Тема: Половое воспитание детей в семье
Вопросы для обсуждения
1. Половое созревание, развитие полоролевого сознания в разные возрастные периоды детства.
2. Половое воспитание девочек в семье.
3. Половое воспитание мальчиков в семье.
4. Подростковая и юношеская любовь.
Литература:
1. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. – М., 1991.
2. Каган В.Е. Половое воспитание девочки в семье. – М., 1990.
3. Диалоги о воспитании./ Под ред. В.Н. Столетова – М., 1985.
4. Гадасина А.Д. Плоды запретов. – М., 1991.
5. Добрович А.Б. Беседы о половом воспитании. – М.,1982.
6. Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации. – Екатеринбург, 1997.
7. Медведева И., Шишова Т. Книга для трудных родителей. – М., 1994.
8. Тимошенко Л.Н. В семье растет дочь. // Педагогический факультет. Знание, № 7 – 1978.
9. Спок Б. Ребенок и уход за ним. // Педагогический факультет. Знание, № 2 – 1989, №2 – 1990.
Занятие 9
Тема: Семья как социокультурная среда развития ребенка
Вопросы для обсуждения
1.Факторы социализации ребенка – дошкольника.
2. Влияние уровня образованности и культуры родителей на воспитание и развитие детей дошкольного возраста.
3.Современные средства социализации в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста.
4.Особенности семейного воспитания в разных национальных и культурных традициях.
Литература:
1. М. Ибука. После трех уже поздно. // Педагогический факультет. – 1991. – №4.
2. Шишова Т., Медведева И. Книга для трудных родителей. – М.,1994.
3. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М., 1991.
4. Никитина Г.А. Народная педагогика удмуртов. – Ижевск, 1997.
5. Борисова Е. Мудрость народной педагогки. // Народное образование. –
1998. – №9-10.
6. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М.,1993.
7. Домострой. – М., Советская Россия, 1990.
8. Суслопарова Л.Д. Семейные традиции. – М., 1979.
9. Батурина Г.И., Кузина Г.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. – М., 1995.
10. Мудрик А.И. Социализация и смутное время.
Занятие 10-11
Тема: Техника семейного воспитания
Вопросы для обсуждения
1. Понятия семейный климат, родительский авторитет, такт, интуиция.
2. Модели педагогического общения в семье.
3. Методы семейного воспитания.
4. Влияние родительской авторитарности на воспитание и развитие ребенка.
5. Возможности преодоления родительской авторитарности.
6. Воспитание общением, сотрудничеством, сотворчеством.
7. Использование ролевых позиций в общении.
8. Педагогическая рефлексия как часть педагогической культуры родителей.
9. Методика повышения родительской эффективности Т. Гордана.
Литература:
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М., 1993.
2. Соловейчик С. Педагогика для всех. – М., 1987.
3. Кемпбелл Росс. Как на самом деле любить детей. Максимов М. Не только любовь. // Педагогический факультет. – 1990 – №4.
4. Учимся общаться с ребенком. / Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М. и др. – М., 1993.
5. Гиперрейтер Ю.Б. Как общаться с ребенком.
6. Гордон Т. Р.Е.Т. Повышение родительской эффективности. / Популярная педагогика. – М., 1997.
7. Рахматшаева В. Грамматика общения: шаг за шагом к взаимопониманию. – М.,1995.
Примерный перечень вопросов к экзамену:
1. Понятие семьи. Особенности семьи и брака на современном этапе.
2. Коммуникативная функция семьи. Взаимоотношение родителей друг с другом – основа семейного воспитания.
3. Репродуктивная функция семьи.
4. Воспитательная функция семьи.
5. Экономическая функция семьи.
6. Семья как один из важнейших микрофакторов социализации ребенка-дошкольника, как социокультурная среда развития ребенка
7. Условия эмоционального благополучия ребенка в семье.
8. Депривация в семье по психологическим причинам.
9. Нарушенные семейные отношения и неправильное воспитание – причина возникновения неврозов у детей.
10. Депривация в семье по внешним причинам.
11. Возможности коррекции и преодоления эмоционального неблагополучия детей в семье.
12. Знание возрастных физиологических и психологических особенностей детей – условие успешного воспитания.
13. Проблема воспитания детей вне семьи.
14. Специфика воспитания в семье “особенных” детей (дети с отклонениями в развитии, одаренные дети).
15. Предрасположенность и причины возникновения отклоняющегося поведения в подростковом возрасте.
16. Проблема детского алкоголизма, наркомании, табакокурения.
17. Роль отца в воспитании детей.
18. Половое воспитание девочек в семье.
19. Половое воспитание мальчиков в семье.
20. Воспитание трудолюбия ребенка в семье.
21. Эстетическое воспитание в семье.
22. Эмоционально-нравственное воспитание детей в семье.
23. Патриотическое воспитание детей в семье.
24. Особенности семейного воспитания в разных национальных и культурных традициях.
25. Проблема построения взаимоотношений детей друг с другом в семье.
26. Особенности взаимоотношений детей с разными членами семьи.
27. Цели, условия, принципы и средства семейного воспитания.
28. Семейный климат. Родительский такт, интуиция, авторитет.
29. Методы семейного воспитания.
30. Использование ролевых позиций в общении с детьми.
31. Педагогическая рефлексия как часть педагогической культуры родителей.
32. Возможности преодоления родительской авторитарности.
33. «Активное слушание» как метод повышения родительской эффективности.
34. Техника «Я-сообщений» как метод повышения родительской эффективности.
35. Метод беспроигрышного разрешения конфликтов в общении детей и родителей.
36. Типичные 12 реакций родителей на проблемы и поступки детей, и их влияние на воспитание личности ребенка.