Темы контрольных работ. 1. психика и организм

1. Психика и организм.

2. Основные положения психоанализа.

3. Особенности гуманистической психологии.

4. Основные положения бихевиоризма.

5. Особенности гештальт-психологии.

6. Вклад ученых в развитие психологии как науки.

7. Эволюция психики животных.

8. Особенности проявлений психики животных.

9. Характеристики сознания.

10. Структура бессознательного.

11. Развитие высших психических функций человека.

12. Личность, ее структура, формирование и развитие.

13. Я — концепция личности.

14. Современные теории личности.

15. Мотивация деятельности личности.

16. Профессиональная мотивация.

17. Потребности и их виды.

18. Теория деятельности в трудах отечественных психологов.

19. Психическое здоровье человека.

20. Социальная зрелость личности.

21. Темперамент, его типы и влияние на особенности развития личности.

22. Характер: суть, формирование.

23. Акцентуации характера.

24. Способности, их виды, условия формирования и развития.

25. Эмоции и чувства, их функции, виды и развитие у человека.

26. Воля, ее основные качества и значение в деятельности человека.

27. Особенности деятельности при повышенной психической напряженности.

28. Способы саморегуляции.

29. Стресс и способы его преодоления.

30. Ощущение и восприятие, их виды, свойства и закономерности функционирования.

31. Внимание, его свойства, функции и виды.

32. Память, процессы, виды, закономерности.

33. Закономерности и виды представления.

34. Сущность, виды мышления.

35. Интеллект.

36. Речь, ее виды, функции и связь с мышлением.

37. Воображение, его виды, функции, приемы и связь с творчеством.

38. Развитие познавательных процессов.

39. Понятие и виды общения.

40. Техника и приемы общения.

41. Невербальный язык общения.

42. Психологические механизмы восприятия людьми друг друга.

43. Коммуникативные барьеры.

44. Психологическое айкидо.

45. Эмоциональные межличностные отношения (дружба, любовь, вражда, одиночество): виды, развитие, значение.

46. Психология малых групп и межличностных отношений в группах.

47. Психология больших социальных групп и массовых явлений.

48. Психологическая сущность конфликтов.

49. Психологический климат в группе.

50. Методы педагогических исследований.

51. Новые отрасли педагогики.

52. Общие закономерности развития личности.

53. Управление педагогическим процессом.

54. Профессиональная деятельность и личность педагога.

55. Мастерство педагогического общения.

56. Требования к современному педагогу.

57. Современные зарубежные педагогические концепции.

58. Методы обучения.

59. Общие методы воспитания.

60. Влияние наследственности и среды на развитие личности.

ВАРИАНТЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

1. Притча. «Любопытный джентльмен хотел выяснить – кто был величайшим полководцем всех времен и народов. Ему сказали, что лучший уже умер и вознесся на небо. У райских ворот джентльмен обратился к апостолу Петру с просьбой помочь в розысках. Апостол указал на стоявшую поблизости душу. «Позвольте, этого человека я знавал в земной жизни. Он был сапожником». «Верно. Но если бы он стал полководцем, то, несомненно, превзошел бы всех». Каковы должны быть условия, чтобы каждый мог развить свои задатки и превратить их в способности? Чего не хватило в данном случае?

2. Определите, экстравертом или интровертом являются следующие персонажи и почему: Колобок, Красная Шапочка, Винни-Пух, Буратино, кот Матроскин, Золушка, Крош (Смешарик), Ежик (Смешарик), Нюша (Смешарик), Бараш (Смешарик), Наташа Ростова, Родион Раскольников.

3. Представьте, что Вы – президент частной фирмы. Лиц каких типов темперамента Вы хотели бы видеть на следующих должностях и почему: Ваш заместитель, секретарь, агент по рекламе, бухгалтер, продавец, охранник, водитель.

4. Старые врачи, зайдя в палату, по одному запаху могли сразу же поставить диагноз. Например, от больных диабетом … доносится едва ощутимый запах ацетона. С.П. Боткин писал, что «больной брюшным тифом пахнет вспотевшим гусем». О чем еще говорят обонятельные ощущения? Какова их роль в восприятии человека человеком?

5. Почему при концентрированной подготовке перед экзаменом быстрее наступает забывание?

6. Определите, какие группы являются формальными, а какие – неформальными: государство, кружок кройки и шитья, группа преферансистов, аспиранты одного профессора, студенческая группа, музыкальная группа.

7. О чем говорит данная ситуация? Чему верить: словам или жестам, действиям? «Вы просите у знакомого книгу. Он с готовностью соглашается дать вам ее и начинает искать на полках. Ищет, ищет… Казалось бы, все обыскал – книги нет, как не было!»

8. Составьте психологический автопортрет по следующим параметрам: Ваши характеристики как индивида, личности, Ваша индивидуальность, тип темперамента, характера, Ваши способности, особенности Ваших познавательных процессов, общения, в каких малых группах Вы состоите, социальные роли исполняете, какие методы воспитания применялись к Вам или применяете Вы по отношению к своим детям (при их наличии), какие виды обучения предпочитаете.

9. Перед Вами проблемная ситуация. Познакомившись с ее содержанием, выберите вариант ответа, наиболее правильный с Вашей точки зрения, и обоснуйте его. «Студент, увидев преподавателя, который вошел в аудиторию, говорит ему: «Вы выглядите очень усталым и утомленным». – Как на это должен отреагировать преподаватель?»

·«Я думаю, с Вашей стороны не очень прилично делать мне такие замечания».

·«Да, я плохо себя чувствую».

·«Не волнуйтесь обо мне, лучше на себя посмотрите».

·«Я сегодня плохо спал, у меня много работы».

·«Не беспокойтесь, это не помешает нашим занятиям».

·«Вы очень внимательны, спасибо за заботу!»

·Свой вариант ответа.

12. Перед Вами проблемная ситуация. Познакомившись с ее содержанием, выберите вариант ответа, наиболее правильный с Вашей точки зрения, и обоснуйте его. «Студент, выразив преподавателю свои сомнения по поводу возможности хорошего усвоения преподаваемого предмета, говорит: «Я сказал Вам о том, что меня беспокоит. Объясните мне, в чем причина неудовлетворительного усвоения мною предмета и что мне делать дальше?» - Что должен ответить на это преподаватель?»

·«У Вас, как мне кажется, комплекс неполноценности».

·«У Вас нет никаких оснований для беспокойства».

·«Прежде, чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы».

·«Давайте подождем, поработаем и вернемся к обсуждению этой проблемы спустя некоторое время. Я думаю, что нам удастся ее решить».

·«Я не готов(а) сейчас дать точный ответ, мне надо подумать».

·«Не волнуйтесь, у меня в свое время ничего не получалось».

·Свой вариант ответа.

13. Перед Вами проблемная ситуация. Познакомившись с ее содержанием, выберите вариант ответа, наиболее правильный с Вашей точки зрения, и обоснуйте его. «Ребенок говорит родителям: «Я опять забыл принести тетрадь в школу (выполнить домашнее задание)». – Как на это отреагировать родителям?»

· «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»

·«Ну вот, опять!»

·«Думаю, что тебе пора относиться к учёбе более серьезно».

·«Я хотел(а) бы знать, почему?»

·«У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»

·«Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю тебе об этом?»

·Свой вариант ответа.

14. Выберите из списка свойства, характерные для человека (запишите в левый столбец) и для животных (в правый столбец):

·может жертвовать собой для других

·действует согласно инстинкту

·обладает чувством времени

·никогда не жертвует пищей

·способен на глубокую привязанность

·ищет высшее понимание истины

·его отличает чувство ответственности

·сам решает, как себя вести

·нанося другому вред, не чувствует вину или стыд

·может отложить исполнение своих желаний, если это мешает другому

·способен выражать себя через искусство

·чувствует потребность в свежем воздухе, тепле

·может плавать, бегать, лазать

·может мечтать и оценивать красоту

15. Представьте себе, что вы перенеслись на машине времени в 50-е годы XIX века и встретились с Чарльзом Дарвином. О каких неизвестных ему достижениях современной биологии, важных для теории эволюции, вы могли бы ему поведать?

16. Великий русский педагог К.Д. Ушинский в юности составил для себя следующие правила самовоспитания:

· Спокойствие, по крайней мере, внешнее, в любых обстоятельствах.

· Прямота в словах и поступках.

· Обдуманность действия.

· Решительность с правом ответственности за поступок.

· Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

· Делать то, что хочется, а не то, что случится.

· Каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках.

Все ли правила вы принимаете для себя? Если нет, то почему? Хотели бы Вы дополнить предложенный список? Если да, то чем? Какими правилами Вы всегда руководствуетесь в жизни, какому типу воспитания они в большей мере соответствуют?

17. Какими из перечисленных правил Вы стали бы руководствоваться в общении и почему?

·Основа отношения собеседника к нам закладывается в первые 15 секунд общения с ним.

·Если Вам сделали комплимент, его необходимо тут же вернуть, сделав его больше и цветистее.

·Для того чтобы люди захотели с Вами общаться, Вы сами должны этого хотеть, и собеседники должны это видеть.

·Говорите с другим человеком о себе, и он будет слушать Вас часами.

·Главное в общении — побольше говорить, поменьше слушать и не допускать в разговоре пауз.

18. Какие из приведенных прилагательных служат для описания двигательной сфера темперамента, а какие — для характеристики эмоциональной сферы: быстрый, подвижный, живой, резкий, вспыльчивый, вялый, импульсивный, чувствительный, жизнерадостный, медлительный, энергичный, стремительный, впечатлительный.

19. Что Вы видите в каждом из этих рисунков? Дайте несколько интерпретаций.

 
  темы контрольных работ. 1. психика и организм - student2.ru

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА

1. Психология как наука. Предмет, методы. Основные отрасли психологии, взаимодействие с другими науками.

2. Психика животных и человека. Соотношение сознания и бессознательного в психике человека.

3. Личность, ее структура. Самооценка как ядро личности.

4. Мотивация деятельности личности. Потребности и их виды.

5. Способности, их виды, условия формирования и развития.

6. Темперамент, его физиологические основы. Психологические особенности типов темперамента. Учет темперамента в деятельности.

7. Характер: проявления, особенности формирования. Типология характера.

8. Эмоции и их роль в жизни человека. Виды эмоциональных переживаний.

9. Воля, ее основные свойства и значение в деятельности человека.

10. Ощущение и восприятие: общие и специфические черты.

11. Внимание, память: виды, закономерности, характеристики, значение.

12. Мышление и речь: сущность, виды, взаимосвязь. Интеллект.

13. Воображение: функции, приемы, связь с другими познавательными процессами.

14. Понятие, виды и приемы общения. Невербальный и вербальный язык общения.

15. Эмоциональные межличностные отношения (дружба, любовь, вражда, одиночество).

16. Малые группы. Понятие и классификация. Социализация личности.

17. Стили руководства и межличностные отношения в малых группах.

18. Педагогика как наука. Основные понятия педагогики. Отрасли педагогики. Связь педагогики с другими науками.

19. Обучение: суть, признаки, виды, принципы.

20.Воспитание: принципы, методы.

ОСНОВНАЯ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Леонов, Н.И. Психология делового общения: учеб. пособие / Н.И. Леонов. — М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж : Изд-во НПО «Модэк», 2010. — 254 с.

2. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. — М.: Проспект, 2013. — 459 с.

3. Немов, Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов. — М.: Юрайт, 2010. — 639 с.

4. Психология и педагогика: учеб. для вузов / под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Юрайт, 2010. — 714 с.

5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для вузов / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2012. — 705 с.

6. Столяренко, Л. Д. Психология: учебник / Л.Д. Столяренко. — М.: Питер, 2012. — 591 с.

7. Юнг, К.Г. Проблемы души нашего времени: учеб. пособие / К. Г. Юнг. — М.: Флинта : Изд-во Моск. психолого-социального ин-та : Прогресс, 2010. — 330 с.

Интернет-ресурсы

· Психология и педагогика: конспект лекций / сост. О.А. Жученко. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2014. – 89 с. (на портале)

· www.adlog.narod.ru (сайт О.А. Жученко)

· www.azps.ru

· www.fictionbook.ru

· http://ebs.rgazu.ru (Электронно-библиотечная система «AgriLib». Выход с библиотеки ИжГСХА)

· http://e.lanbook.com (выход с библиотеки ИжГСХА)

· http://elibrary.ru (выход с библиотеки ИжГСХА)

· www.iqlib.ru (выход с библиотеки ИжГСХА)

· www.koob.ru

· www.psychology.net.ru

· www.tdu.ru

· www.univertv.ru

Примечание. Список дополнительной литературы можно найти на портале в разделе «Моя библиотека / методички / кафедра философии».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Наши рекомендации