательная, досуговая, оздоровительно-спортивная, трудовая, творческая. Факторы, влияющие на отбор содержания: традиции и особенности школы; возрастные особенности класса и индивидуальные особенности детей; особенности самого учителя, его интересы, склонности, установки. Требования к ВВР: обязательна постановка цели; перед началом следует определить ожидаемые результаты; необходим оптимистический подход; велика роль контакта педагога с детьми; педагог должен быть в постоянном творческом поиске. Последовательность организации ВВР: изучение и постановка воспитательных задач; моделирование предстоящей ВВР; практическая реализация модели; анализ проведенной работы. Формы работы классного руководителя: индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.); групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.); коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слёты, соревнования и др.). Способы организации массовой ВВР: фронтальные, когда деятельность детей организована по принципу «рядом» и коллективные, когда деятельность детей организована по принципу «вместе».Роль учителя физической культуры в осуществлении ВВР.
Коллектив как объединение учащихся. Его воспитательные возможности. Методы формирования и сплочения коллектива. Роль личности учителя физической культуры в работе с ученическим коллективом.
Детский коллектив как социальная общность, объединяющая детей совместными целями, общей деятельностью и переживаниями. Взаимодействие в коллективе разворачивается на разных уровнях: информационном, деятельностном и эмоциональном. Детским коллективом руководит взрослый человек. Взгляды А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Т.Е.Конниковой, Л.И.Новиковой о воспитательных возможностях детского коллектива. Характеристика гуманистического стиля отношений в коллективе: устойчивые доброжелательные отношения, внимание друг к другу; отсутствие замкнутости, изолированности коллектива, группового эгоизма; наличие у членов коллектива защищенности, отсутствие случаев «изолированности».
Специфика детского коллектива: объект педагогической деятельности и спонтанно развивающееся явление. Этапы развития детского коллектива. Характеристика моделей взаимодействия педагога с коллективом учащихся: учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной. Технологический проект решения детским коллективом общей задачи при личностно-ориентированной модели: 1.Совместное проектирование. 2.Совместное планирование. 3.Совместный поиск оптимальных способов решения общей задачи. 4.Совместное распределение ролей и исполнителей коллективной деятельности. 5.Взаимная поддержка и помощь в осуществлении коллективного замысла. 6.Оценка общего результата, переживание успеха и радости общих достижений. Роль личности учителя физической культуры в работе с ученическим коллективом.