Танцы и игры под музыку

«Стуколка». Музыка полька «Стуколка».

«Звери и коза». Музыка В. Каменникова.

«Тень-тень-потень».

«Поездка за город». Музыка В. Герчик «Поездка за город».

«Рыбаки и рыбки». Музыка В. Герчик «Рыбаки и рыбки».

«Заводная лошадка». Музыка В. Герчик «Заводная лошадка».

«Пляска с предметами». Музыка Л. Жилинского «Детская полька».

«Русский хоровод». Русская народная песня.

«Возле речки, возле моста». Обработка Н. Метлона.

«Снежинки». Музыка А. Верстовского «Вальс».

«Отойди и подойди». Хороводная мелодия, обработка В. Герчик.

«Смени пару». Украинская народная полька.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

- современные школьные песни, русские народные песни.

Учащиеся должны уметь:

- исполнять без сопровождения простые, хорошо знакомые песни;

- различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном порядке.

VIII класс (14– 16 лет)

(35 час.)

Пение

Совершенствовать и закреплять навыки певческого дыхания на более сложном песенном репертуаре. Уметь использовать знакомые песни с различными эмоциональными оттенками (бодро, торжественно, ласково, протяжно).

Совершенствовать навык ясной и четкой артикуляции слов в песнях подвижного характера. Закреплять умение исполнять песни самостоятельно от начала до конца.

Слушание музыки

Расширять представления о музыке и музыкальных образах. По возможности высказываться о характере музыки.

Знакомить с патриотическими песнями (узнавать по мелодии). Данную тематику можно расширить еврейскими мелодиями.

Музыкально-ритмические движения

Научить учащихся выполнять следующие движения: ходить торжественно-празднично, мягко-плавно, ориентироваться в пространстве, ходить шеренгой в народных плясках и хороводах; пытаться выразительно передавать характерные элементы знакомых движении.

Учить отмечать в движении несложный ритмический рисунок, менять движение в соответствии с музыкальными фразами; выполнять хлопки в различном ритме, учить танцевальным движениям.

Примерный музыкальный материал для пения

«Осень». Музыка Парцхаладзе, слова Л. Некрасовой.

«И вновь продолжается бой». Музыка А. Пахмутовой, слова
Н. Добронравова.

«Вместе весело шагать». Музыка В. Шаинского, слова М. Матусовского.

«Бьют барабаны». Музыка Л. Шварц, слова Я. Акима.

«По долинам и по взгорьям». Мелодия И. Атурова, слова С. Алымова.

«Новогодняя полька». Музыка Т. Попатенко, слова Г. Ладовщикова.

«Зимний праздник». Музыка М. Раухвергера, слова Н. Саконской.

«Елка». Музыка М. Раухвергера, слова О. Высоцкой.

«Есть у Тома дружный хор». Эстонская народная мелодия.

«Бравые солдаты». Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.

«Дружат дети всей земли». Музыка Д. Львова-Компанейца, слова
В. Викторова.

«Соловейко». Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко.

«Посвящение». Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева.

«День Победы». Музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова.

Музыкальные произведения для прослушивания

«Нас много на шаре земном». Музыка Ан. Александрова.

«Мир нужен всем». Музыка В. Мурадели.

«Птичий дом». Музыка Д. Кабалевского.

«Вальс». Музыка Д. Кабалевского:

«С чего начинается Родина?». Музыка В. Баснера, слова
М. Матусовского.

«Баллада о солдате». Музыка В. Соловьева-Седого, слова
М. Матусовского.

«Песня мира». Музыка Д. Шостаковича, слова Е. Долматовского.

«Пройдут года». Музыка В. Захарова, слова М. Исаковского.

«Улетаем на луну». Музыка В. Витлина.

«Пограничники». Музыка В. Витлина.

Танцы и игры под музыку

«Бездомный заяц». Английская народная песня.

«Заданная поза». (игра) Музыка Л. Шварца.

«Танец вокруг елки». Музыка В. Курочкина

«Цветные флажки». Музыка Ю. Чичкова.

«Вертушки». Музыка Е. Туманян.

«Ловишки». Хорватская народная мелодия.

«Придумки». Музыка В. Свирского.

«Салют (танец)». Музыка Т. Ломовой.

«Школьный вальс». Музыка Д. Кабалевского, слова О. Высоцкой.

«Плетень». Русская народная мелодия.

«Голубчик». Музыка В. Герчик, слова народные.

«С чем будем играть?». Музыка Л. Шульгина.

«Покажи ладошки». Латвийская народная полька.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

- высокие и низкие, долгие и короткие звуки;

- характер и содержание музыкальных произведений.

Учащиеся должны уметь:

- исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль;

- совершенствовать навыки исполнения хорошо знакомых песен от начала до конца;

- закреплять навыки распределения дыхания при исполнении песен с различными динамическими оттенками.
Рисование
(I–VI классы)
(7–14 лет)

Пояснительная записка

Рисование — один из предметов программы обучения детей с тяжелой и умеренной степенью отсталости, имеющий важное значение в плане развития и воспитания учащихся, коррекции их познавательной деятельности.

Занятия по рисованию способствуют развитию у учащихся правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у школьников развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.

Основными задачами обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья изобразительному искусству является:

- воспитание у учащихся положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию, доброжелательности и др.);

- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия форм, конструкции, величены, цвета предметов, их положения в пространстве;

- содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать;

- воспитание у учащихся умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно;

- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

- дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

- знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним, понимания красоты в окружающей действительности;

- формировать у учащихся умение работать коллективно, выполняя определенный этап в цепи заданий для получения результата в общей деятельности;

- развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Уроки рисования состоят из трех разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы. Однако прежде чем подойти к этим занятиям, с учащимися необходимо провести подготовительные упражнения.

Подготовительные занятия

В ходе них дети учатся слушать и выполнять инструкции педагога, правильно держать карандаш и лист бумаги на столе, называть и дифференцировать цвета, проводить разнообразные линии, с помощью трафаретов рисовать и раскрашивать геометрические фигуры.

Во время занятий рисованием необходимо использовать различные упражнения, направленные на выделение формы, величины и цвета предметов. Они должны быть связаны с игровой и предметно-практической деятельностью учащихся.

Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длинны и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки.

Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи.

На подготовительных занятиях большое место должно быть отведено работе с трафаретами (шаблонами). Они могут представлять собой различные геометрические фигуры, овощи и фрукты, а также буквы и цифры. Работа по обводке и раскрашиванию букв и цифр позволит лучше запомнить их.

В ходе подготовительных занятий большая роль отводится обучению детей раскрашиванию. Для них характерна крайне небрежная раскраска, когда штрихи наносятся линиями в различных направлениях и выходящими за контур рисунка и т.п. Здесь важным моментом является индивидуальный показ учителем приемов раскрашивания.

Большое внимание в работе с детьми следует уделять упражнениям, направленным на различение цветов. Очень важно научить детей различать основные цвета, находить в классе (групповой) предметы заданного цвета.

Декоративное рисование

На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту.

На уроках декоративного рисования с помощью учителя дети составляют простейшие узоры в полосе, квадрате, круге и т.д. Учатся также различать цвета, по возможности красиво сочетать их, рисовать орнаменты в определенной последовательности. Причем вначале детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью учат составлять и раскрашивать орнаменты из геометрических элементов, а затем из растительных форм.

На младших годах обучения, при составлении узоров в полосе из растительных или геометрических фигур, деление полосы на одинаковые части производит учитель. В более старшем возрасте это задание выполняют сами учащиеся с помощью трафаретов.

Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.

Рисование с натуры

Большое место при проведении данных занятии занимает тщательный анализ объектов. С помощью учители дети внимательно рассматривают предмет, определяют его форму и цвет.

Учащиеся тренируются в проведении вертикальных, горизонтальных и наклонных линий, учатся изображать хорошо знакомые предметы, определять пространственное расположение объектов, относительно друг друга (справа, посередине, слева, вверху, внизу), передавать окраску предметов.

С целью совершенствования познавательной деятельности учащихся целесообразно использовать на уроке такие предметы, которые дети могли бы по возможности анализировать. Для этого хорошо иметь строительный конструктор, с помощью которого можно составлять различного типа постройки.

Рисование на темы

В уроки рисования на темы входит изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование сказок. Оборудование уроков тематического рисования составляют игрушки, модели, муляжи.

Учащиеся изображают очень простые по форме предметы, раскрашивают их. Педагог подробно объясняет и показывает, что следует нарисовать, где и в какой последовательности. При этом вводит в свою речь слова, обозначающие пространственные отношения предметов.

С целью повышения эффективности уроков тематического рисования учитель должен чаще использовать различные игровые приемы и игровые ситуации. Особое внимание при этом уделяется развитию речи учащихся. С помощью учителя дети должны описывать предмет, рассказывать о последовательности работы над рисунком, давать отчет о проделанной работе.

На уроках тематического рисования рассматривают и пересказывают по вопросам содержание картин, изображающих времена года, знаменательные даты, различные детские сказки.

Уроки рисования должны быть тесно связаны с другими учебными предметами, и в частности, с уроками письма и предметно-практической деятельности.

Программа

Класс (7– 9 лет)

(70 час.)

Подготовительные упражнения

Выявление навыков рисования.

Развитие умения правильно держать карандаш.

Знакомство с понятиями «верх», «низ» (листа бумаги), умение правильно располагать бумагу на парте.

Знакомство с основными цветами и заучивание их (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый).

Развитие умения проводить прямые, вертикальные, горизонтальные и наклонные линии на бумаге в клетку (лесенка, шарфик, узор) по опорным точкам.

Упражнения в проведении прямых линий различной толщины на гладкой бумаге (тропинка, шнурки, ветка).

Различение круга, квадрата, треугольника. Рисование их по трафарету, намеченным линиям, опорным точкам.

Развитие навыка правильного раскрашивания с соблюдением контура.

Обводка и последующее закрашивание изображений несложных предметов, используя знания геометрических фигур.

Примерные упражнения

Игровые графические упражнения – рисование прямых линий в различных направлениях (по показу): высокие столбы, заборчик и др. (прямые вертикальные линии); провода, дорожки, цветные веревочки и др. (прямые горизонтальные линии); идет косой дождь, туристические палатки и др. (наклонные линии).

Игровые графические упражнения – рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий (по показу): лесенки, окошки, качели, шахматная доска и др.

Игровые графические упражнения – рисование (по показу) знакомых детям предметов разной величины (размера): ленты длинные и короткие; карандаши толстые и тонкие; елочки высокие и низкие и др.

Игровые графические упражнения – рисование (по показу, трафарету) предметов круглой, квадратной формы (кубики, коробки, арбузы и др.).

Игровые графические упражнения – рисование (по показу, трафарету) предметов треугольной формы: флажки, дорожные знаки и др.

Упражнения на различение предметов по цвету и форме.

Декоративное рисование

Содействовать выработке у детей умения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять в закраске элементов орнамента, соблюдая контур рисунка; развивать умение применять трафареты (шаблоны); учить различать и называть цвета: черный, белый, красный, синий, желтый, зеленый.

Примерные задания

Рисование по трафарету, намеченным линиям больших и маленьких квадратов, их раскрашивание.

Рисование узора в квадрате (квадрат — по трафарету).

Рисование геометрического орнамента по трафаретам.

Рисование узора в полосе из треугольников.

Рисование круга по трафарету.

Рисование узора в полосе из кругов (круги — по трафарету).

Рисование с натуры

Учить детей различать несложные предметы по форме, величине, цвету и рисовать их по трафарету, намеченным линиям, по точкам; с помощью учителя раскрашивать рисунок, не выходя за контуры.

Примерные задания

Рисование и раскрашивание осеннего листа (дорисовывание недостающих элементов, рисование по точкам).

Рисование по точкам и раскрашивание моркови.

Рисование домика (высокого, низкого) по трафаретам и опорным точкам.

Рисование по шаблону с последующим раскрашиванием флажка, елки.

Рисование по трафаретам пройденных букв и цифр.

Рисование по трафарету цветов, раскрашивание их.

Рисование на темы

Учить детей по возможности правильно размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавать пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, большой, маленький).

Примерные задания

Рисование на тему «Снеговик» по шаблону с последующим раскрашиванием.

Рисование узора для открытки ко дню 8 марта.

Рисование по замыслу с использованием шаблона «Что бывает круглое?»

Рассматривание иллюстраций к книге Е. Рачева «Колобок». Рисунок к сказке («Колобок лежит на окошке», «Колобок катится по дорожке») по точкам.

Тематический рисунок «Я ракету нарисую».

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны уметь:

- правильно сидеть за партой (столом);

- обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки;

- узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;

-узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения.

II класс (8 – 10 лет)

(70 час.)

Подготовительные упражнения

Вырабатывать умение правильно держать карандаш.

Умение правильно ориентироваться на плоскости листа бумаги (находить середину, верхний и нижний край).

Заучивание основных цветов и их различие (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый).

Различие геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника. Рисование по опорным точкам.

Совершенствование навыка правильного раскрашивания с соблюдением контура.

Обводка и последующее закрашивание изображений несложных предметов, используя знания геометрических фигур.

Примерные задания

Упражнения на различение предметов по форме и цвету. Рисование (на одном листе) предметов разной формы и окраски (после наблюдения и показа учителя).

Игровые графические упражнения – рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий.

Игровые графические упражнения – рисование дугообразных линий (по показу): дым идет, самолет летит, плывет кораблик по волнам, бабочка перелетает с цветка на цветок и др.

Игровые графические упражнения – рисование замкнутых круговых линий (по образцу): воздушные шарики, клубок ниток.

Декоративное рисование

Вырабатывать у учащихся умение проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять детей в закрашивании элементов с соблюдением контура рисунка; называть цвета: черный, белый, красный, синий, желтый, зеленый.

Примерные задания

Рисование по намеченным линиям, трафарету круг.

Рисование геометрического узора (по образцу, по обводке).

Рисование в квадрате узора из веточек ели (на осевых линиях).

Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур, данных учителем.

Декоративное оформление открытки.

Рисование с натуры

Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать предметы по форме, величине, цвету и рисовать их по намеченным точкам, трафарету; аккуратно раскрашивать рисунок, соблюдая контуры.

Примерные задания

Рисование с натуры овощей и фруктов по намеченным точкам и раскрашивание.

Рисование по трафаретам пройденных букв и цифр.

Рисование с натуры игрушки-светофора. Рисование с натуры связки воздушных шариков.

Рисование с натуры игрушки-кораблика.

Рисование с натуры знакомых предметов несложной формы (например, линейка, треугольник).

Рисование на темы

Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; передавать пространственные отношения предметов и их частей.

Примерные задания

Рисование на тему «Деревья осенью». Рассматривание иллюстраций в детских книжках.

Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Рисунок к этой сказке (три чашки разной величины и расцветки).

Рисование на тему «Снеговики».

Тематический рисунок «Дом, украшенный к празднику флажками и огоньками».

Наши рекомендации