Способы тренировки и развития внимания.(ничего не редактировала)
Таблица 1 лекция 2 вопрос.
психический процесс - течения психического явления, имеющий начало развития и конец, проявляющийся в виде реакций . Они подразделяются на познавательные': ощущение, восприятия, память, мышление; эмоциональные, активные и пассивные переживания, волевые. Псих процессы обеспечивают формирование знания и первичную регуляцию поведения. Выделяют ещё психическое состояния - в данный момент устойчивый уровень психической деятельности, проявляется в повышенной или пониженной активности человека.
Бывают псих состояния мотивационные, эмоциональные, волевые. психические свойства - более устойчивое образование и обеспечивает характерный для человека тип поведения. Структура: жизненная позиция , темперамент, способность, характер - система отношений и способ поведения.
7.Основные виды ощущений.
Ощущения - отражение конкретных отдельных свойств , качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент.
Классификация по наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущения, выделяют:
-дистантную(слух, зрение, обоняние)
-контактную рецепцию(болевые,вкусовые)
По модальности раздражителя ощущения делятся на зрительные, слуховые ощущения можно свести к 3 видам: зрительное, слуховое(речевые, музыкальные, шумы), обонятельное ощущения, вибрационные ощущения- отражают колебания упругой среды, вкусовые ощущения, кожные ощущения( тактильные, температурные, болевые). Интероцептивные ощущения, рецепторы расположены во внутренних органах сигнализируют о функционировании внутренних органах.
Основные свойства ощущения:
-качество - свойство ощущения, которое отличает его от других;
-интенсивность ощущения - количественная характеристика;
-адаптация - изменение чувствительности органа чувств под влиянием раздражителя;
-Сенсибилизация- повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а так же в результате систематических упражнение, возникает в результате:
-компенсации сенсорных дефектов(слепота или глухота)
-контраст ощущений - изменения интенсивности и качества ощущения, под влиянием предварительного или сопутствуещего раздражителя;
-взаимодействие ощущений .
8.Основные виды, свойства внимания и способы его развития.
Внимание - избирательная направленность сознания человека на определённые предметы, явления. Внимание - не просто отражение действительности. Оно выражается в ясном, отчётливым протеканием психических процессах и в точном выполнении связанном с ним действием.
Виды внимания зависят от ряда условий , в которых оно осуществляется:
-непроизвольное внимание - внимания вызываемое внешними причинами , т.е. особенностями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Например: интенсивность раздражения, сильный звук, более яркий план, новизна, необычность объекта, т.е. появляется стимул внимания. Резкая смена динамичность объекта , которая наблюдается при сложных и длительных действиях.
-произвольное внимание, возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на лучшее выполнение той, или иной деятельности. Условия: задача, цель деятельности, активность личности. Характеризуется произвольное внимания
целенаправленностью, организованностью и повышенной устойчивостью.
Преднамеренное внимание вызывают не все объекты, а те, которые связаны с задачей выполняемой в данный момент.
Преднамеренное внимание предполагает подготовку, к предмету ,сознательное направление, умение организовать психический процесс.
Повышенная устойчивость преднамеренного внимания позволяет организовать работу на протяжении долгого времени . Сосредоточенное внимание бывает динамическим, это в начале работы с малой интенсивностью и с помощью больших усилий повышает его интенсивность и статическое внимание - высокая интенсивность с самого начала и сохраняется на протяжении всего времени.
-послепроизвольное внимания - возникает на основе произвольного, совмещает в себе осознание цели, не нужно волевых усилий, чтобы его поддержать.
Свойство внимания.
Внимание характеризуется свойствами: концентрация - способность человека сосредотачиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от того, что лежит за пределами решаемой им задачи; объем - количеством объектов, которые могут быть восприняты с одинаковой степенью ясности; распределения внимания - возможность человека иметь сознания нескольких однородных объектов.
Устойчивость внимания - способность задерживаться на восприятии данного объекта. На устойчивость внимания, оказывает влияния интерес.
Отвлекаемость внимания - отсутствие волевого усилия и интереса к объекту.
Избирательность внимания - концентрация на наиболее важных предметах.
Интенсивность внимания – характ-ся большей затратой нервной энергии для выполнения вида деятельности, переключаемость - несколько дел делать.
Способы тренировки и развития внимания.(ничего не редактировала)
Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным внимание, а вторые - произвольным. Непосредственное внимание - это также более низкая форма его развития, чем опосредствованное.
Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С. Выготский в русле своей культурно-исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.10
По мнению Л.С. Выготского, с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд - это сами окружающие предметы, которые яркими, необычными свойствами привлекают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка.
Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, то есть к произвольному вниманию.
По данным наблюдений и экспериментальных исследований последовательность основных этапов детского внимания выглядит так:
1. Первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.
2. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.
3. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.
4. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.
5. Четыре с половиной - пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.
6. Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).
7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.11
Внимание играет важную роль в различных профессиях, связанных с осмыслением большого количества информации и общением. Именно поэтому, важно создать условия, необходимые для его появления, сохранения и развития. Среди подобных условий можно назвать следующие.
Обеспечение высокой работоспособности всех органов и систем человека:
- правильный распорядок дня, полноценное питание и отдых;
- своевременная диагностика и лечение нарушений зрения, слуха, заболеваний внутренних органов.
- учет дневного ритма работоспособности;
- чередование умственных и физических занятий.
Создание благоприятной рабочей обстановки:
- отсутствие сильных внешних раздражителей - обеспечение тишины (легкий шум способствует сосредоточенности);
- обеспечение гигиенических условий работы;
- оптимальный физический фактор (поза, при которой ничто не отвлекает, отсутствие лишних движений);
- привычные условия работы.
Организация деятельности:
- установить приоритеты (определить, что главное, а что второстепенное, отдав предпочтение главному);
9.Основные виды и способы развития памяти.
Память - психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения, того, что человек переживал, делал. Благодаря памяти у человека формируется представления о воспринятых ранее предметах и явлениях, включает в себя ощущения, восприятия, опыт, знания.
Виды памяти. Выделяют:
1. наглядно-образная память - память на зрительные, звуковые, осязательные образа.
2. словесно-логическая память - память на смысл изложения, его логику.
3. двигательная память -
4. эмоциональная память - память на переживания.
В зависимости от приёмов заучивания, различают:
механическую и смысловую память.
Механическая - запоминания инфы в той форме, в которой она воспринимается
Смысловая память - запоминания смысла изучаемой информации.
Выделяют образные приёмы запоминания, т.е. работает образная память.
Мнемотехнические приёмы запоминания - спец. приёмы для облегчения запоминания.
Память(особенности):
1.объем отражает количественный показатель с возможности сохраняемой и воспроизводимой человеком информации.
2. быстрота - способность человека в процессе запечатления и сохранения инфы достигать определенной скорости её обработки её использования.
3. точность - способность человека в процессе запечатления сохр и воспроизведения информации, качественно и продуктивно отражать её содержания.
4. готовность - предрасположенность человека и его сознания, активно использовать запечатлённую информацию.
5. длительность - способность удерживать определенное время в своём сознании нужную информацию. Выделяют: кратковременная память, долговременная: закрытая, т.е доступ к ней не возможен, только лишь при опред. раздражении и оперативная память - сохранения материала на время необходимое для выполнения задачи.