IV класс (10 – 12 лет)

(70 час.)

Семья

Семья, родственные отношения в семье (мать, отец, сестра, брат, бабушка, дедушка). Состав семьи учащихся (по мере возможности). Фамилия и имя, возраст свой и членов семьи.

Практические работы: проведение игр о закреплении сведений о своих данных.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

- знать состав семьи, родственные отношения;

- знать свой возраст;

- знать и отчетливо произносить свое имя и фамилию.

Культура поведения

Правильная осанка при ходьбе, в положении сидя и стоя.

Формы обращения к старшим при встрече и расставании; обращение с вопросом, просьбой. Благодарность за помощь, услугу.

Правила поведения в общественных местах: на улице, в кино, на экскурсии, в магазине, в транспорте.

Практические работы:

- выполнение физических упражнений для укрепления правильной осанки;

- ролевые игры – ситуативные диалоги при встрече и расставании, за столом, в столовой, в общественных местах;

- посещение кинотеатра, кукольного театра, просмотр телепередач, диафильмов.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

- знать формы обращения с просьбой, вопросом;

- знать правила поведения при встрече и расставании;

- следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя и стоя;

- следить за своей походкой;

- правильно сидеть за столом, аккуратно принимать пищу;

- правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками, взрослыми в различных ситуациях;

- вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым;

- культурно вести себя в общественных местах.

Моя школа и мой класс (мой детский дом, моя группа)

Школа, где проживают и обучаются учащиеся. Административно-обслуживающий персонал школы. Правила поведения воспитанников в данном учреждении.

Формы обращения к работникам школы, родителям и сверстникам. Формы поздравления с праздниками.

Практические работы:

- ролевые игры – ситуативные диалоги при встрече и расставании с директором школы, учителями, воспитателями, врачами, нянечками;

- экскурсии по школьным помещениям.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

- знать название, номер и адрес школы;

- знать директора, учителей, воспитателей, врача, нянечек школы;

- знать школьные помещения;

- соблюдать режимные моменты и требования поведения в школе;

- уметь приветствовать работников школы, родителей и друг друга;

- уметь поздравлять работников школы и родителей.

Транспорт

Улица и ее части: тротуар, проезжая часть, переход. Их назначение. Тротуар, движение по тротуару. Движение по тротуару у выездов со дворов домов. Крупные объекты, расположенные вблизи школы. Правила поведения на улице.

Виды транспорта. Элементарные правила дорожного движения и поведения пешеходов. Светофор, переход. Путь следования от дома до школы и обратно. Правила поведения пассажиров в транспорте.

Практические работы:

- коллективные экскурсии по улицам вокруг школы;

- сюжетно-ролевые игры на ознакомление с правилами поведения на улице, движение по тротуару;

- изучение пути следования от дома (или другого объекта) до школы и обратно;

- беседы об объектах расположенных вокруг школы;

- сюжетно-ролевые игры по правилам дорожного движения и поведения пешеходов, пассажиров в транспорте;

- изготовление модели светофора, знаков дорожного движения.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

- знать части улицы и их назначение;

- знать крупные объектов, расположенные вблизи школы;

-знать правила поведения на улице;

- соблюдать чистоту и порядок на улице.

- соблюдать элементарные правила дорожного движения и поведения пешеходов.

Торговля

Виды магазинов: промтоварный, продовольственный, что в них продается. Профессии работников магазина: кассир, продавец, контролер.

Практические работы:

- экскурсии в магазин;

- чтение вывесок «Булочная», «Универмаг» и др.;

- сюжетно-ролевые игры - ситуативные диалоги при обращении к работникам магазина.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

- знать виды магазинов;

- знать профессии работников магазина;

- культурно вести себя с работниками торговли.

Питание

Буфет, школьная столовая. Правила поведения в столовой. Профессии работников столовой.

Практические работы:

- экскурсии в школьную столовую, беседы о ее назначении;

- знакомство с персоналом столовой и их работой;

- сюжетно-ролевые игры с обыгрыванием деятельности работников столовой;

- уборка кухонных принадлежностей после приема пищи.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

- знать правила поведения в столовой;

- знать, кто отпускает пищу, кто моет посуду.

- уметь убирать за собой грязную посуду.

Культурные учреждения для отдыха учащихся

Парк, сквер. Отличие леса от парка и сквера. Озеленение городов и значение озеленения для здоровья человека. Охрана зеленых насаждений.

Практические работы:

- принимать участие в уборке зеленых насаждений находящихся вблизи школы;

- принимать участие в озеленении территории школы.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

- знать назначение и отличие леса от парка и сквера;

- знать значение озеленения для здоровья человека;

- знать правила поведения в парке, сквере;

- уметь бережно относиться к зеленым насаждениям школы;

- принимать участие в уходе за комнатными цветами школы.

Праздники

Празднование знаменательных дат календаря и участие в школьных утренниках. Беседы, чтение рассказов. Разучивание стихов, песен. Экскурсии в музеи.

V класс (11 – 13 лет)

(70 час.)

Повторение материала IV класса

Семья

Место работы родителей и их профессии. Знакомство с характером деятельности членов семьи. Место, класс учебы или работы брата, сестры.

Практические работы:

- посещение (по возможности) места работы родителей и знакомство с характером их труда;

- сюжетно-ролевые игры по ознакомлению детей с профессиями.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

- знать место работы родителей, их профессию;

- знать, в каком классе учатся или работают брат, сестра.

Культура поведения

Формы обращения и способы ведения разговора со старшими и сверстниками при встрече и расставании; обращение с просьбой, вопросом. Способы передачи определенной просьбы, распоряжений указанному лицу. Действия по инструкции.

Правила культурного поведения в общественных местах (на улице, в кинотеатре, клубе, музее, на остановке, в транспорте).

Правила поведения дома (выполнение поручений, забота о старших, младших, больных).

Практические работы:

- упражнения по развитию диалогической речи в умении ответить на поставленный вопрос, обратиться с просьбой;

- сюжетные игры на развитие и закрепление правил культурного поведения в общественных местах («Посещение театра»);

- игровые ситуации на взаимопомощь, выручку, заботу о членах семьи.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

- знать формы обращения с просьбой, вопросом;

- знать правила поведения при встрече и расставании;

- вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым;

- культурно вести себя в общественных местах, наулице (использование урн, пользование туалетами);

- правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками, взрослыми в различных ситуациях;

- уметь выполнять поручения в семье, проявлять забота о членах семьи.

Транспорт

Улица. Переулок. Площадь. Названия улиц, переулков и площадей, расположенных вблизи школы и местожительства. Номера домов, подъездов, квартир.

Табличка «Берегись! Автомобили». Как надо идти около такой таблички.

Перекресток. Переход. Указатели, обозначающие переход. Указатели на перекрестках «Идите», «Стойте». Правила перехода.

Транспорт. Виды транспорта. Правила выхода из транспорта и обход его. Таблички указателей остановок транспорта.

Практические работы:

- нахождение дома по адресу, нахождение заданного подъезда и квартиры;

- игровые ситуации, ситуативные диалоги на узнавание дороги у прохожих, милиционера;

- игровые ситуации о правилах перехода через улицу, выхода из транспорта;

- изготовление указателей «Идите», «Стойте».

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

- знать названия улиц, переулков и площадей, расположенных вблизи школы;

- знать правила перехода через улицу;

- знать виды транспорта;

- знать указатели, обозначающие переход, остановка транспорта, «Берегись! Автомобили»,

- уметь находить дом по адресу;

- соблюдать правила перехода через перекресток;

- соблюдать правила выхода и обхода транспорта.

Средства связи

Телефон. Назначение телефона. Правила пользования телефоном. Культура разговора по телефону. Номер домашнего телефона, служебный телефон родителей, номера экстренного вызова (01, 02, 03). Правила пользования телефоном-автоматом.

Радио. Радиоприемники. Телевизор.

Практические работы:

- сюжетно-ролевая игра «Телефонная справочная служба».

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

- знать номер домашнего телефона, служебный телефон родителей, номера экстренного вызова (01, 02, 03);

- уметь слушать телефонный разговор и негромко говорить направленно в микрофон;

- уметь позвать вызываемое лицо, положив в это время трубку на стол, а не на рычаг;

- уметь пользоваться телефоном-автоматом;

-уметь пользоваться телевизором, радиоприемником.

Торговля

Виды магазинов: специализированные, универсальные. Ихназначение. Обслуживающий персонал. Магазины самообслуживания и с прилавочной системой. Отчет о покупке дома и размещение продуктов по местам.

Организация общественного питания.

Практические работы:

- экскурсия в магазин промышленных товаров, знакомство с отделами магазина и видами товаров;

- упражнения в приобретении в магазинах штучных товаров первой необходимости: булок, хлеба, соли, молока, масла и др. фасованных товаров;

- экскурсия на предприятия общественного питания.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

- знать виды магазинов промышленных товаров, их назначение;

- знать правила поведения в магазине и общения с работниками магазина;

- знать правила покупки товаров;

- уметь завернуть товар в бумагу, сложить покупку в хозяйственную сумку.

Праздники

Празднование знаменательных дат календаря и участие в школьных утренниках. Чтение рассказов и стихов. Проведение бесед и просмотр кинофильмом. Экскурсия в музеи.

Наши рекомендации