Президентская инициатива «Наша новая школа»
Система образ-я в совр. России
Экономич. интеграция стран требует создания единого образоват-ого пространства, междунар. сотрудничества.
Историческая справка: тоталитарное течение в обр. (жесткий контроль обр-я, партия); советское обр-е (народное обр-е); 1992 – закон об образовании (гуманистич.подход, единство всех сфер культур, светский хар-р обр.); Болонский процесс (установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе, международн.сотр-во, это процесс создания единой системы в сф.обр-я и воспит., Россия включена в этот процесс).
Сис-ма обр-я в России сейчас:
1.Стратегия образования 2020:
Цели:
1.конкуренция нац.сис-мы образования ключевая часть конкуренции вообще
2.в основе – принципы проектной деят.
3.повышение доступности кач.обр-я
Задачи и принципы:
1. обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями (расшир-е обр-х технологий, распр-е модульных прогр-м, переход к подушевому финансир-ю ОУ
2. создание структуры образовательной системы, соответствующей требованиям инновационного развития экономики (бакалавриат, масштабная исслед-я деят-ть, конкурсная поддержка универс.)
3. обеспечение доступности качественного образования вне зависимости от доходов и местожительства, формирование системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью (повыш.стипендий, гос.поддержка, интернаты для талантливой молодежи)
4. создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров
Реализация: до 2012 переход на новые гос.стандарты, поддержка вузов, включение работодателей в процесс обучения; 2013-2017 – формир-е 6-8 мировых научных комплексов, поддержка 100 орг-й с инновац-ми прогр-ми, квалификация 60 % мигрантов.; 2018-2020 – 10-12 научн.комплексов, завершение формирования полномасштабной системы непрерывного образования, создание условий для участия в программах повышения квалификации, создание не менее 500 центров сертификации и присвоения профессиональных квалификаций.
Новый закон об образовании
Меняется сама система образования. Впервые за всю российскую историю детский сад отнесен к ОУ. То есть в современную систему образования авторы закона встроили дошкольное образование. В итоге получается цепочка: дошкольное образование — общее — среднее профессиональное — высшее. Вводится кредитно-модульная система организации ПО (то есть экзамены и зачеты будут сдаваться по мере того, как заканчивается изучение дисциплины или предмета. Студенты окажутся в процессе непрерывной сессии). Среднее образование включена подготовка высококвалифицированных рабочих и подготовка специалистов среднего звена. Школа: учет нац.традиций, гуманистич.составл-е, роль обр-я в социализации личности, взаимосвязь обр-я и общества; местная власть сельских школ будет решать ее существование. Отчисление из школы прогульщиков (пропуск более 30 дней). Не сказано в законе о воспит.сис-ме обр-я, только вскользь, нет четкого определения. Вводится понятие «религиозное образование» как целенаправленный процесс воспитания и обучения, осуществляемый на религиозной мировоззренческой основе и при участии централизованных религиозных организаций. Главное: общее образование остается бесплатным, общедоступным и гарантированным Конституцией. Высшее образ-е: выпускники колледжей станут бакалаврами, в институте можно получить звание бакалавра и специалиста, в университете — бакалавра и магистра, в университете можно будет закончить аспирантуру и докторантуру. Вводится понятие «религиозное образование» как целенаправленный процесс воспитания и обучения, осуществляемый на религиозной мировоззренческой основе и при участии централизованных религиозных организаций.
Президентская инициатива «Наша новая школа»
1. Переход на новые образовательные стандарты
2. Развитие системы поддержки талантливых детей. В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.
3. Изменение школьной инфраструктуры 9новое проектирование зданий, сан.нормы, безопасность)
4. Совершенствование учительского корпуса (поддержка учителей, привлечение молодых специалистов)
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников (питание, спорт)
6. Расширение самостоятельности школ (финансовая самост-ть и программная только для победителей конкурсов)
7.
Система образования – это совокупность взимодейс-х преемств.обр-х прогр-м, ОУ, кот.реализов.эти прогр-мы + совокупн-ть органов управл-я.
Функции:разраб. образ. прогр. и СТ, акредетация и аттест. учрежд. и учителей, финансиров., прогнозиров. развит. образов. руковод. выпуском учебников, пособий, организ. подгот. и перепод. кадров и образов., обеспеч. развит. пед. науки
Формы обр-я: очн.,заочн. Виды обр-я: семейное, самообр-я, экстернат.
Виды ОУ: госуд./негосуд./муниципальн.
Типы(ОУ): ДОУ, Общеобразоват. (ступени:нач., основн., сред.), проф. У. (нач.,сред.,высш); специал. (откл. в разв.); Доп.образов.(муз.,худ.,спорт..);для детей сирот;Др. учрежд.(курсы, повыш.квалифик.).
Органыуправл.образования:федер.(общегосуд.),респуб.,краев.,област.,муниципал.(местные).
Образоват.программа:
Определяет содержание образования на основе проф.стандарта.
4 ур-ня общеобр. Прогр. : 1.нач. проф. Обр. 2. Средн. Проф. Обр. 3. Высш. 4. Послевузовск.
2. Педагогика как наука. Ее социальные функции. Объект, предмет и задачи педагогики. Понятийно-категориальный аппарат педагогики. Место педагогики в общей системе наук о человеке, связь педагогики с другими науками. Педагогическая наука и педагогическая практика как единая система. Структура педагогической науки, ее ведущие отрасли
Педагогика- наука о законах воспитания и образования
Предмет- обучение как осознаваемый процесс (педагог. проц. как особый вид взаимодейств. людей; пр-сс разв-я Л.(воспит., образов.), в кот.выдел.закономер.связи и отношения)
Объект- взаимодействия и др. внутри процесса
Функции: 1) теоретич.-описат. Или объяснит. Ур-нь. Наука описывает опыт, объясняет его. 1) диагностич. – выявление ур-ня пед. Пр-са, ур-ня знаний уч-ся, их воспит-ти =>методики. 2) прогностич.-построение моделей преобразования пед. Дейст-ти. 2)технологич. Ф-я. 1) проективный ур. – разработка программ, правил. 2) преобразоват. Ур. – внедрение достижений науки в практику. 3) рефлексивный ур. – не только оценка и анализ, но и коррекция.
Структура пед. науки:
1).общая пед. 2).возрастн. (дошк., шк., пед. взрослых - изуч. возрастн. аспект). 3).Социальн. (воспит. в среде прожив.). 4). Спец. - коррекцион.-сурдопед. (глух), тифлопед. (слеп), олигофренопед. (умств.отст.), логопед. 5).частные метод- история педагогики и обр-я, изуч. развитие нашей науки. 6). Отраслевая (военная, спортивн.) 7).теоретич. - теор. В.,Обуч. - это дидактика.
Задачи П: временные и постоянные. Временные – соверш-е средств и методов воспит-я и созд-е нов. технологий;1. разработка гос. Стандартов 2. преодоление конфликтов
Постоянные: 1. раскрытие закономерностей 2. изучение опыта 3. прогнозирование 4. изучение методов 5. внедрение результатов
Категории: 1. воспитания 2. социализации. Категории: З…У…Н…
В посл.вр. – несоответствие и несогл-ть науки и практики. Не дает готовых рецептов. Опыт на научн. Основ. И традиц. => инновации (Ильин, Шапалов). Чем сложнее восп. задачи, тем д.б. выше ур-нь уч-ля. Уч-ль д.б. в русле всех изм-й. Разрыв между наукой и практикой составляет 5-10 лет.
Науки | Связь педагогики с другими науками |
Философия - это фундамент педагогики | Часть философии, которая специально занимается проблемами воспитания, называется философией воспитания. Основные педагогические концепции, опирающиеся на философские направления,это: прагматизм (философско-педагогическое направление, выступающее за сближение воспитания с жизнью, достижение целей воспитания в практической деятельности); неопрагматизм (сущность - самоутверждение личности); неопозитивизм (философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить комплекс явлений, вызванных научно-технической революцией, задача воспитания - формирование рационально мыслящего человека); экзистенциализм (философское направление, признающее личность высшей ценностью мира, характерно недоверие к целям и возможностям воспитания, религиозный подтекст); неотомизм (религиозное философское учение, согласно которому воспитание должно строиться на приоритете духовного начала); бихевиоризм (рассматривает человеческое поведение как управляемый процесс). Методологическая (направляющая) функция философиипо отношению к педагогике проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания. |
Социология | Взаимодействуя с социологией, педагогика учитывает влияние социальной среды на человека и отношения между людьми. В результате интеграции этих наук возникла социальная педагогика. |
Этика | Связь с этикой помогает решению педагогических задач нравственного воспитания учащихся. |
Эстетика | Взаимосвязь с эстетикой предполагает решение задачи формирования у учащихся чувства прекрасного, эстетического отношения к действительности. |
Анатомия и физиология | Это основа для понимания биологической сущности человека, особенностей развития организма на каждом возрастном этапе - развития высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. |
Психология | Психология изучает закономерности развития психики человека, а педагогика - эффективность тех воспитательных воздействий, которые приводят к намеченным изменениям во внутреннем мире и поведении человека. Интеграция этих наук привела к возникновению педагогической психологии - отрасли психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы формирования личности в условиях образовательного процесса. |
Кибернетика | Педагогика как наука об управлении связана с кибернетикой, которая изучает закономерности оптимального управления сложными динамическими процессами. |
Экономика | Педагогика тесным образом связана с экономикой, в частности, с экономикой образования, данные которой необходимы для решения таких педагогических задач, как: определение затрат на обучение в связи с удорожанием жизни; стоимости обучения в различных типах образовательных учреждений; затрат на учительские кадры, на строительство, оборудование, наглядные пособия и пр. |
История | Воспитание имеет исторический характер. Принцип историзма - важнейший принцип развития любой науки: исследование того, что уже было, сопоставление его с настоящим помогают лучше проследить основные этапы развития современных явлений, предостерегают от повторения ошибок прошлого, делают более обоснованным прогноз. |
Таким образом, выделяют 4 основные формы связи педагогики с другими науками: использование педагогикой основных идей, теоретических положений других наук (так, философские идеи выполняют направляющую роль в процессе разработки педагогической теории); творческое заимствование методов исследований других наук: психологии, социологии, математики (обогащает педагогику статистическими методами исследования); использование конкретных результатов исследований психологии, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и др. наук; участие педагогики в комплексных исследованиях человека. |
Таблица 4
Отрасли педагогики | Предмет исследования |
Общая педагогика | Изучает общие закономерности воспитания человека, разрабатывает общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. Разделы общей педагогики: общие основы педагогики дидактика (теория обучения) теория воспитания школоведение (основы управления и организации деятельности образовательных учреждений). |
История педагогики | Рассматривает вопросы исторического развития педагогической науки и практики в первобытном обществе, в древнем мире и античную эпоху, в эпоху Средневековья и Возрождения, в Новое и Новейшее время. |
Социальная педагогика | Наука о педагогическом регулировании взаимодействия человека и социальной среды. Социальная педагогика решает проблему педагогической работы в социуме. |
Сравнительная педагогика | Изучает педагогическую теорию и практику зарубежных стран и возможности использования зарубежного опыта в отечественной педагогике. |
Возрастная педагогика | Наука, изучающая закономерности воспитательно-образовательной работы с детьми преддошкольного, дошкольного и школьного возрастов и создающая программы осуществления этой работы в условиях учебно-воспитательных учреждений: преддошкольная педагогика дошкольная педагогика педагогика школы В настоящее время начинают оформляться: педагогика взрослых(акмеология) теория обучения взрослых (андрагогика) педагогика старости (герогогика). |
Отраслевая педагогика | Изучает проблемы профессионального образования (закономерности специальной подготовки людей к определенным видам деятельности: педагогической, инженерной, военной, юридической, спортивной и пр.). Включает: педагогику профессионально-технического образования(изучает закономерности подготовки рабочих высокой квалификации) педагогику среднего специального образования педагогику высшей школы производственную педагогику (изучает закономерности обучения работающих, повышения их квалификации и переподготовки) военную педагогику исправительно-трудовую педагогику (педагогику пенитенциарных учреждений). |
Специальная педагогика (коррекционная педагогика, (дефектология) | Наука об особенностях развития и закономерностях обучения и воспитания аномальных детей, имеющих физические и психические недостатки: олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых детей и детей с задержками умственного развития) сурдопедагогика(работа со слабослышащими детьми) тифлопедагогика(работа со слабовидящими и незрячими детьми) логопедия(работа по исправлению дефектов речи). |
Лечебная педагогика | Система медико-педагогических мероприятий, направленных на коррекцию дефекта и развитие аномальных детей, находящихся в условиях лечебных учреждений. |
Педагогика дородовая | Изучает управление различными факторами, влияющими на внутриутробное развитие плода. Возникла на основе признания того факта, что внешняя среда влияет на развивающийся плод (пренатальное развитие психики). |
Частные методики преподавания отдельных дисциплин | Исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений. Методикой преподавания своего предмета должен владеть каждый педагог. |