Методические рекомендации к выполнению работы
Контрольная работа
По дисциплине «Основы педагогического мастерства»
Преподаватель Везетиу Екатерина Викторовна
Вариант 1
Уровень: начальный
1. Педагогическое мастерство:
а) Высокое искусство обучения и воспитания
б) Компонент структуры педагогической деятельности
в) Вид педагогических способностей
г) Профессиональное качество, доступное единицам
д) Элемент профессиограммы педагога
2. Показателем педагогического мастерства является:
а) Интеграция опыта и теоретических знаний, значимых личностных качеств
б) Оптимальное сочетание форм и методов педагогического процесса
в) Обученность воспитанников
г) Умение применять полученные знания на практике
д) Воспитанность учащихся
3. Профессиональная компетентность проявляется:
а) В умении определить содержательный компонент деятельности
б) В индивидуальном стиле профессиональной деятельности
в) В умении реализовать цель педагогического процесса на практике
г) В умении прогнозировать ход педагогического процесса
д) В умении реализовывать принципы педагогического процесса на практике
е) В умении управлять педагогическом процессе
4. Эмпатия:
а) Компонент педагогического процесса
б) Способность войти в мир восприятия другого человека
в) Профессиональное умение
г) Профессиональное качество
д) Способность к прогнозированию
е) Один из компонентов профессиональной компетентности
5. Педагогическая мораль выполняет функции:
а) Отражательную
б) Развивающую
в) Коммуникативную
г) Оценочную
д) Мотивационную
е) Контролирующую
6.Что такое цель (учебная, образовательная)?
а) Это то, к чему стремится обучаемый, будущее, на которое направлены его усилия
б) То, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия
в) Это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели
г) Способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания
Уровень: средний
1. Общественная значимость профессии педагога.
2. Профессиональная компетентность как условие педагогического мастерства.
3. Психолого-педагогические принципы построения авторитета педагога.
Уровень: высокий
1. Педагогические убеждения В. А. Сухомлинского «Мудрая власть педагога над личностью».
2. Анализ педагогических ситуаций по книге А. С. Макаренко «Педагогическая поэма».
Вариант 2
Уровень: начальный
1. Педагогический такт:
а) Умение установить нужный стиль общения
б) Умение соотнести содержание и формы педагогического процесса
в) Нравственная категория
г) Умение прогнозировать ход педагогического процесса
д) Мера педагогического воздействия
2. Типы педагогической культуры:
а) Демократический
б) Авторитарный
в) Тоталитарный
г) Личностный
д) Равнодушный
3. Профессиональная культура:
а) Единство способов деятельности и профессионального поведения педагога
б) Часть общечеловеческой культуры
в) Структурный компонент процесса обучения
г) Профессиональное умение
д) Профессиональные действия
4. Пассивный метод завоевания педагогом внимания аудитории включает:
а) Последовательное, логически стройное размышление, умеренную чувственнось
б) Научную организацию труда
в) Фокусирование внимания аудитории на личности педагога
г) Применением новых информационных технологий
д) Многогранную деятельность педагога
е) Использованием разнообразных средств и методов
5. Что называется обучением?
а) Специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и возможностей обучаемых
б) Отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки
в) Объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый
г) Направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний
6. Компоненты педагогического процесса.
а) Целевой, содержательный, деятельностный, организационно-управленческий, результативный
б) Преподавание, учение, образование, обучение, воспитание, развитие, формирование, цель, средства, методы, формы и результаты обучения
в) Дидактический, психологический, социологический, организационный
г) Содержание, структура, средства, методы, организация. Управление. Результат обучения.
Уровень: средний
1. Роль самовоспитания в профессиональном формировании личности педагога.
2. Педагогическое общение. Приемы педагогического взаимодействия.
3. Стили педагогического общения.
Уровень: высокий
1. Мастерство В. А. Сухомлинского в решении педагогических задач «Сто советов педагогу».
2. К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, Н. В. Кузьмина, В. А. Кан-Калик и др. о педагогическом мастерстве и творчестве.
Вариант 3
Уровень: начальный
1. Какая функция является главной?
а) Оценочная
б) Организаторская
в) Планирования
г) Управления
2. Некоторые функции педагога названы неправильно. Найдите их.
а) Аналитическая, диагностическая
б) Дифференциации, систематизации
в) Планирования, управления
г) Организаторская, контрольная
3. Идеальный педагог – это:
а) Педагог, ведущий процесс на образцовом уровне
б) Абстрактный образ, позволяющий лучше понять цель подготовки педагога
в) Педагог, исповедующий определённые научные идеи
г) Педагог, стремящийся к образцовому порядку на занятиях
4. Что такое образование?
а) Направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний
б) Специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и возможностей обучаемых
в) Объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый
г) Целенаправленный и организованный процесс формирования личности, под воздействием учителя
5.Что называется развитием?
а) Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов
б) Процесс развития человека как социального существа под воздействием всех факторов
в) Целенаправленный и организованный процесс формирования личности
г) Направленное воздействие на человека со стороны учителя с целью формирования у него определенных знаний
6. Принципы обучения.
а) Образование, обучение, развитие, формирование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства и результаты обучения
б) Объяснительно-иллюстративное, программированное, проблемное, репродуктивное, компьютерное обучение
в) Сознательность и активность, наглядность, систематичность и последовательность, прочность, научность, доступность, связь теории с практикой
г) Сознательность, оптимизация, планомерность, учет возрастных особенностей, связь теории с практикой, научность, доступность
Уровень: средний
1. Мастерство педагога в организации сотрудничества на занятии.
2. Речь педагога как условие педагогического мастерства.
3. Исследовательская культура педагога как составляющее педагогического мастерства.
Уровень: высокий
1. Анализ педагогической деятельности педагога-новатора И. П. Волкова.
2. Педагогическая концепция Л. Н. Толстого.
Вариант 4
Уровень: начальный
1. Что называется педагогическим процессом?
а) Развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых
б) Внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека
в) Это система, объединяющая в себе процессы обучения, воспитания, развития, формирования, преподавания и учения
г) Процесс активной деятельности личности
2. В чем заключается целостность педагогического процесса?
а) В подчинении всех процессов, его образующих, главной, общей и единой цели – формирование всесторонне и гармонически развитой личности
б) В том, что процессы, образующие педагогический процесс, имеют много общего между собой
в) В том, что все процессы, образующие общий педагогический процесс, протекают в одних и тех же условиях
г) В том, что педагогический процесс не делится на составные части
3. Что называется дидактикой?
а) Дидактика – это отдельная наука о закономерностях развития личности
б) Дидактика – это наука о закономерностях формирования личности ребенка
в) Дидактикой называется раздел педагогики об образовании и воспитании подрастающего поколения
г) Дидактика – это отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования, наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах
4. Основными категориями дидактики являются:
а) Образование, обучение, воспитание, развитие, цель, содержание, виды, формы, методы и средства
б) Преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства и результаты обучения
в) Знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, принципы, компоненты и результаты обучения
г) Образование, обучение, развитие, формирование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства и результаты обучения.
5. Знание это - …
а) Совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение наукой
б) Система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимися необходимо овладеть в процессе обучения
в) Упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания, и практического применения знаний
г) Дидактический процесс по определенным критериям, в ходе которого реализуются поставленные цели
6. Из приведённых вариантов, определите понятие педагогической технологии.
а) Научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий
б) Последовательная смена состояний педагогической системы
в) Вид дополнительного профессионального образования
г) Комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приёмов управления педагогическими системами
Уровень: средний
1. Компоненты и структура педагогического мастерства.
2. Мастерство педагога в управлении собой, основы техники саморегуляции.
3. Конфликты как психолого-педагогическая проблема и способы их разрешения.
Уровень: высокий
1. Взаимосвязь педагогических концепций Жан-Жака Руссо и Льва Николаевича Толстого.
2. Гуманистическая педагогика А. Дистервега.
Вариант 5
Уровень: начальный
1. Что такое умения?
а) Дидактический процесс по определенным критериям, в ходе которого реализуются поставленные цели
б) Совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение наукой
в) Овладение способами применения усвоенных знаний на практике
г) Система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимися необходимо овладеть в процессе обучения
2. Что такое навыки?
а) Умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства
б) Путь достижения цели и задач обучения
в) Овладение способами применения усвоенных знаний на практике
г) Совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение наукой
3. Что вы понимаете под содержанием обучения (образования)?
а) Система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимися необходимо овладеть в процессе обучения
б) Дидактический процесс по определенным критериям, в ходе которого реализуются поставленные цели
в) Предметная поддержка учебного процесса
г) Упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели
4. Что такое организация процесса обучения?
а) Упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания, и практического применения знаний
б) Упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели
в) Дидактический процесс по определенным критериям, в ходе которого реализуются поставленные цели
г) Процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные
5. Что такое метод?
а) Способ существования образовательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания
б) Овладение способами применения усвоенных знаний на практике
в) Предметная поддержка образовательного процесса
г) Путь достижения цели и задач обучения
6.Существуют следующие способности личности к педагогической деятельности, перечислите их.
а) Гуманистическая направленность, профессиональное знание предмета, педагогические способности, педагогическая техника
б) Коммуникативность, перцептивные способности, динамизм личности, эмоциональная устойчивость, оптимистическое прогнозирование, креативность
в) Доброжелательность, общительность. Профессиональная зоркость, логическое убеждение, способность к творчеству
г) Организационные способности, управления, контролирования, планирования, целеполагания
Уровень: средний
1. Понятие культуры внешнего вида педагога.
2. Взаимосвязь педагогического мастерства и педагогической технологии.
3. Педагогическая рефлексия в структуре деятельности педагога.
Уровень: высокий
1. Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо.
2. Выдающиеся мастера педагогического труда (К. Нургалиев, В. Сухомлинский, А. Макаренко, В. Шаталов, Ш. Аманошвили).
Методические рекомендации к выполнению работы
Письменная контрольная работа по дисциплине «Основы педагогического мастерства» является разновидностью зачетных работ студентов заочной формы обучения. Данная контрольная работа предусматривает знакомство с основными компонентами и структурой педагогического мастерства, освоение основных теоретических положений дисциплины «Основы педагогического мастерства», овладение основами педагогической техники.
Выполнение контрольной работы позволит студенту подробно познакомиться с содержанием таких понятий как «педагогическая культура», «педагогическое мастерство», «педагогическая технология» и др.
При выполнении контрольной работы студенты должны руководствоваться следующими требованиями:
§ Приступая к выполнению работы, необходимо внимательно ознакомиться с предложенными вопросами, изучить рекомендуемую литературу.
§ Каждый вопрос (или предложенная проблема) должен быть раскрыт по плану, составленному студентом.
§ Каждый раздел работы должен начинаться с заголовка, соответствующего тому пункту плана, который раскрывается в данном разделе автором работы.
§ Работа не должна представлять из себя набор конспектов первоисточников. Студент должен продемонстрировать в своей работе умение работать с научно-педагогической литературой и методическими документами, умение обобщать информацию, выделять главное, точно отвечая на каждый вопрос плана.
§ В тексте работы необходимо делать ссылки на мнение ученых, исследователей, взгляды и теоретические концепции которых использованы в работе.
§ Более высоко будет оцениваться работа, в которой будет представлен анализ различных научных подходов, точек зрения по изучаемой проблеме.
Требования к оформлению работы:
- работа должна быть напечатана;
- работа должна содержать план, содержание (ответы на вопросы плана), грамотно оформленный список литературы, использованной студентом при выполнении работы;
- в заключение работы студенту необходимо сделать вывод и высказать собственное отношение к анализируемой проблеме;
- титульный лист работы должен быть оформлен в соответствии с общими требованиями.
В случае, если работа не будет соответствовать предъявляемым к ней требованиям, она будет возвращена студенту на доработку.