Задания для самостоятельной работы. 1. Приготовьте доклад для выступления на тему «Психологию и педагогику необходимо
1. Приготовьте доклад для выступления на тему «Психологию и педагогику необходимо изучать для будущей профессиональной деятельности».
Даётся оценка выступлению. Студенты отмечают использованные приемы убеждения.
2. Приготовьте доклад для выступления на тему «Психологию и педагогику нет необходимости изучать для будущей профессиональной деятельности».
Даётся оценка выступлению. Студенты отмечают использованные приемы убеждения.
3. Как связано выполнение первых двух заданий с вашей профессиональной деятельностью?
4. Отделите психологические понятия от непсихологических:
1) ощущение; 2) воспитание; 3) представление; 4) память; 5) нервная система; 6) мышление; 7) рефлекс; 8) мышцы; 9) воля; 10) счастье; 11) лицо; 12) воображение; 13) интерес; 14) потребность; 15) урок; 16) семинар; 17) лекция; 18) эмоция; 19) сновидение.
5. В каких примерах наиболее ярко проявляются субъективные явления, которые изучает психология?
Ученик решает задачу по математике.
Ученик, решив задачу по математике, размышляет о способе её решения.
Певец поёт.
Певец размышляет о том, как он владеет (пользуется) голосовыми связками.
Вы идёте по известному вам маршруту.
Спортсмен бежит по трассе ориентирования.
6. Прочтите два высказывания. Оцените их достоверность.
А. Сознание существует само по себе. Его нужно изучать интроспективно (субъективно).
Б. Сознание обусловлено внешней предметной действительностью. Объяснения явлений сознания нужно искать в отражаемой действительности (объективно).
7. Предложите свои аргументы за одну из теорий возникновения психики и против других (Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во МГУ, 1972. - С. 5-6).
Теории возникновения психики.
— «Антропопсихизм» (Декарт). Возникновение психики связывается с появлением человека. Психика существует только у человека. Предысто-
рия человеческой психики вычеркивается (нет истории психики).
- «Панпсихизм» (французский материалист Робине, Фехнер) — всеобщая одухотворенность. Направление, противоположное первому.
- «Биопсихизм» (естествоиспытатели К. Бернар, Геккель, психолог В. Вудт) - психика - свойство живой материи.
- «Нейропсихизм» (Дарвин, Спенсер) - психика присуща организмам, имеющим нервную систему.
8. Прочтите внимательно текст из работы А.Н. Леонтьева «Проблемы развития психики» (С. 25, 27). Можно ли на его основании сделать вывод: нет деятельности и взаимодействия - нет психики?
«Внешнее и внутреннее связывает процесс жизни. Изучение свойства есть изучение соответствующего взаимодействия. Психика — свойство материи <…. >
"Взаимодействие — вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю… Так естествознанием подтверждается то… что взаимодействие является истиной causa finalis (конечной причиной) вещей. Мы не можем пойти дальше познания этого взаимодействия именно потому, что позади его нечего больше познавать" (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 20. С. 546).
Психика связана с деятельностью субъекта, взаимодействием его с окружением».
СЕМИНАР 2
Психика и организм
1. Психология конституциональных различий.
2. Психика и особенности строения мозга.
Литература
1. Братусь Б.С. Аномалии личности. — М., 1988.
2. Вейнингер О. Пол и характер. - М., 1994.
3. Годфруа Ж. Что такое психология? - М., 1992. - Т. 1,2.
4. Дельгадо X. Мозг и сознание. - М., 1971.
5. Кон И. Введение в сексологию. - М., 1988.
6. Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий. - М., 1982. - С. 219-247.
7. ЛевиВ.ЯиМы. -М., 1972.
8. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. — М., 1975.
9. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М., 1988.
10. Немов Р.С. Психология. - М., 1995. - Т. 1. - Гл. 2.
11. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. -М., 1979.
12. Слободчиков В.И. Психология человека. — М., 1995. — Гл. 7.
13. ХэссетД. Введение в психофизиологию. - М., 1981.
14. Шелдон У. Анализ конституциональных различий // Психология индивидуальных различий. — М., 1982. — С. 248—262.
Вопросы для самопроверки
1. В языковом обиходе прочно утвердилось сочетание «комплекс Наполеона», фиксирующее наличие характерных качеств у мужчин маленького роста. Каково, по твоему мнению, может быть научно-психологическое объяснение этого явления?
2. Часто ты думаешь о психологических различиях между полами? Существуют ли они? Если существуют, то чем обусловлены и как проявляются?
3. Как ты относишься к типологии Э. Кречмера? Можно ли её дополнить? Каковы твои соображения на этот счёт?
4. Если бы ты оказался перед выбором лишиться (не дай, конечно, Бог) правого или левого полушария своего мозга, то каков был бы твой выбор?
5. Что ты знаешь о склерозе? Кому и чему он угрожает?
6. Каким образом наркотики влияют на психику? В чём сущность наркомании? Можно ли сказать, что пьяница чем-то отличается от алкоголика?
7. Место и роль сексуальных инстинктов в психике человека. Гормоны и психика. Что ты знаешь об этом?
8. Куда бы ты поместил в типологии У. Шелдона такие исторические фигуры, как А.С. Пушкин, Екатерина II, Пётр Великий, Ф.М. Достоевский, А. Блок?
9. Есть ли связь между психикой человека и параметрами его черепа? Что ты думаешь по этому поводу?
10. Какое полушарие своего собственного мозга ты считаешь доминирующим? Почему?
Основные понятия
Агнозия. Амфетамин. Апатия. Генотип. Головной мозг. Депрессия. Лабильность. Мезоморфный тип. Нейропсихология. Психогенетика. Типология. Центральная нервная система. Эйфория. Эктоморфный тип. Эндоморфный тип.