Тема 3. Система образования (2 ч.)
Тема 1. Педагог как субъект педагогического процесса (2 ч.)
Вопросы для обсуждения .
1. Социальная значимость профессии педагога.
2. Профессиональная характеристика педагога: личностные свойства, знания, умения, способности. Гуманистическая направленность личности.
3. Педагогическое мастерство, творчество, новаторство.
4. Педагогическая деятельность, ее специфика, структура. Профессиональные функции педагога. Технологические законы и правила педагогической деятельности.
5. Педагогическое взаимодействие как базовая категория педагогики. Стратегии и феномены педагогического взаимодействия.
Задания
1. Что определяет позицию педагога в педагогическом процессе? Сравните понятия «профессиональная пригодность» и «профессиональная готовность».
2. Выпишите из литературы высказывания педагогов, писателей, журналистов о личностных качествах учителя, педагога.
3. Принимая участие в деятельности подростков, учитель может занимать разные позиции (консультант, инструктор, руководитель, помощник организатора, сотрудник, наблюдатель и т.п.). Какую позицию вы изберете в ситуации:
а) проведения экскурсии в музей;
б) организации выставки детских работ;
в) проведения тематического праздника «Золотая осень»;
г) поэтической гостиной с приглашением родителей.
4. Каковы исторические тенденции в эволюции стиля общения, взаимоотношений взрослых и детей в педагогических системах?
5. В чем заключается роль педагогического образования в становлении личности педагога.
6. Какие феномены педагогического взаимодействия можно рассматривать как позитивные (негативные)?
7. Перечислите и проиллюстрируйте критерии педагогического творчества.
8. Как, по-вашему, быть учителю, если у него плохое настроение, если он чем-то раздражен, недоволен, каждую секунду готов сорваться в крик, упреки, обрушить гнев на головы ребят? Можно ли «преодолеть» настроение? Нужно ли его прятать? Можно ли делиться с учениками постигшей бедой, горем? Всегда ли вы умеете не дать волю дурному настроению?
Тема 2. Проблема целеполагания в педагогике (2 ч.)
Вопросы для обсуждения
1. Проблема цели воспитания в педагогике. Историческая диалектика цели воспитания.
2. Всестороннее и гармоническое развитие личности.
3. Система целей воспитания. Уровни целеполагания.
4. Современные подходы к определению цели воспитания.
5. Религиозно-философская мысль о цели воспитания и образования.
Задания
1. Как отличаются цели воспитания в различные исторические эпохи? Составьте таблицу-схему целей воспитания, в которой сопоставлялись бы классические и современные концепции.
2. Что вы вкладывается в понятия «всестороннее», «гармоническое», «целостное» развитие? Представьте аргументы для утверждения или отрицания тезиса: «Целостное развитие – гармоническое развитие».
3. Общий смысл педагогической деятельности – развитие личности воспитанника. Чем обусловлено многообразие образовательных целей? Как и почему менялись взгляды на сущность развития человека?
4. Докажите или опровергните справедливость утверждения Платона: «Никто не становится хорошим человеком случайно».
5. «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность доказывают». Подготовьте аргументированное подтверждение или опровержение приведенной цитаты на примере судьбы известной личности.
6. Проанализируйте предложенные в Приложении 2 фрагменты сочинений К.Д. Ушинского, В.И. Слуцкого о цели воспитания. Выскажите свое отношение.
Тема 3. Система образования (2 ч.)
Вопросы для обсуждения
1. Понятие системы образования. Непрерывное образование.
2. Принципы государственной образовательной политики.
3. Образовательные программы.
4. Образовательные учреждения: типы и виды. Учреждения дополнительного образования.
5. Органы управления образованием.
6. Перспективы развития системы образования в России.
Задания
1. Какие международные документы влияют на определение общегосударственного воспитательного идеала в современном мире и в чем это влияние проявляется?
2. В Законе РФ «Об образовании» (ст. 1) говорится: "Российская Федерация провозглашает сферу образования приоритетной". Как вы это понимаете? Как соотносятся декларации Закона и социальная практика?
3. Почему в каждой стране складывается своя система образования? Чем обусловлена необходимость ее развития и изменения, почему неразвивающаяся система образования обречена на деградацию и умирание?
4. В чем отличия альтернативного образования и вариативного образования? Какое из них наиболее перспективно?
5. Назовите особенности целей и задач сельской школы, детского дома, учреждений дополнительного образования? В чем особенности взаимодействия педагога с детьми в учреждении дополнительного образования?
6. Какова модель образовательного учреждения как педагогической системы, ее компоненты и связи между ними?
7. Обратитесь к Интернет-источникам, познакомьтесь с основными направлениями государственной политики модернизации российского образования. Как вы представляете себе основные тенденции развития образования в 21 веке? Выскажите и обоснуйте свое мнение.