Доклад на тему «Интегрированный урок музыки»

Работу выполнила студентка

4 курса группы 41 НО

Тимофеева Татьяна

Нижневартовск 2013

Интеграция предметов искусства – перспективный и даже необходимый подход в современной педагогике. Как единая целостная система, она является эффективным средством обучения и воспитания детей на основе более совершенных методов, приёмов, форм и новых технологий в учебно-воспитательном процессе. Эта система обучения способствует рождению качественно новых знаний, взаимообогащая предметы, способствует эффективной реализации триединой дидактической цели

В наше время, когда с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения и расцвета культурных традиций России, предмет «музыка» и смежные с ним виды искусства, литература и живопись, становятся приоритетными направлениями в обучении и воспитании школьника.
Сегодня ясно одно – учебный процесс должен помочь ребёнку не только узнать объективные законы природы, но и выразить себя в этом мире, ощутить свою эстетическую и нравственную сопричастность миру. Здесь-то и логично обратиться к искусству, и не только потому, что функции искусства и цели образования совпадают - это формирование человека и личности. Искусство помогает ребёнку получить эмоциональный опыт, способствует воспитанию чувств, формирует понятие красоты, представлений об эстетическом идеале, наконец, даёт образцы правильного взаимодействия человека с миром.
Новые программы и методики по преподаванию музыки и синтеза других видов искусства несут в себе утвердительные принципы перехода от педагогики знаний к педагогике развития, всё большим успехом начинают пользоваться интегрированные уроки по музыке.
Потребность в исследовании проблемы целостности в педагогике возникла давно и закономерно. В наше время она приобретает особое звучание в связи с активным развитием общества, гуманизацией образования, возрастания ценностей художественно-эстетического развития личности.
В современных теоретических разработках справедливо отмечается, что большие сложности в разрешении этой проблемы возникают особенно в младшем школьном возрасте, когда доминирует наглядно-образное мышление. Освоение понятий, за которыми не стоят конкретные образы, для младших детей затруднено.
Реальная картина педагогического процесса в школе характеризуется преобладанием рационально-логических способов познания, в которых доминирующим является анализ, членение, классификация, опора на понятийное мышление. Художественно-образные методы познания, лежащие в основе музыки и других видах искусства, опирающиеся преимущественно на синтез, представлены в школе, на мой взгляд, недостаточно. Постоянная апелляция к разуму и недогрузка эмоционально – образной сферы человека притупляет остроту чувственного восприятия и деформирует природный опыт ребёнка. Система обучения, ориентированная преимущественно на изучение и освоение внешнего мира, без достаточной опоры на чувственные восприятия, постепенно привела к утрате ощущения внутреннего родства человека и мира. Об этом много говорят и пишут: «Магистральный путь обновления содержания образования – интеграция, как ведущая форма организации содержания образования на основе всеобщности и единства законов природы, целостности человека и целостности восприятия субъектом окружающего мира».[4]
Большое значение развитию образного мышления и чувств придавал В.А. Сухомлинский.[6] Он утверждал, что именно эмоциональная радость, совместное проживание красоты и дают желанное пробуждение мысли. О том, что чувcтва выполняют познавательную функцию, пишет крупнейший психолог С.Л. Рубинштейн. Эстетическое чувство он называет «вчувствованием» в предмет, так как «…оно не просто направляется на предмет, оно как бы входит, проникает в него, по-своему познаёт его сущность, а не только как бы извне относится к нему…». [5] Точку зрения, что школа должна воспитывать не через слова, а через труд души, отстаивает современный психолог В.П. Зинченко [1] и другие.
Анализируя психолого-педагогические концепции по преподаванию уроков музыки как предмета искусства, можно сделать вывод, что начиная с 70-х годов школа уже начала активный поиск межпредметных связей.
Большим вкладом в формирование и развитие целостного мировоспитания была концепция программы Д.Б. Кабалевского, в которой заложены основы целостно-интегративного подхода к педагогическому процессу. В ней музыка рассматривается во взаимодействии с другими искусствами. [3]
В основу учебного пособия «Интегрированный эстетический курс для начальной школы» Л.П.Ильенко заложена идея интеграции как альтернативной, нетрадиционной системы обучения. Автор пишет, что межпредметные связи не являются системой, а интеграция – это система, предлагающая объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных родственных предметов в единое целое. Особенно эффективен урок, если объединяются три вида искусства: музыка, литература и изобразительное искусство. На таком занятии развивается чувство прекрасного, вырабатывается эстетический вкус, умение эмоционально воспринимать музыку, импровизировать, рисовать предметы, о которых идёт речь в поэзии, прозе, формируются навыки грамотного, выразительного чтения. Такой урок способствует развитию творческого потенциала личности. Отображая окружающую действительность, композитор, художник или писатель мыслит образами. Образность, единство содержания и формы определяют связь между предметами эстетического цикла.[2]
Интегративный подход к преподаванию уроков музыки в начальной школе выдвигает следующие принципы:
1) целостного художественного восприятия.
При этом школьный урок становится уроком искусства постижения жизни во всём её богатстве и многообразии. Глубоко чувствовать и ясно мыслить с помощью искусства означает познать самого себя, научиться понимать других людей, познать сущность бытия, обогатить свой духовный мир;
2) единства эмоционального и сознательного.
Осознание воздействия произведений искусства способствует раскрытию их содержания, накоплению учащимися музыкального и художественного опыта. Благодаря использованию этого принципа у учащихся развивается способность оценивать воспринятое и, таким образом, воспитываются их интересы и вкусы;
3) принцип ассоциативного сопоставления художественного материала.
Сравнительное рассмотрение различных произведений искусства углубляет прочувствование каждой отдельной темы. А контрастное сопоставление - облегчает восприятие творений искусства. В результате ребёнок незаметно преодолевает барьер специфической художественно-образной выразительности каждого отдельного вида искусства, познаёт его многомерность.


Интегрированные уроки музыки отличаются следующими особенностями:
1)предельной чёткостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
2) логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов;
3) большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.
Такие занятия имеют определённые преимущества перед традиционными уроками:
1) повышают мотивацию;
2) способствуют формированию целостной картины мира;
3) способствуют развитию музыкальных, изобразительных и литературных умений и навыков;
4) позволяют систематизировать знания;
5) способствуют развитию, в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);
6) обладает большой информативной ёмкостью.


Как цель обучения, интеграция помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всём её многообразии. Как средство обучения, интеграция способствует приобретению учащимися новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных связей, являющейся высшей формой воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени.
Интеграция предметов искусства – перспективный и даже необходимый подход в современной педагогике. Как единая целостная система, она является эффективным средством обучения и воспитания детей на основе более совершенных методов, приёмов, форм и новых технологий в учебно-воспитательном процессе. Эта система обучения способствует рождению качественно новых знаний, взаимообогащая предметы, способствует эффективной реализации триединой дидактической цели.



Список литературы

1. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования. М., 2000.
2. Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы. М., 2010.
3. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 2001.
4. Монахова Г.А. Образование как рабочие поле интеграции. М., 2008.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1998, том 2.
6. Сухомлинский В.А Сердце отдаю детям. М., 1989, том1.

Наши рекомендации