Объем дисциплины и виды учебной работы. Распределение часов по темам и видам учебной работы № п/п Раздел дисциплины
Вид учебной работы | Количество часов по формам обучения | |
Очная | Заочная | |
Номера семестров: | 1-4 | 3-9 |
Аудиторные занятия: В том числе: | ||
Лекции (л) | ||
Семинарские занятия (СЗ) Практические занятия (ПЗ) | ||
Самостоятельная работа (СРС) В том числе: | ||
Подготовка к семинарским и практическим занятиям | ||
Эссе, реферат, доклад, презентация | ||
Работа с первоисточниками, документами | ||
Разработка ЦОР | ||
Выполнение заданий по самопроверке (решение задач, выполнение тестов) | ||
Другие виды самостоятельной работы | ||
Общая трудоемкость:часы/зачетные единицы | 462/6 зачетных единиц | |
Входной контроль (вид, № семестра) | тест (1 семестр) | |
Текущий контроль | (1 и 2 семестры): доклады, эссе, презентации, аннотирование статей, аналитические таблицы, решение задач, тесты по разделам, разработка ЦОР | |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен (2 и 4 семестры) |
Распределение часов по темам и видам учебной работы
№ п/п | Раздел дисциплины | Неделя семестра | Всего часов | Виды учебной работы | |||||||||
Аудиторная работа | |||||||||||||
лекции | семинар/.практ. | самост. работа | |||||||||||
Раздел 1. Введение в научную педагогику | |||||||||||||
Понятие педагогики. | 1-2 | ||||||||||||
Педагогика как наука | 3-4 | ||||||||||||
Предметология педагогики. | |||||||||||||
Системология педагогики | 6-7 | ||||||||||||
Терминология педагогики | 8-9 | ||||||||||||
Роль РАО в развитии педагогических наук в России | 10-11 | ||||||||||||
Итого: | |||||||||||||
Раздел 2. Основы управления системами образования | |||||||||||||
Понятие об управлении. Система образования в России | 12-13 | ||||||||||||
Законодательство России об образовании | 14-15 | ||||||||||||
Школа как образовательная система | 16-17 | ||||||||||||
Устав образовательного учреждения | 18-19 | ||||||||||||
Итого: | |||||||||||||
Раздел 3. Теория обучения | |||||||||||||
Дидактика в системе педагогических наук | 1-2 | ||||||||||||
Структура и методы дидактики | |||||||||||||
Учебный процесс как педагогическая категория | 4-5 | ||||||||||||
Учебная деятельность и ее характеристика | 6-7 | ||||||||||||
Принципы построения учебного процесса | |||||||||||||
Содержание современного обучения в начальной школе | 9-10 | ||||||||||||
Методы и средства обучения | 11-12 | ||||||||||||
Формы организации обучения младших школьников | 13-14 | ||||||||||||
Контроль в системе обучения учащихся начальных классов | 15-16 | ||||||||||||
Организация проблемного обучения в начальной школе | |||||||||||||
Системы развивающего обучения в начальной школе | 18-19 | ||||||||||||
Итого: | |||||||||||||
Раздел 4. Теория воспитания | |||||||||||||
Сущность и понятие воспитания | 1-2 | ||||||||||||
Цель и задачи воспитания | 3-4 | ||||||||||||
Содержание воспитания | 5-6 | ||||||||||||
Нравственное воспитание | 7-8 | ||||||||||||
Эстетическое воспитание | 9-10 | ||||||||||||
Принципы и методы воспитания | 11-13 | ||||||||||||
Средства воспитания | 14-15 | ||||||||||||
Формы воспитания | 16-17 | ||||||||||||
Коллектив | 18-19 | ||||||||||||
Итого: | |||||||||||||
Раздел 5. История педагогики и образования | |||||||||||||
Введение. Педагогическая мысль и воспитательная практика в античный период | |||||||||||||
Педагогика эпохи Возрождения. Педагогическая система Я.А. Коменского | 2-3 | ||||||||||||
Педагогика периода капитализма. Педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци | 4-5 | ||||||||||||
Педагогическая теория и практика в странах Западной Европы конца 19-20 вв. | 6-7 | ||||||||||||
Воспитание и образования в Древней Руси | |||||||||||||
Развитие школы и педагогической мысли в России 17-18 вв. | 9-10 | ||||||||||||
Образовательные реформы 19 в. | 11-12 | ||||||||||||
Педагогическая теория К.Д.Ушинского | 13-14 | ||||||||||||
Развитие школы и педагогики в начале 20 в. | 15-16 | ||||||||||||
Развитие советской педагогики. Педагогическая деятельность А.С.Макаренко | 17-18 | ||||||||||||
Школа и педагогика второй половины 20 в. Педагоги-новаторы | |||||||||||||
Итого: | |||||||||||||
Содержание дисциплины
Программа дисциплины
Раздел 1. Введение в научную педагогику
Понятие педагогики.
Основные понятия: наука, учебная дисциплина, профессиональная деятельность.
Содержание темы:
Определение педагогики. Многозначность термина: педагогика – учебная дисциплина, педагогика – наука, педагогика – практическая деятельность.
Педагогика – учебная дисциплина в педагогическом вузе. Ее место, значение и роль при профессиональной подготовке педагогов. Характеристика основных и специальных курсов педагогики на факультете педагогики и методики начального образования.
Особенности содержащегося в курсах педагогики знания. Эмпирический и теоретический его характер. Виды знания: идеи, аксиомы, догмы, постулаты, гипотезы, взгляды, концепции, учения, теории. Проблемы как особый вид знания.
Педагогика как наука.
Основные понятия: гуманитарные науки, эмпирическое знание, научное знание.
Содержание темы:
Исторические предпосылки появления и основные исторические этапы развития педагогики как древнейшей гуманитарной науки. Ее движение от фиксации педагогических фактов к эмпирическим и научным обобщениям педагогического знания, от конкретного знания педагогической практики к системе педагогических наук.
Место педагогики в общей системе наук. Ее связь с естественными, техническими, гуманитарными науками. Общие задачи педагогики. Главные признаки педагогики как науки: предметология, источниковедение, праксикология, методология.
3. Предметология педагогики.
Основные понятия: предмет науки, субъект воспитания, объект воспитания.
Содержание темы:
Предмет науки - главное отличительное свойство педагогики. Разные походы к определению предметной области педагогики. Субъект, объект воспитания, воспитание - основные компоненты предметной области педагогики.
Объект педагогики как субъективное отражение педагогом-исследователем части предметное области педагогики. Сужение границ предметной области педагогики в объекте или выход объекта за рамки предмета науки.