Системы развивающего обучения в начальной школе
Основные понятия: опережающее развитие, рефлексия учебной деятельности, содержательные обобщения, дидактическая структура, целенаправленная учебная деятельность, проблемное изложение, учебная задача, моделирование, коллективная мыслительная деятельность.
Содержание темы:
Системы развивающего обучения: цели, принципы, особенности содержания и методов. Урок в системе развивающего обучения. Особенности систем развивающего обучения Л.В.Занкова и Д.В.Эльконина-В.В.Давыдова. Проблемное обучение в начальном образовании. Особенности построения проблемного обучения.
Раздел 4. Теория воспитания
Понятие о воспитании
Основные понятия: воспитание, факторы и условия воспитания, логика воспитания.
Содержание темы:
Воспитание как биосоциальное явление: инстинктивное и социальное (стихийное и институционное). Факторы и условия воспитания. Педагогический процесс – процесс обучения и воспитания в специально организованном учебном заведении. Логика воспитания: цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства, результат.
Субъекты и объекты воспитания
Основные понятия: субъект, объект воспитания, возрастная периодизация.
Содержание темы: Воспитание как деятельность субъектов и объектов. Понятие о субъектах и объектах воспитания. Виды субъектов и объектов. Их права и обязанности. Характеристика основного объекта воспитания (подрастающего поколения) с точки зрения возрастной периодизации.
Цель и задачи воспитания
Основные понятия: цель, задачи воспитания, умственное,
нравственное, трудовое, физическое, эстетическое воспитание.
Содержание темы:
Цель – предполагаемый результат. Конкретизация цели в задачах. Виды задач: общие, главные, конкретные, ситуативные. Цель и задачи воспитания: умственного, трудового, нравственного, физического, эстетического.
Принципы воспитания.
Основные понятия: принципы воспитания, закономерности воспитания, система принципов воспитания.
Содержание темы:
Определение принципов воспитания. Становление теории принципов в трудах Я. Коменского, И. Песталоцци, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко; советских педагогов. Современная теория принципов воспитания. ФГОС о принципах воспитания.
Содержание воспитания.
Основные понятия: содержание воспитания, программа воспитания, концепция воспитания.
Содержание темы:
Определение содержания воспитания. Разные подходы к определению содержания. Концепция содержания воспитания И.С. Марьенко и петербургская концепция. Содержание воспитания (концепция ФГОС нового поколения).
Формы воспитания.
Основные понятия: формы воспитания, мероприятие, занятие, дело, внеклассные, внешкольные формы, дополнительное образование.
Содержание темы:
Понятие о формах воспитания. Учебные, внеклассные, внешкольные (формы дополнительного образования), семейные формы.
Методы воспитания.
Основные понятия: методы воспитания, классификация, признаки,
Критерии.
Содержание темы:
Понятие о методах воспитания. Классификация методов. Краткая характеристика методов формирования сознания, поведения и стимулирования. Методы самовоспитания. Связь и отличие методов и средств воспитания.
Средства воспитания.
Основные понятия: средства воспитания.
Понятие о средствах воспитания. Требования к их применению.
Основные средства воспитания: общение, игра, труд.
Диагностика воспитанности.
Основные понятия: педагогическая диагностика
Понятие о диагностике воспитанности. Методики диагностирования
младших школьников.
Понятие о методике воспитания.
Основные понятия: внеклассная, внешкольная работа
Внеклассная работа со школьниками. Виды. Особенности внеклассной
работы в соответствии с ФГОС.
Внешкольная работа с детьми (дополнительное образование). Виды
учреждений, осуществляющих внешкольную работу. Особенности
внешкольной работы в соответствии с ФГОС.
Раздел 5. История педагогики и образования.
Введение. Педагогическая мысль и воспитательная практика в античный период.
Основные понятия: предмет истории образования, методы исследования, образовательная система.
Содержание темы:
Предмет и задачи истории педагогики и образования. Методы историко- педагогического исследования. Источниковедение истории педагогики. Воспитание в первобытном обществе. Возникновение письменности и школы. Образование в государствах Античного мира. Спартанская и афинская системы образования. Вопросы воспитания и образования в сочинениях античных философов.
Педагогика эпохи Возрождения. Педагогическая система Я.А. Коменского.
Основные понятия: схоластика, иезуитское воспитание, утопизм, гуманистическое воспитание, классно-урочная система.
Содержание темы:
Педагогика Средневековья. Роль церкви в воспитании и образовании. Рыцарское воспитание. Первые университеты. Схоластика и развитие педагогической мысли. Идеи гуманистов в педагогике эпохи Возрождения. Педагогические идеи и философские взгляды Я.А. Коменского. Создание классно- урочной системы. Педагогические произведения Я.А. Коменского.