Основные стратегии повествования
Существуют различные стратегии ведения рассказа (образец: Дубыч, Довлатов).
Рекомендации:
1. Начало повествования:
а) обращение к адресату;
б) общая мысль рассказа, повествования (заложение интереса);
в) дается общепринятая истина, высказанная в афористической форме;
г) место, время действия, лицо.
2. Середина повествования:
а) следовать естественному ходу событий, продвигаясь к кульминации.
3. Конец повествования:
а) развязка истории, вывод, при этом рассказывая историю необходимо помнить что, кому, с какой целью рассказывать.
Принципы создания интересного рассказа:
1. Простота, ясность, краткость.
2. Правдоподобие.
3. Постепенное нарастание интереса.
Расположение содержания в речи – рассуждении(хрии). Классический образец речи – рассуждения.
Хрия – слово или рассуждение, которое изъясняет или доказывает какой-либо тезис.
В хрии мы имеем одну мысль (предложение, тезис), которую нужно доказать как справедливую, либо опровергнуть как ложную.
Структура строгой (классической) или прямой хрии.
Строгая хрия требует, чтобы формулировка основного тезиса предшествовала возможным выводам и частным следствиям из этого тезиса: тезис – доказательство.
Структура состоит из 8 частей:
1. Приступ – начало речи с целью привлечения внимания (похвала или описание).
2. Парафразис – разъяснение темы, экспликация.
3. Причина – доказательство тезиса (этот тезис верен, потому что…).
4. Противное – если нет, то…
5. Подобие – сравнение этого явления со смежными областями.
6. Пример.
7. Свидетельство (ссылка на авторитет)
8. Заключение или вывод (свое отношение к теме).
Структура нестрогой (свободной) хрии.
Доказательство – тезис.
Такой способ рассуждения, когда вначале подбираются частные аргументы, а затем формируется сам тезис, называется индуктивным (сократовским).
Структура состоит из 5 частей:
1. Приступ.
2. Доказательство или аргумент.
3. Связь – посредством искусственной связи или логического мостика адресат подводится к той мысли, в которой его необходимо убедить.
4. Формулировка тезиса (основной мысли).
5. Заключение.
Риторический канон: словесные выражения(эллокуция), словесные выражения как раздел риторики.
Эллокуция предполагает правильный выбор языков и речевых средств в соответствии с определенной речевой ситуацией с тем, чтобы создать гармонию дискуса.
Гармония дискуса достигается за счет использования тропов и фигур речи.
Троп – это оборот речи, употребление слова или выражения в переносном значении. При этом у говорящего и адресата образуется два смысла: прямой и переносный.
К тропам относятся: метафора, метонимия, синектоха, катахреза, оксюморон, аллегория и т.д.
Фигуры речи – это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность или экспрессивность речи.
К фигурам речи относятся: антитеза, парадокс, парафраз, градация, риторический вопрос, восклицание.
Понятие риторического тропа. Особенности тропов и их возможности. Метафора, ее структура.
Троп – это оборот речи, употребление слова или выражения в переносном значении.
Для риторики интересны только те случаи употребления слов и выражений в переносном значении, которые не утратили своей двузначности.
Важнейшие особенности тропов и их значение в речи.
1) Риторические тропы отражают ход познавательной деятельности человека. Рассматривая окружающий мир, человек обнаруживает в нем:
- сходные явления и вещи и объединяет их одним словом (так образуется метафора)
- группирует явления по их близости, смежности друг с другом (так образуется метонимия)
- замечает невидимые взгляду явления (мир чувств, интеллектуальный мир)
2) Тропы отражают субъективный взгляд на мир, отражают его эмоции, настроения, оценки.
3) Риторический троп обладает смысловой емкостью, что помогает кратко передать сложное содержание.
4) Образный оборот нагляден, лучше остается в памяти, лучше воспринимается.
5) Риторические тропы дают возможность получить удовольствие от текста и включить в творческий процесс адресата.
Метафора, ее структура и риторические функции.
Метафора – перенос названия с одного предмета на другой по свойству этих предметов.
Структура метафоры.
Метафора – скрытое сравнение, которое обнаруживает себя союзами «как», «будто».
Имеется два сравнения предмета:
- объект и субъект
- третий признак, по которому сравниваются предметы.
Правила:
1) Элементы сравнения должны быть разнородны – правило, основанное на пропорции. Мастер парадокса – Гераклит.
2) Термин сравнения должен выявлять не любой случайный, а существенный признак при сравнении.
3) От области сравнения зависит оценка предмета речи.
- когда сравнение ищется на улучшение метафоры
- когда сравнение ищется на ухудшение метафоры
4) Чтобы получить свежую метафору можно использовать видовые сравнения.
5) Метафоры могут быть краткими и развернутыми.
Краткая метафора – слова сравниваются в новом понятии, оборот «как будто» вымывается.
Развернутая метафора – фраза внутри метафоры. Углубляет структуру предмета, превращается в каркас текста.