Упражнение «Если бы..., то я стал бы...»
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
"Гомельский государственный университет
Имени Франциска Скорины"
Факультет психологии и педагогики
Тренинг коммуникативных умений
Проект подготовили: Грудинская В.Э.
Студенты группы СП-53 Крисько Ю.О.
Гомель 2011
Группы тренинга умений
Основные понятия
В центре поведенческого подхода находится наблюдаемое поведение. Поведенческие терапевты имеют дело непосредственно с поведенческими проблемами и не занимаются историческими корнями имеющихся затруднений и лежащими в их основе причинами.
Группы тренинга умений включают такие компоненты, как учебная модель, постановка цели, измерение и оценка.
1. Учебная модель.Группа тренинга умений занимает промежуточное положение между учебной и психокорригирующей группами. Группа тренинга умений – это скорее запрограммированный курс обучения, чем серия психотерапевтических занятий. Члены группы рассматриваются не как пациенты, а как учащиеся, желающие приобрести умения, которые помогут им улучшить свою жизнь и исправить недостатки.
Руководители группы не проводят лечение, а осуществляют систематическое обучение для изменения установок, поведения и достижения целей участников.
2. Постановка цели. Целью групп тренинга умений является развитие такого поведения, которое рассматривается как желательное либо членом группы, либо обществом в целом. Такая группа является своего рода лабораторией для формирования и освоения нормальных жизненных умений.
К видам жизненных умений, которым обучают в группах, относятся: управление тревогой, планирование карьеры, принятие решений, родительские функции, коммуникативные умения и тренинг уверенности в себе.
Программа тренинга умений представляет собой терапию улучшения взаимоотношений. Члены группы учатся специальным межличностным умениям для эмоционального самовыражения без возбуждения защитных и враждебных чувств в других.
Показываются и отрабатываются четыре вида поведенческих умений:
- выражение межличностных чувств;
- эмпатический ответ – полное понимание и передача этого понимания собеседнику;
- переключение образа действия – адекватный переход от выражения межличностных чувств к эмпатическому ответу;
- содействие (фасилитация) – обучение тому, как эффективно учить других вышеупомянутым умениям.
В отличие от других психокоррекционных групп, группы тренинга умений довольно жестко структурированы, а их руководители активно руководят группой, ставя перед участниками конкретную цель и планируя каждое задание.
3. Измерение и оценка. Задачи группы тренинга умений обычно сводятся к решению двух основных проблем:
а) избыток чего-то (много курит, пьет много спиртного, несдержан, испытывает навязчивый страх);
б) недостаток чего-то (недостаток сна, контактов, уверенности в себе).
Эти проблемы и связанные с ними поведение и эмоциональные реакции могут оцениваться и измеряться в количественном отношении – в шкалах, баллах, физиологических показателях (частота пульса, дыхания, уровень насыщения крови кислородом и др.).
Основные процедуры
Из числа различных групп тренинга умений лучше всего отражают основные принципы обучения жизненно важным навыкам с помощью методов поведенческой терапии группы тренинга уверенности в себе (уверенного поведения).
Методы работы в современных группах, организуемых с целью развития у людей уверенности и способности бороться со страхом и избеганием, далеко отошли от исходных концепций, предложенных в свое время Солтером и Вольпе. Ланге и Якубовский подразделяют существующие в настоящее время группы тренинга уверенности в себе на четыре типа в зависимости от структуры занятий в них: 1) группы, где основу каждого занятия составляют различные ролевые игры; 2) группы, где каждое занятие посвящено одной определенной теме, например конструктивной критике; 3) группы, где ролевые игры используются в сочетании с другими процедурами, направленными, например, на развитие самоосознания, совершенствование родительских навыков, развитие умения разрешать конфликты, трансактный анализ сценариев и т. д.; 4) неструктурированные группы, работа в которых проводится в соответствии с текущими потребностями отдельных участников.
Группы тренинга умений сейчас находятся на подъеме и используются для развития таких жизненно важных умений, как родительские навыки, способность контролировать свой вес, навыки семейной жизни, способность сдерживать гнев. Одним из достоинств поведенческих групп является то, что работа в них строится с учетом результатов эмпирических исследований. Существует много доказательств тому, что, например, занятия в группах тренинга уверенности в себе способствуют раскрепощению участников и повышению их самооценки. Как и во всех психокоррекционных группах, повышение самооценки неразрывно связано с расширением диапазона поведенческих возможностей участников.
Упражнения
Ты и твое имя
Цели упражнения: развить самостоятельность, творческий подход к заданию, лидерские навыки у участников тренинга; потренироваться в самооценке и самопрезентации.
Размер группы: не важен.
Ресурсы: маркеры, бумага и ручка для каждого игрока.
Время: 15-20 минут.
Ход упражнения
Положите перед собой лист бумаги и напишите на нем по вертикали ваше имя. Сосредоточьтесь! У вас есть 5-10 минут, чтобы написать против каждой буквы качество своего характера, которое вы в себе знаете и цените.
Пример:
М - мечтать (умею)
И - интеллигентность
X - харизма
А - активная позиция в коммуникации
И - интеллект
Л - любовь к жизни
Пусть после завершения индивидуальной работы участники представят полученные результаты товарищам по группе.
Рефлексия : Легко ли вам было рассказывать о себе? Ели нет, почему
Упражнение «Если бы..., то я стал бы...»
Цель упражнения: выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.
Ход упражнения
Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. Например: «Если бы меня обсчитали в магазине...». Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. Например: «... я стал бы требовать жалобную книгу».
Целесообразно провести это упражнение в несколько этапов, в каждом из которых принимают участие все присутствующие, после чего следует обсуждение.
Ведущий отмечает, что как конфликтные ситуации, так и выходы из них могут повторяться.
Правда или ложь
Цель упражнения: усиление групповой сплоченности и создание атмосферы открытости.
Ход упражнения
Члены группы садятся по кругу, у каждого наготове должны быть бумага и ручка.
1. Ведущий дает задание написать участникам три предложения, относящихся лично к ним. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна – нет.
2. Один за другим каждый участник зачитывает свои фразы, все остальные пытаются понять, что из сказанного соответствует действительности, а что – нет. При этом все мнения должны обосноваться.
Гений маркетинга
Цели упражнения:поупражняться в способности убеждать как в лидерском навыке; развить творческое мышление участников тренинга, их умение расширять поле проблемы и видеть многообразие подходов к решению задачи; помочь участникам группы разобраться в себе и понять природу своих лидерских качеств; потренироваться в переговорном процессе.
Размер группы: не важен.
Ресурсы: материалы в соответствии с возможностями тренера или потребностями группы.
Время: до получаса.
Ход упражнения
Тренер может принести на эту игру непрозрачный мешок, в который будут помещены разные предметы (или определенный ассортимент, который связан с личными или профессиональными особенностями или задачами, участников).
Каждый участник достает из мешка один из предметов. Задание: в течение 15 минут продать группе этот предмет, представив максимум, но не менее пяти, реальных достоинств товара наиболее эффективным способом.
Завершение
Чему научила эта игра? Чей опыт продаж показался вам наиболее успешным? Кому из коллег вы предложили бы поменять стратегию маркетинга и почему? Чьи идеи вам наиболее запомнились? почему?
Две группы
Цели упражнения:поощрить членов группы дать и получить обратную связь, необходимую для эффективного и доверительного сотрудничества; развить лидерские качества, умение анализировать информацию о процессах, происходящих в группе.
Размер группы: желательно небольшой. Группа 8-15 человек идеальна.
Ресурсы: не требуются.
Время: 15-20 минут.
Ход упражнения
Это задание помогает участникам тренинга развить внимательность и логическое мышление. Один из игроков - доброволец - выходит из комнаты. В это время группа договаривается о признаке, по которому она могла бы разделиться на две подгруппы. Сначала признак этот должен быть только визуальным. Скажем, в одном углу сидят люди, носящие очки, в другом - нет. Или в одной группе - те, у кого на руке есть часы, в другой — участники без часов…
После того как разделение произошло, в комнату возвращается игрок, которому предлагается проанализировать "картинку" и на основании увиденного сказать, какой признак лег в основу распределения участников.
На продвинутом этапе тренинга можно попробовать проводить разделение, основываясь на качествах характера, общности интересов.
Сказка втроем
Цели упражнения:потренироваться в партнерском взаимодействии;способствовать развитию спонтанности и творческих возможностей участников тренинга;улучшить эмоциональный настрой участников и помочь им, освободившись от зажимов, сократить дистанцию в общении.
Размер группы: не играет роли. Каждый раз в упражнении будет участвовать не более трех человек.
Ресурсы: один стул.
Время: в зависимости от состава группы. Каждая тройка участников работает на площадке в среднем 3-4 минуты. Общее время упражнения будет зависеть от количества таких троек.
Ход упражнения
Уже из названия понятно, что в задании будут участвовать трое играющих. Один из них выполняет роль сказочника. Ему предстоит изложить одну из известных сказок, определенных ведущим. Второй участник садится на стул лицом к зрителям. Беззвучно открывая рот и используя мимику, он будет имитировать роль рассказчика. Его руки заложены за спину, поэтому не участвуют в игре. Роль "рук второго участника" будут исполнять руки третьего игрока. Для этого он должен встать на колени прямо за спиной второго актера и просунуть свои руки у него под мышками. Для зрителя создается иллюзия, что эти жестикулирующие в ходе сказки руки являются руками сидящего на стуле рассказчика.
Именно иллюзия того, что сказку рассказывает сидящий на стуле игрок голосом первого игрока и руками третьего, является доказательством успешности упражнения. Добиться этого можно при умении синхронно работать с партнерами и с театральной яркостью пользоваться невербальными средствами выразительности (жестом, мимикой, интонацией).
Завершение: обсуждение упражнения.
— Что представляло для вас трудность в задании?
— Как вы считаете, может ли данное упражнение научить вас навыкам, которые вы сможете применить за границами тренинговой группы - на работе, в семье, при общении с людьми?
— Что может дать это задание при рассмотрении проблем, связанных с развитием и тренировкой лидерских качеств? Какие качества лидера проявили участники упражнения?
Рефлексия:
§ Какие психологические качества у вас проявились при участия в тренинге?
§ Какие чувства испытывали?
§ Что нового узнали о себе, о группе?
§ Как будете использовать эти знания?
§ Чему научились?
§ Как это пригодиться в будущем?
§ Что было важным?
§ Над чем вы задумались?
§ Что происходило с вами?
§ Что нужно развивать на будущее?
Орг. конец:
Спасибо вам большое, что пришли на наш тренинг, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания.
Библиография
1. Бишоп С. Тренинг ассертивности. СПб.: Питер, 2001.
2. Гарратт Т. Эффективный тренинг с помощью НЛП. СПб.: Питер, 2001.
3. Квинн Н. В. Прикладная психология/4-е изд. СПб.: Питер, 2000.
4. Кипнис М. Тренинг коммуникации. Сер. "Действенный тренинг". М.: Ось-89, 2004.
5. Кристофер Л., Смит Л. Тренинг лидерства. СПб.: Питер, 2001.