Организация логотерапевтической помощи

Первые шаги организации государственной помо­щи лицам, страдающим заиканием, прослеживаются уже в 1922 г. В Ленинграде был организован Ото-Фонетический институт. В этом институте получали лече­ние 150 глухонемых и тугоухих и 150 косноязычных и страдающих другими дефектами речи, в том числе заикающиеся. Кроме того, начали функционировать два кабинета при детских поликлиниках, где амбулаторный прием вели М.Ф. Вруне и Е.С. Никитина.

В 1927 г. Наркомпросом РСФСР был издан приказ «О мерах по борьбе с речевой дефективностью у детей школьного и дошкольного возраста». В Москве систе­матическая работа с заикающимися школьниками была начата в конце 1927 г. в Замоскворецком, а в 1928 г. — Хамовническом районе, постепенно развиваясь в от­дельных учреждениях системы образования.

Следует отметить интересный опыт лечения в 20-х годах взрослых заикающихся в организованных И.И. Тартаковским и Н.И. Тяпугиным коллективах са­молечения.

В Харьковском институте оториноларингологии Л.А. Квинтом и М.О. Пайкиным в 1929 г. был создан первый отдел по логопедии, в котором проводилась большая научно-исследовательская и практическая работа, связанная с патологией речи.

По инициативе В.А. Гиляровского в 1930 г. при Московской Донской психоневрологической больнице создается первая психоортопедическая площадка для детей дошкольного возраста, где началась работа с заикающимися детьми, в основу которой была положе­на комплексная система, разработанная Ф.А. Pay, Н.А. Pay и А.И. Колобовой, к этой работе впоследствии была привлечена Н.А. Власова.

Приказ Наркомпроса «О введении всеобщего обя­зательного начального обучения физически дефектив­ных, умственно отсталых и страдающих недостатками речи (логопатов) детей и подростков» (1931г.) способ­ствовал организации специализированных школ для детей с расстройствами слуха и речи, в том числе для заикающихся, логопедических пунктов в массовых школах. В системе здравоохранения в поликлиниках открываются логопедические кабинеты и сурдологические консультации.

В 1940 г. Наркомздравом в штаты детских поли­клиник были введены ставки логопедов, а в 1949 г. по приказу Наркомпроса при школах в республиканских, краевых и областных центрах открыты 120 логопедических пунктов.

Вместе с тем в 50 — 60-х гг. логопедическая помощь детям с дефектами речи, в том числе с заиканием все еще не отвечала потребностям населения (Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, 1989).

Помощь подросткам и взрослым, страдающим за­иканием и другими расстройствами речи, практичес­ки отсутствовала, что в частности подтвердило прове­денное нами изучение организации логопедической помощи в Ленинграде и Москве в 1956—1962 гг. (В.М. Шкловский, 1962).

В 1957 г. в Ленинграде имелось 20 школьных лого­педических пунктов, 16 логопедических кабинетов при детских поликлиниках и городская детская сурдологическая консультация.

На серьезные недостатки в организации этого вида помощи в стране указывали Л. Г. Парамонова (1950), В.И. Селиверстов (1964), М.Е. Хватцев (1966) и др.

Отсутствовали квалифицированные кадры для работы со взрослыми больными. Несмотря на суще­ствующее мнение о заикании как сложном заболева­нии, требующем комплексного лечения, не удалось реализовать даже наиболее простую систему медико-педагогического воздействия (логопед-невропатолог или логопед-психиатр). Устранение заикания проводилось одним логопедом, который в лучшем случае пользовался однократными консультациями врача-нев­ропатолога, обычно недостаточно знакомого с речевой патологией. Такое одностороннее воздействие на заикающегося в результате разобщенности действий ло­гопеда и врача являлось существенным дефектом в работе и обусловливало низкую эффективность лече­ния этого расстройства речи. Разумеется, было бы неправильным объяснять эти трудности лишь недоста­точной работой логопеда. В значительно большей сте­пени они объяснялись несовершенством существую­щей организации логопедической помощи населению в целом и взрослым заикающимся в особенности.

Лишь в конце 50-х годов были предприняты пер­вые шаги по организации логотерапевтической помо­щи подросткам и взрослым, страдающим заиканием. В 1957— 1959 гг. в клиническом психоневрологическом объединении им. акад. И.П. Павлова нами была разра­ботана комплексная система медико-педагогических мероприятий, в которой объединялись логопедические занятия и активная психотерапия, сочетающая патогенетический метод и использование различных суггес­тивных приемов. В медико-педагогическом процессе участвовали врачи (невропатолог, психотерапевт, фи­зиотерапевт), дефектолог и психолог. После анализа ре­зультатов этой работы, подтвердившего эффективность предложенной системы лечения, на основании реше­ния МЗ РСФСР от 4 марта 1963 г. № СМ-Т/63-1171 Ленгорздравотдел и Мосгорздравотдел издали приказ «Об организации межрайонных логопедических каби­нетов (отделений) в психоневрологических диспансерах по обслуживанию взрослого населения и подростков, страдающих заиканием», в штаты которых были введе­ны ставки логопеда, психотерапевта, психолога, фи­зиотерапевта и медицинских сестер. Новые штатные нормативы позволили обеспечить эффективное комп­лексное лечение больных. Таким образом, начала зарож­даться самостоятельная логопедическая служба.

Для осуществления лечебных и организационно-методических мероприятий по приказу Главного управления здравоохранения Мосгорисполкма от 16 февра­ля 1968 г. № 73 в рамках ПНД № 2 был организован го­родской Речевой центр со специально утвержденным штатом сотрудников. С организацией Речевого центра существенно улучшилось обеспечение логотерапевтической помощью населения, страдающего нарушени­ями речи, в том числе заиканием.

Начиная с 1975 г. в связи с Постановлением пра­вительства «О мерах по дальнейшему улучшению обу­чения, трудового устройства и обслуживания лиц с дефектами умственного и физического развития» про­исходит интенсивное развитие сети дошкольных уч­реждений в системе просвещения — организуются логопедические детские сады и группы в массовых детсадах, в которые направляются через отборочные медико-педагогические комиссии дети с различными нарушениями речи, в том числе заикающиеся. В систе­ме здравоохранения также начинает активизироваться эта работа, продолжается организация логопедических кабинетов в детских поликлиниках, вводятся ставки логопедов в домах ребенка, организуются специализи­рованные санатории. Более активно формируется служ­ба по оказанию помощи взрослому населению с нару­шениями высших психических функций, в том числе речи.

Этому в еще большей степени способствовали разработанные при нашем участии приказы МЗ РСФСР и МЗ СССР: Приказ МЗ РСФСР №190 от 09.04.76 г. «О состоянии и мерах по дальнейшему раз­витию и повышению качества специализированной помощи населению СССР с нарушениями речи», при­казы МЗ СССР № 465 от 08.04.85 г. «О мероприятиях по дальнейшему совершенствованию логопедической помощи больным с нарушениями речи», МЗ СССР № 981 от 24.07.85 г. «Об утверждении внештатного главного специалиста и создании комиссии по во­просам логопедии МЗ СССР», МЗ СССР № 1097 от 19.08.85 г. «Об утверждении расчетных норм обслужи­вания для логопедов учреждений здравоохранения и примерного перечня оборудования логопедических кабинетов».

В 60 — 70-е гг. проблема заикания разрабатывается в ряде научных учреждений страны: в упоминавшемся уже ранее Ленинградском Ото-Фонетическом инсти­туте (ныне Институт уха, горла, носа и речи), в создан­ной в 1968 г. лаборатории в Центральном НИИ судеб­ной психиатрии им. В.П. Сербского и с 1972 г. в Мос­ковском НИИ психиатрии. В последнем был создан отдел патологии речи, на базе которого до настоящего времени функционирует возглавляемый автором Фе­деральный научно-методический центр патологии речи и нейрореабилитации. В деятельности этого Центра в наиболее полной форме реализованы разрабатываемые нами на протяжении последних десятилетий научно-методические и организационные принципы оказания логотерапевтической помощи населению:

1) оказание помощи всем возрастным контингентам с обращением особого внимания на инициальные стадии заикания в детском возрасте;

2) осуществление системы помощи на основе комп­лексных медико-психолого-педагогических воздей­ствий;

3) целесообразность оказания консультативной и лечебной помощи больным с заиканием в структу­ре крупных центров, осуществляющих квалифицированную помощь больным с широким спектром речевой патологии;

4) преемственность оказания логотерапевтической помощи, предполагающая наличие амбулаторных, полустационарных и стационарных организационных моделей;

5) диспансеризация больных.

В качестве оптимальной организационной модели оказания логотерапевтической помощи в современных условиях может рассматриваться деятельность орга­низованного в 1992 г. самостоятельного специализиро­ванного учреждения — Московского центра патологии речи и нейрореабилитации. В его структуре функцио­нируют: консультативно-диагностическое отделение для всех возрастных групп больных; поликлиническое отделение (включая дневной стационар); стационарное отделение. В Центре получают лечение дети и взрослые, страдающие различной патологией речи (задерж­ки речевого развития, дизартрии, алалии, заикание, афазии, афонии и др.). Больные с речевой патологией обслуживаются невропатологами, психиатрами, педи­атрами, психотерапевтами, фониаторами, психологами, логопедами, физиотерапевтами, специалистами по ле­чебной физкультуре и массажу и др.; в Центре 376 штатных единиц, в том числе с высшим образованием 205 (врачей — 65, логопедов — 123, психологов — 17). Лица с наиболее тяжелыми формами заикания направ­ляются в Центр из лечебных учреждений Москвы: из логопедических кабинетов детских и территориальных поликлиник и психоневрологических диспансеров.

Таким образом, в результате организации самосто­ятельного учреждения для больных с патологией речи удалось сконцентрировать усилия высококвалифици­рованных специалистов — врачей, психологов и лого­педов —для осуществления комплексной терапии боль­ных и реализации в полной мере медико-психолого-педагогических воздействий. В необходимых случаях в Центре осуществляется экспертиза трудоспособности больных.

Описанная принципиальная модель организации логотерапевтической помощи больным с патологией речи, и в частности заиканием, рекомендована Мин­здравом Российской Федерации для внедрения в прак­тическое здравоохранение в различных типах лечеб­ных учреждений1.

Важный раздел работы осуществляет организаци­онно-методический отдел, который связан со всеми подразделениями логопедической городской службы (кабинетами стационаров, поликлиник и психоневро­логических диспансеров). На базе Центра осуществ­ляется повышение квалификации специалистов.

В заключение хотелось бы обратить внимание на ряд важных вопросов, которые необходимо в перспек­тиве иметь в виду при дальнейшем совершенствовании научно-исследовательской работы и организации практической работы в области заикания.

Успех лечения заикания определяется в значитель­ной мере проведением его в инициальных стадиях этого расстройства речи, с как можно более ранней реализацией принципа комплексных медико-психоло­го-педагогических воздействий. В этом плане особое значение приобретает своевременное привлечение к этой работе психотерапевтов (врачей и психологов), психотерапевтически подготовленных логопедов, по­скольку с возрастом у заикающихся детей нарастают эмоционально-аффективные, а следовательно, и невро­тические нарушения.

В.М. Шкловский. Заикание: Монография. М., 1994.

В.И. Селиверствв

Наши рекомендации