Президентская инициатива «Наша новая школа»

Система образ-я в совр. России

Экономич. интеграция стран требует создания единого образоват-ого пространства, междунар. сотрудничества.

Историческая справка: тоталитарное течение в обр. (жесткий контроль обр-я, партия); советское обр-е (народное обр-е); 1992 – закон об образовании (гуманистич.подход, единство всех сфер культур, светский хар-р обр.); Болонский процесс (установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе, международн.сотр-во, это процесс создания единой системы в сф.обр-я и воспит., Россия включена в этот процесс).

Сис-ма обр-я в России сейчас:

1.Стратегия образования 2020:

Цели:

1.конкуренция нац.сис-мы образования ключевая часть конкуренции вообще

2.в основе – принципы проектной деят.

3.повышение доступности кач.обр-я

Задачи и принципы:

1. обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями (расшир-е обр-х технологий, распр-е модульных прогр-м, переход к подушевому финансир-ю ОУ

2. создание структуры образовательной системы, соответствующей требованиям инновационного развития экономики (бакалавриат, масштабная исслед-я деят-ть, конкурсная поддержка универс.)

3. обеспечение доступности качественного образования вне зависимости от доходов и местожительства, формирование системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью (повыш.стипендий, гос.поддержка, интернаты для талантливой молодежи)

4. создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров

Реализация: до 2012 переход на новые гос.стандарты, поддержка вузов, включение работодателей в процесс обучения; 2013-2017 – формир-е 6-8 мировых научных комплексов, поддержка 100 орг-й с инновац-ми прогр-ми, квалификация 60 % мигрантов.; 2018-2020 – 10-12 научн.комплексов, завершение формирования полномасштабной системы непрерывного образования, создание условий для участия в программах повышения квалификации, создание не менее 500 центров сертификации и присвоения профессиональных квалификаций.

Новый закон об образовании

Меняется сама система образования. Впервые за всю российскую историю детский сад отнесен к ОУ. То есть в современную систему образования авторы закона встроили дошкольное образование. В итоге получается цепочка: дошкольное образование — общее — среднее профессиональное — высшее. Вводится кредитно-модульная система организации ПО (то есть экзамены и зачеты будут сдаваться по мере того, как заканчивается изучение дисциплины или предмета. Студенты окажутся в процессе непрерывной сессии). Среднее образование включена подготовка высококвалифицированных рабочих и подготовка специалистов среднего звена. Школа: учет нац.традиций, гуманистич.составл-е, роль обр-я в социализации личности, взаимосвязь обр-я и общества; местная власть сельских школ будет решать ее существование. Отчисление из школы прогульщиков (пропуск более 30 дней). Не сказано в законе о воспит.сис-ме обр-я, только вскользь, нет четкого определения. Вводится понятие «религиозное образование» как целенаправленный процесс воспитания и обучения, осуществляемый на религиозной мировоззренческой основе и при участии централизованных религиозных организаций. Главное: общее образование остается бесплатным, общедоступным и гарантированным Конституцией. Высшее образ-е: выпускники колледжей станут бакалаврами, в институте можно получить звание бакалавра и специалиста, в университете — бакалавра и магистра, в университете можно будет закончить аспирантуру и докторантуру. Вводится понятие «религиозное образование» как целенаправленный процесс воспитания и обучения, осуществляемый на религиозной мировоззренческой основе и при участии централизованных религиозных организаций.

Президентская инициатива «Наша новая школа»

1. Переход на новые образовательные стандарты

2. Развитие системы поддержки талантливых детей. В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

3. Изменение школьной инфраструктуры 9новое проектирование зданий, сан.нормы, безопасность)

4. Совершенствование учительского корпуса (поддержка учителей, привлечение молодых специалистов)

5. Сохранение и укрепление здоровья школьников (питание, спорт)

6. Расширение самостоятельности школ (финансовая самост-ть и программная только для победителей конкурсов)

7.

Система образования – это совокупность взимодейс-х преемств.обр-х прогр-м, ОУ, кот.реализов.эти прогр-мы + совокупн-ть органов управл-я.

Функции:разраб. образ. прогр. и СТ, акредетация и аттест. учрежд. и учителей, финансиров., прогнозиров. развит. образов. руковод. выпуском учебников, пособий, организ. подгот. и перепод. кадров и образов., обеспеч. развит. пед. науки

Формы обр-я: очн.,заочн. Виды обр-я: семейное, самообр-я, экстернат.

Виды ОУ: госуд./негосуд./муниципальн.

Типы(ОУ): ДОУ, Общеобразоват. (ступени:нач., основн., сред.), проф. У. (нач.,сред.,высш); специал. (откл. в разв.); Доп.образов.(муз.,худ.,спорт..);для детей сирот;Др. учрежд.(курсы, повыш.квалифик.).

Органыуправл.образования:федер.(общегосуд.),респуб.,краев.,област.,муниципал.(местные).

Образоват.программа:

Определяет содержание образования на основе проф.стандарта.

4 ур-ня общеобр. Прогр. : 1.нач. проф. Обр. 2. Средн. Проф. Обр. 3. Высш. 4. Послевузовск.

2. Педагогика как наука. Ее социальные функции. Объект, предмет и задачи педагогики. Понятийно-категориальный аппарат педагогики. Место педагогики в общей системе наук о человеке, связь педагогики с другими науками. Педагогическая наука и педагогическая практика как единая система. Структура педагогической науки, ее ведущие отрасли

Педагогика- наука о законах воспитания и образования

Предмет- обучение как осознаваемый процесс (педагог. проц. как особый вид взаимодейств. людей; пр-сс разв-я Л.(воспит., образов.), в кот.выдел.закономер.связи и отношения)

Объект- взаимодействия и др. внутри процесса

Функции: 1) теоретич.-описат. Или объяснит. Ур-нь. Наука описывает опыт, объясняет его. 1) диагностич. – выявление ур-ня пед. Пр-са, ур-ня знаний уч-ся, их воспит-ти =>методики. 2) прогностич.-построение моделей преобразования пед. Дейст-ти. 2)технологич. Ф-я. 1) проективный ур. – разработка программ, правил. 2) преобразоват. Ур. – внедрение достижений науки в практику. 3) рефлексивный ур. – не только оценка и анализ, но и коррекция.

Структура пед. науки:

1).общая пед. 2).возрастн. (дошк., шк., пед. взрослых - изуч. возрастн. аспект). 3).Социальн. (воспит. в среде прожив.). 4). Спец. - коррекцион.-сурдопед. (глух), тифлопед. (слеп), олигофренопед. (умств.отст.), логопед. 5).частные метод- история педагогики и обр-я, изуч. развитие нашей науки. 6). Отраслевая (военная, спортивн.) 7).теоретич. - теор. В.,Обуч. - это дидактика.

Задачи П: временные и постоянные. Временные – соверш-е средств и методов воспит-я и созд-е нов. технологий;1. разработка гос. Стандартов 2. преодоление конфликтов

Постоянные: 1. раскрытие закономерностей 2. изучение опыта 3. прогнозирование 4. изучение методов 5. внедрение результатов

Категории: 1. воспитания 2. социализации. Категории: З…У…Н…

В посл.вр. – несоответствие и несогл-ть науки и практики. Не дает готовых рецептов. Опыт на научн. Основ. И традиц. => инновации (Ильин, Шапалов). Чем сложнее восп. задачи, тем д.б. выше ур-нь уч-ля. Уч-ль д.б. в русле всех изм-й. Разрыв между наукой и практикой составляет 5-10 лет.

Науки Связь педагогики с другими науками
Философия - это фундамент педагогики Часть философии, которая специально занимается проблемами воспитания, называется философией воспитания. Основные педагогические концепции, опирающиеся на философские направления,это: прагматизм (философско-педагогическое направление, выступающее за сближение воспитания с жизнью, достижение целей воспитания в практической деятельности); неопрагматизм (сущность - самоутверждение личности); неопозитивизм (философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить комплекс явлений, вызванных научно-технической революцией, задача воспитания - формирование рационально мыслящего человека); экзистенциализм (философское направление, признающее личность высшей ценностью мира, характерно недоверие к целям и возможностям воспитания, религиозный подтекст); неотомизм (религиозное философское учение, согласно которому воспитание должно строиться на приоритете духовного начала); бихевиоризм (рассматривает человеческое поведение как управляемый процесс). Методологическая (направляющая) функция философиипо отношению к педагогике проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания.
Социология Взаимодействуя с социологией, педагогика учитывает влияние социальной среды на человека и отношения между людьми. В результате интеграции этих наук возникла социальная педагогика.
Этика Связь с этикой помогает решению педагогических задач нравственного воспитания учащихся.
Эстетика Взаимосвязь с эстетикой предполагает решение задачи формирования у учащихся чувства прекрасного, эстетического отношения к действительности.
Анатомия и физиология Это основа для понимания биологической сущности человека, особенностей развития организма на каждом возрастном этапе - развития высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Психология Психология изучает закономерности развития психики человека, а педагогика - эффективность тех воспитательных воздействий, которые приводят к намеченным изменениям во внутреннем мире и поведении человека. Интеграция этих наук привела к возникновению педагогической психологии - отрасли психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы формирования личности в условиях образовательного процесса.
Кибернетика Педагогика как наука об управлении связана с кибернетикой, которая изучает закономерности оптимального управления сложными динамическими процессами.
Экономика Педагогика тесным образом связана с экономикой, в частности, с экономикой образования, данные которой необходимы для решения таких педагогических задач, как: определение затрат на обучение в связи с удорожанием жизни; стоимости обучения в различных типах образовательных учреждений; затрат на учительские кадры, на строительство, оборудование, наглядные пособия и пр.
История Воспитание имеет исторический характер. Принцип историзма - важнейший принцип развития любой науки: исследование того, что уже было, сопоставление его с настоящим помогают лучше проследить основные этапы развития современных явлений, предостерегают от повторения ошибок прошлого, делают более обоснованным прогноз.
Таким образом, выделяют 4 основные формы связи педагогики с другими науками: использование педагогикой основных идей, теоретических положений других наук (так, философские идеи выполняют направляющую роль в процессе разработки педагогической теории); творческое заимствование методов исследований других наук: психологии, социологии, математики (обогащает педагогику статистическими методами исследования); использование конкретных результатов исследований психологии, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и др. наук; участие педагогики в комплексных исследованиях человека.

Таблица 4

Отрасли педагогики Предмет исследования
Общая педагогика Изучает общие закономерности воспитания человека, разрабатывает общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. Разделы общей педагогики: общие основы педагогики дидактика (теория обучения) теория воспитания школоведение (основы управления и организации деятельности образовательных учреждений).
История педагогики Рассматривает вопросы исторического развития педагогической науки и практики в первобытном обществе, в древнем мире и античную эпоху, в эпоху Средневековья и Возрождения, в Новое и Новейшее время.
Социальная педагогика Наука о педагогическом регулировании взаимодействия человека и социальной среды. Социальная педагогика решает проблему педагогической работы в социуме.
Сравнительная педагогика Изучает педагогическую теорию и практику зарубежных стран и возможности использования зарубежного опыта в отечественной педагогике.
Возрастная педагогика Наука, изучающая закономерности воспитательно-образовательной работы с детьми преддошкольного, дошкольного и школьного возрастов и создающая программы осуществления этой работы в условиях учебно-воспитательных учреждений: преддошкольная педагогика дошкольная педагогика педагогика школы В настоящее время начинают оформляться: педагогика взрослых(акмеология) теория обучения взрослых (андрагогика) педагогика старости (герогогика).
Отраслевая педагогика Изучает проблемы профессионального образования (закономерности специальной подготовки людей к определенным видам деятельности: педагогической, инженерной, военной, юридической, спортивной и пр.). Включает: педагогику профессионально-технического образования(изучает закономерности подготовки рабочих высокой квалификации) педагогику среднего специального образования педагогику высшей школы производственную педагогику (изучает закономерности обучения работающих, повышения их квалификации и переподготовки) военную педагогику исправительно-трудовую педагогику (педагогику пенитенциарных учреждений).
Специальная педагогика (коррекционная педагогика, (дефектология) Наука об особенностях развития и закономерностях обучения и воспитания аномальных детей, имеющих физические и психические недостатки: олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых детей и детей с задержками умственного развития) сурдопедагогика(работа со слабослышащими детьми) тифлопедагогика(работа со слабовидящими и незрячими детьми) логопедия(работа по исправлению дефектов речи).
Лечебная педагогика Система медико-педагогических мероприятий, направленных на коррекцию дефекта и развитие аномальных детей, находящихся в условиях лечебных учреждений.
Педагогика дородовая Изучает управление различными факторами, влияющими на внутриутробное развитие плода. Возникла на основе признания того факта, что внешняя среда влияет на развивающийся плод (пренатальное развитие психики).
Частные методики преподавания отдельных дисциплин Исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений. Методикой преподавания своего предмета должен владеть каждый педагог.

Наши рекомендации