Организация работы по формированию гражданской компетенции на уроках «Окружающий мир (формирующий этап)

Формирующий этап эксперимента был организован с целью апробирования методических и тематических возможностей урока «Окружающий мир» на предмет их содействия формированию гражданской компетенции. На формирующем этапе эксперимента принимали участие только респонденты экспериментальной группы.

Для придания планомерности и системности эксперимента мы разработали тематический план «Формирование гражданственности, чувства любви, гордости к своей Родине», способствующий созданию предметно развивающей среды патриотической направленности.

Основными методами, использованными нами для реализации плана, были следующие [55]:

- дидактические игры «Защитникам России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос», «Улицам родного города» и др.;

- разработка проектов с изготовлением дидактических папок «Мой город», «Моя семья», «Государственная символика России» и др.;

- сюжетно- ролевые игры: «Моя семья», «Армия», «Космос», «На флоте»;

- анализ художественной литературы, через которую дети совершенствовали знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и т.д.

Собственно формирование гражданской компетенции на уроках окружающего мира строилась на основе следующих подходов [51]: вовлечение детей в разнообразные виды деятельности; использование взаимодействия в системе «учитель-ребенок-родитель» , т.к. семья является одним из основных институтов первоначальной социализации детей, влияющих на становление личности; обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к Родине и к народным традициям.

Содержание формирующего этапа эксперимента было выстроено по следующему алгоритму:

1) проведение комплекса занятий (1 раз в неделю), направленных на знакомство со своей страной, с национальностями, которые там проживают, с традициями своей страны и т.д.;

2) организация совместной деятельности педагога с детьми;

3) создание атмосферы национального быта;

4) знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками;

5) знакомство с историей своей родной страны.

На формирующем этапе эксперимента мы исходили из того, что эффектное приобщение школьников к своей Родине, ее истории и традициям происходит при условии, когда оно естественно вплетается в жизнь класса и связывается с детскими интересами, желаниями, мотивами, ожиданиями. Это потребовало особого построения уроков по приобщению школьников к изучению истории, культуры, традиций своей Родины.

Особый акцент при построении уроков окружающего мира был сделан на формировании представления о том, что главным богатством и ценностью нашей республики Башкортостан является человек. В связи с этим, содержание уроков было посвящено подвигам героев нашей Родины. Одним из таких уроков был посвящен легендарному башкирскому герою Салавату Юлаеву - славному сыну башкирского народа, являющемуся духовным примером для детей. Конспект урока мы представили в приложении 4 [53]. Здесь мы остановимся только на главных его фрагментах.

Целью данного урока было:

- познакомить учащихся с биографией Салавата Юлаева, его творчеством;

- продемонстрировать пути воспевания народами Башкортостана своих героев путем изучения произведений разных видов искусств, посвященных жизни и творчеству национального героя-поэта.

Задачи:

1) познакомить учащихся с национальным героем башкирского народа, возбудить живой интерес к личности С. Юлаева, к его поэзии, желание познакомить с произведениями поэта-героя;

2) сформировать нравственное и эстетическое сознание учащихся обогатить их духовный мир и кругозор;

3) пробудить интерес к национальной башкирской поэзии, музыке, искусству, учить оценивать поступки героя, воспитание нравственности.

На уроке были использованы методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: наглядный - анализ портрета, видеофрагмента; словесный - беседа о подвигах героя, практический - чтение стихотворений посвященные С. Юлаеву.

Предварительно (за день до урока) детям были даны слова (стихи, песни) для заучивания наизусть, которые позже мы прослушали и проанализировали, сопоставив их с биографией героя, на уроке.

Отметим, что при проведении уроков, направленных на формирование гражданской компетенции, в связи с возрастными особенностями познавательных процессов младших школьников (а именно со свойственным им наглядно-образным мышлением), помимо использованной учебной и художественной литературы, на уроке активно использовались иллюстрации, живые наглядные предметы и материалы.

Еще одним обязательным условием, которое необходимо соблюдать на уроках окружающего мира при формировании гражданской компетенции у младших школьников, является постоянная смена видов деятельности.

В связи с этим один из уроков был проведен в нетрадиционной форме – в виде праздника «Масленица», конспект которого представлен в приложении 5 [10].

Фрагмент урока «Масленица»

Цель: Познакомить со старинным русским праздником «Масленица».

Задачи:

1. Образовательные:

– знакомство с народными традициями России;
– закрепление понятий общности выразительных средств и взаимосвязи музыки и живописи;
– воспитание представлений о связи музыки и жизни Воспитывать доброе отношение к русским традициям.

2. Воспитательные:

– возрождение народных традиций и обрядов России:
– воспитание уважения к традициям русского народа.

- через знание и понимание истории культуры России пробуждать в сердцах детей чувство любви к родному Отечеству.

3. Развивающие:

- развитие у учащихся духовно-нравственных качеств и гражданской позиции.

На уроке были использованы методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: наглядный – анализ видеофрагментов, словесный - беседа о празднике, практический - исполнение закличек и др., игра.

Для создания мотивации к изучению темы был использован ребус, с помощью которого ребята также узнали, что масленица длится целую неделю и значение каждого дня масленицы. На уроке деятельность детей часто менялась. Они слушали, пели, играли, закрикивали заклички.

Наконец, еще одним важным видом деятельности, направленным на формирование гражданской компетенции, использованным нами на уроках окружающего мира, стала проектная деятельность. Приведем проект, который был выполнен детьми.

Проект «Оставить след на много лет»[7]

Цели:

формирование аксиологического и деятельностного компонентов гражданской компетенции через:

- уважение личности и ее достоинства, доброжелательного отношения к окружающим, любви к природе, уголку родного края, школе, микрорайону и людям, живущим рядом.

- доброжелательное отношения е друг к другу (воспитательная);

Описание работы:

Совместная постановка цели с учащимися: сегодня мы тоже можем оставить память о нашем классе, стать инициатором новой школьной традиции: например, посадки цветов и деревьев учениками начальной школы. Актуальность работы: Ребята, вы хотите, чтобы наша школа была самой красивой в городе? А внести свой вклад в озеленение города? Принять участие в городской акции « Клумба»?

Тогда предлагаю вам принять участие в нашем проекте, который мы исполним сразу после таяния снега.

Работа над проектом

1 шаг: проведение социологического опроса среди детей начальной школы на тему «Школьный двор. Каким Вы его хотите видеть?» (всего было опрошено 83 человека – учащиеся первого класса). Результаты были такими: красивая клумба – 45 человек, площадка для отдыха – 3 человека, площадка для спортивного отдыха – 19 человек; велосипедная площадка – 33 человека.

2 шаг:определение места для клумбы

3 шаг:просмотр фотографий, снятых в разных городах, с видами клумб, картинки в Интернете, образцы профессионалов.

4 шаг:создание проекта клумбы на уроке.

Распределившись на группы по интересам, мы создавали свои клумбы на бумаге (2урока).

5 шаг:обсуждение с директором и учителем биологии, старшеклассниками содержание проекта(1 урок).

В ходе обсуждения учитель биологии рассказала об особенностях посадки: глубине ямки, расстоянии при посадке цветов. Старшеклассники подключились к нашему проекту и внесли предложение помимо клумб организовать аллею выпускников.

6 шаг:Выбор лучших проектов

7 шаг:Изучение литературы о растениях.

Из журналов «Цветоводство» и «Приусадебный участок», а так же из бесед с родителями, мы узнали о многих цветочных растениях, которые традиционно выращивают на клумбах (астрах, бархатцах, георгинах, календулах), но выбрали для своей клумбы петуньи. Аргументировали это со своей группой так: « Они зацветают одновременно, у них много различных оттенков, поэтому можно создавать различные узоры. Ухаживать за ними не очень сложно. У многих ребят дома есть семена этих цветов, в школе они тоже есть».

8 шаг:оформление презентации

9 шаг:составлениеплана по реализации проекта

1. Узнать у учителя биологии об особенностях цветения петуньи, ухода за ней (март).

2. Предложить старшеклассникам организовать совместную акцию « Семена для клумбы», привезти рассаду с дачных участков (март).

3. Обратиться за помощью к учителю трудового обучения срезать железные конструкции по периметру клумбы (апрель)

4. Обратиться в совет школы с предложением организовать субботник по разбивке клумбы и аллеи выпускников совместно со старшеклассниками и родителями (апрель)

5. Организовать регулярный полив клумбы и саженцев (май - август)

6. Следить за сохранностью клумбы (постоянно, организовав дежурство).

10 шаг:рефлексия

Таким образом, на формирующем этапе эксперимента во взаимосвязи активно использовались все группы методов обучения. В основе уроков окружающего мира при этом лежали следующие условия: смена видов деятельности, использование наглядного материала, проектная деятельность учащихся. С целью формирования гражданской компетентности у детей младшего школьного возраста были также максимально использованы:

культурное пространство города (в том числе экскурсии, посещение музеев и т.д.); предметно-развивающая среда. Особый акцент был сделан также на формировании представлений о том, что нас окружает; на расширении представлений об истоках культурно-этнического многообразия (знаменательных датах в истории страны и народов, национальных праздниках и т. д); на знакомстве с историей. Кроме того в работу с детьми были включены народные игры и национальные куклы; организация выставок; совместная творческая деятельность детей и взрослых.

Эффективность проведенного нами формирующего эксперимента мы оценили на следующем – контрольном этапе.

Наши рекомендации