Основные творческие принципы И. Бунина. Форма повествования, жанры, роль «памяти» в его произведениях. Бунин и модернизм

В 1891 г. выходит сборник «Листопад». Лаконичен, скуп в тропах, чуткость к образам. Конкретика образов (пушкинское). Сочет классич и импрессионистск поэзии. Ценность непосредственность, прославл естественности и отсутствие заумствования – от Толстого. Бунин: «ЛНТ не меньше ФМД чувств бесов».

1916 – рассказ «Третьи петухи» о разбойниках, к-рые нанесли вред родственникам апостолов, Господь решил их наказать, а Фома их спасает. Господь спрашивает, почему, а Фома: «Ей, господи, сладка земная жизнь, тобой данная». Бунин чувствует эту радость жизни!

«Антоновские яблоки»: «сочная прелесть» - непосредственность ощущений (во многом за счет инверсий), сочетание смыслов, дивится повседневности. Преодолеть веру в вечность (???).

Божеское в чел-е есть и растет, а человеческое постепенно убывает. Бунину не нравилось литературное и литературоведческое понимание жизни: «разбили десятилетия, выбрали каждому своего героя, это ли не курам на смех?».

Пр-е «Ночь»: «прошло 2000 лет, а светит то же Солнце, к-рое видел ап-л петр, тогда где же я и где же мое время?». Он видит вечность, но в какой ф эта вечность? Тут бунину трудно, это видно по его дневникам и личн записям.

Бунин – «мрачнейший из эпикурейцев» (определение философа ИвИна). Вечность реализуется через ПАМЯТЬ прапамяти.

Как неореалист Бунин придерживается… А вот вам пример, чего придерж: Герой живет в мире Данте, Ницше и т.п. встречает крестьянина, который посадил на могилке цветок – и радуется только потому уже, что живет! Бунин хочет жить этой, настоящей жизнью. Оля Мещерская из «Легкого дыхания» - абсолютно бунинский тип, к-рый живет в абсолютном согласии с жизнью. Она растворяется, уходит в вечность, а не умирает.

Др рассказ «Сны Чанга»: как Оля не перечит ж, так и герои этих рассказов. Капитан не доступен смерти. Чанг видит капитана «взором памяти». Преодоление тленности – бунинская тема. Герой начинает проектировать свою жизнь, выстраивать ее, поэтому все получается некрасиво, неказисто // с «Господин из Сан-Фр». Есть идеальная Катя, а есть настоящая, к-рая не отворачивается от жизни, ж. стан-ся адом, и он выстрелил в себя «с наслаждением».

По Бунину нет «грешной любви».

Рассказ «Святые» - сказ: редко у Бунина, но рассказ важен для поним любви по Бунину. Блудница Адель (Елена), влюбл в графа, идет в монастырь, но беременна, ее выгоняют, Адель умирает, монахини видят нимб, она святая. «Помните, великое множество грехов прикрывает любовь». Арсеньич не вид особ разницы м/у любовью в христианск плане и любовью Адель. По Бунину, нет грешной любви. Плоть не греховна ( vs. мнения Мережковского). Бунин удивл, как Мережковский назвал Толстого «тайновидцем плоти», а ФМД – «тайновидцем духа». Просто не было у Мережковского плоти, говорит Бунин.

Но по сути, у Бунина нигде не было постельных сцен. Осуждал Бабеля за пристальное, натуралистич отношение к плоти. Осужд Сологуба за то же самое.

Но бунин не осужд, не морализует по поводу плотск любви.

Опыт неореалиста в опр степ соотв философии феноменологии.

Феноменология – постижение мира через интенции нашей души. Интенция – способность наших восприятий, способность быть направленными на некий предмет, некий феномен, к-рый нам явл-ся непосредственно. Это не логич. Не аналитич восприятие, а эмоц, чувств.

Др важн для Бунина тема – Россия и нац хар-р.

Евразийцы – Хлебнкиов и Клюев, но Бунин не из их числа.

Рассказ «Деревня» Бунина. Вечн жажда праздника у рус народа. Психол основа рус бунтов. Он ругает лит интеллигенцию, к-рая была в беспеч барском эгоизме, равнодушии к нар во время войны. Вина л-ры перед народом. (// это одна из сквозных тем Розанова).

Для Бунина рус народ непознаваем.

Поэтика: рушится принцип объективн отраж-я дей-ти. Дей-ть – то, что я чувствую. Его раздраж груб реализм (как у Шолохова). Возраж против того, чтобы его сравн с Тургеневым. Он пиш, что у него др эстетика, если тургенев изо, то я высказываю чув-ва.

Люб. фрагмент. Пыт. передать индивидуальную интуицию. «Жестокость к убийству есть у каждого чел-а». Ругает малокровного Раскольникова и ФМД, к-рый «совал Христа во все свои бульварные романы».

Неореализм на смену реализму - см лекцию.

Сборник «Листопад» - бунин след трад-м классич поэзии - Пушк, Фета, Тютч, Полонск. Оч важна прир.

Осн стих-я хар полнота жизни и появл темы космоса, хаоса. Влияние поэзии на прозу.

Повесть «Деревня» : Тихон - крепк хозяин. Кузьма- анархист. Оба вышли из купеч среды, но Кузьма поддался совр веяниям. 2 рус психологич типа, 2 пути развития русск человека.

Показан упадок рус деревни.

«Суходол» - от лица крестьянки Натальи ведется повествование. Показан упадок дворян рода.

Рассказ «Братья»: сопоставл буржуазн и природн обществ.

Притча про ворона, который склевал, а потом понял, что до суши еще далеко и умер = бурж общ-во, которое клюет колонии сейчас, а потом само умрет

***

Наши рекомендации