Раздел VI. Развитие педагогики в России
6.1.1. Тема. Образование и педагогическая мысль Древней Руси Х-ХIII вв.
Особенности образования: Воспитание и воспитательные идеалы дохристианской Руси. Развитие воспитательных идеалов с принятием христианства. Влияние византийской культуры (славянская письменность от Кирилла и Мефодия, образцы первых учебных книг "О письменах", "Шестиднев" Иоанна Экзарха и др., жанр и стилистика поучений). Открытие «школ учения книжного» (первая в Киеве, 988г; первая русская школа открыта Ярославом Мудрым в Новгороде, 1030г.). Особенности организации школи обучения (элитарная направленность; общественно-педагогический характер организации; уровень образования - элементарный - при организации на церковных или приходских подворьях, повышенный - на княжеских подворьях; индивидуальность обучения, буквослогательный способ обучения чтению, береста в качестве писчего материала; слитное написание слов в тексте; завершение обучения изготовлением собственного изборника). Работа "мастеров грамоты" (занимались в древней Руси обучением детей специально и постоянно, совмещая учительскую деятельность со своей основной профессией). Достижения Х-ХIII вв (повсеместное распространение грамотности на Руси).
Источники книжной мудрости и их влияние на формирование воспитательных идеалов раннего христианства на Руси:
· с IV в. сохраняет влияние поучение "О воспитании детей"Иоанна Златоуста(отношения к воспитанию как источнику добродетелей, призванному "наставить душу и сформировать ум", пафос величия воспитательных идеалов повиновения и "страха божьего" в духе Ветхого Завета);
· с ХI в. сборник "Избранник" Святослава, 1076 г. (хрестоматия по курсу семи свободных искусств с материалами для запоминания по христианскому вероисповеданию); "Поучение детям"Владимира Мономаха, 1096 г. (пафос воли и ответственности человека за свои деяния, сочетание патриархально-родовых и христианских идеалов воспитания);
· с XIV в. "Пчела" (свод кратких афоризмов, характеризующих морально-этические правила жизни);
· с XVI в. "Домострой"Сильвестра (утверждение воспитательных идеалов Ветхого Завета и свода правил общежития по возрастанию приоритетности: "домового строения", "мирского строения" и "духовного строения").
6.1.2. Тема. Образование и педагогическая мысль на Руси XIII -XVII вв.
Распад традиций образования в XIII-XVI в. Попытки переустройства образования XVI -XVII вв. (в XVI в.: открытие "школ грамоты"; появление печатных учебников – "Азбуки" Ивана Фёдорова, "Букваря" Симеона Полоцкого, "Грамматики Мелетия Смотрицкого", "Арифметики" Леонтия Магницкого).Деятельность частных учебных заведений: "немецкой школы", училища Андреевского монастыря, школы Спасского монастыря (доступность для всех сословий, бесплатность образования повышенного уровня, непродолжительность существования). Открытие типографского училища - первой государственной школы повышенного образования,1681 г. Деятельность Славяно-греко-латинской академии, 1687 г. (8-ми летнее обучение с преподаванием грамматики, риторики, логики, физики, математики, психологии, богословия). Основные подходы к воспитанию и обучению, борьба "западноевропейским" и "греческим" вариантами содержания образования:
· "Латинофильский" (западноевропейский), его сторонники: Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев.
Работы С. Полоцкого: "Псалтырь рифмотворная", "Вертоград многоцветный", "Букварь языка славенска". Основные идеи (мир – книга написанная богом, научить детей читать ее должен наставник; обучаться должно на латинском, греческом и родном языках; представление о латинском языке, как источнике светской культуры и образованности Запада).
· "Византийско-русский"(греческий), его сторонники: Епифаний Славинецкий, Федор Ртищев, Карион Истомин.
Работы Е. Славинецкого: "Гражданство обычаев детских", "Рассуждение об учении греческому языку" Основные идеи (необходимость сочетания умственного и нравственного воспитания с опытом учения книжного, овладения определенным сводом правил поведения в обществе; недопустимость распространения латыни, как транслятора "еретических" взглядов).
· "Славяно-греко-латинский", его сторонники: братья Иоанникий и Сафроний Лихуды (работы: "Показание истины", "Философские ответы Софрония" и др., рукописи учебников по грамматике, риторике, логике, физике, математике, психологии, богословию для Московской и, позже, Новгородской академий).
· "Старообрядческо-начетнический", его сторонники: протопоп Аввакум (основные идеи: недопустимость распространения греко-латинского образования, необходимость обращения к духовности, внимания к воспитанию "мужества, мудрости, правды и целомудрия").
6.1.3. Тема. Школьные реформы первой половины ХVIII века
Особенности образовательных реформ Петра I, их направленность. Реформа «гражданского шрифта», организация издательской деятельности. Структура системы просвещения, его содержание. «Деревянные школы». Обучение в цифирных, епархиальных, гарнизонных, заводских, посольских, навигацких и др. школах. Духовные академии Москвы и Киева. Основание Морской академии, академии наук. Кадровая политика Петра I в развитии системы просвещения в России.
6.1.4. Тема. Реформаторская педагогика в России XIX в. (2-я половина XIX в)
Тенденции реформирования отечественного образования. «Западники» и «славянофилы» о перспективах российского образования.Основные события: 1802 г. – создание Министерства народного просвещения; 1864 г – создание земских школ; развитие высшей школы (1863 –устав университетов с правом на их автономию; с 1882 г. усиление репрессий в отношении студенчества; объединение студентов в организации в виде землячеств).
Выдающиеся деятели и педагогические идеи:
Н.И. Пирогов.Основной труд ("Вопросы жизни"). Вклад в развитие образования:
Был сторонником обучения, способного будить мысль учащихся, развивать их умственные способности, навыки самостоятельной работы.
Мировое признание получил как автор идеи общечеловеческого воспитания. В целом выделял два рода воспитания – общечеловеческое и специальное (как подчинение материальной стороны жизни нравственной и духовной). Идеал нравственного воспитания связывал с христианской религией. Вершиной общечеловеческого воспитания и одновременно общедоступного образования считал классицизм в неогуманистической форме (древние языки, родной язык, история и математика). Отстаивал всеобщность образования независимо от сословной принадлежности.
К.Д. Ушинский Основные труды: "О пользе педагогической литературы" (1857), "Труд в его психическом и воспитательном значении" (1860), "Детский мир" (1861), "Родное слово" (серия книг, включая руководство к преподаванию, 1864-1870),"Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии."(1868-1869) и др.
Вклад в развитие образования:
Первая разработка "педагогической антропологии". (Признавал человека движущей силой социального развития "все общественные явления выходят из частных психических явлений". Предложил первое целостное представление, педагогическое и психофизиологическое обоснование развития и воспитания человека. Суть подхода в известном высказывании: "Чтобы воспитывать человека во всех отношениях, его нужно узнать во всех отношениях". Как резерв воспитания раскрыл влияние: "телесной природы"; преднамеренного влияния педагогов и собственной активности; и непреднамеренного влияния – природной и социальной среды обитания.).
Первая разработка идеи народности воспитания: (у каждого народа свой идеал человека, особая цель и система воспитания, не допускающие подражания; заимствоваться может "рациональная сторона"; воспитательную силу имеет лишь "народная школа", в которой проблемы "национального воспитания" выступают "семейными вопросами", делом "общественной инициативы" и "государственной заботы").
Развитие содержания и методов воспитывающего обучения (Отвергал "ничегонеделание", "утилитарность" и "меркантильность" в образовании, как и принуждение наказанием. Приоритеты: "дидактика первоначального преподавания может наполнить тома; дидактика чтения лекций в университете может быть выражена в двух словах: знай хорошо свой предмет и излагай его ясно". Цели обучения: подготовка к жизни в индустриальном обществе с его с быстро развивающимися науками и меняющимися условиями жизни; психическое развитие, в том числе, умственное; развитие мировоззрения и нравственных убеждений; привитие любви и привычки к "серьезному" труду, отношения к нему и к учению, как средству жизненных свершений. Содержание обучения: материальное образование, как обогащение знаний о природе и обществе, и формальное образование, как развитие способностей. Логические основы обучения, по сходству учения с научным познанием: индуктивное, от чувственного к понятийному; дедуктивное, как творческое начало умственной и практической работы. Стадии обучения: первая – формирование системы знания, включающее последовательное восприятие познаваемого, сравнение, выработку понятий; приведение их в систему; вторая – обобщение и закрепление обретенных знаний. Принципы обучения: "ясность" и "самостоятельность"; наглядность; "постепенность"; доступность; прочность).
Разработка методики обучения родному языку (родной языкрассматривал как учебный предмет, тесно связанный с развитием мышления, способствующий нравственному и эстетическому воспитанию детей; содержание методики: обогащение детей яркими образами, непосредственно отражающимися в их душе; превращение их под руководством учителя в понятия; перевод понятий мысль; мысль облекается в слово речь).
Развитие педагогики как науки(раскрыл, как науку о законах развития человека и способах его воспитания на основе этих законов; определил роль теории в педагогике: "в теории передается мысль, выведенная из опыта, а не сам опыт; его невозможно воспроизвести повторно"; выделил два пласта педагогики: педагогику в "обширном смысле" – как собрание необходимых знаний и источников осмысления педагогики "сущностная цель воспитания – жизненно важна для человека, поэтому не может не быть мировоззренческой" и в "тесном смысле", как собрание воспитательных правил по развитию ума, чувств, нравственности ребенка).Развитие педагогики как искусства (стремится к идеалу "вечно достигаемому и никогда вполне не достижимому, идеалу совершенного человека").
6.1.5. Тема. Реформаторская педагогика в России 2-й половины XIX в.
Педагоги реформаторы – последователи К.Д. Ушинского.
Н.Ф. Бунаков (), Н.А. Корф(организация земских училищ), И.И. Паульсен (), В.Я. Стоюнин (), В.И. Водовозов (), К.К. Сент-Илер (), О.Ф. Миллер (),Л.Н. Модзалевский (автор "Очерки истории воспитания и обучения", 1866), В.П. Острогорский (), Л.Н. Толстой (Орг. Яснополянскую школу в 1859г., автортр.: "О народном образовании"и др.).
Разработчики системы дошкольного воспитания: Н. Ф. Бунаков, А.С. Симонович, Е.Н. Водовозова, Е. И. Конради, П. Ф. Лесгафт.
6.1.6. Тема. Школа и педагогика в России XIX – начала XX века. Вопросы для обсуждения:
1. Представители реформаторской педагогики в России 1-й половины XX в.:
К.Н. Вентцель (развит. дошкольн. воспит), В.А. Волкович, А.К. Гастев, Г.О Гордон, В.В. Горневский, П.Ф. Каптерев(развит. дошкольн. воспит), А.А. Красновский, П. Ф. Лесгафт, А.П.Нечаев, Г.И. Россолимо, И.А. Сикорский, Г.Я. Трошин, Е. И. Тихеева (развит. дошкольн. воспит), А.И. Филиппова, А.А.Шуберт, Л. К. Шлегер (развит. дошкольн. воспит), Ф.Ф. Эрисман и др
2. Педагоги-эмигранты (с 1920 г.): В.В. Зеньковский, С.И. Гессен, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, С.Л. Франк, Н.О. Лосский.
3. Л.Н. Толстой Основные труды ("О народном образовании", ряд статей в журнале "Ясная Поляна", комплекс книг "Азбука"). Вклад в развитие образования:
Развитие теории и практики свободного воспитания (роли социальной среды в развитии детей, их опыта, естественности, познавательной активности и свободы в обучении).
4. С.Т. Шацкий. Организатор и заведующий "Первой опытной станции Наркомпроса", Основные труды: "Бодрая жизнь", "Годы исканий", "На пути к трудовой школе", "Деревенские дети и работа с ними" и др.
Вклад в развитие образования: Разработка предмета исследования воспитания (изучал влияние микросредовых условий на социализацию ребенка, видел источник развития ребенка не в генетических задатках, а в социальной и экономической среде). Разработка идеи эволюционного развития коллектива; концепции использования социализирующих факторов в учебно-воспитательном процессе. Подход к воспитанию как организации жизнедеятельности школьников, его особенности (творчество во всех видах деятельности, связанных с потребностями ребенка; опора на самоуправление в детском коллективе; соединение обучения с социально значимым трудом посредством"изучения жизни и участия в ней", делающим обучение жизненным, а знания - сознательными и действенными).
Практическая деятельность ("Первая опытной станция Наркомпроса", она включала: четырнадцать начальных школ, две средние, школу-колонию "Бодрая жизнь", детские сады, читальни).
5. П.П. Блонский (авт. тр "Трудовая школа"; вклад в разработку педагогики: развитие научных основ педагогики; теории и практики использования генетического и эвристического метода; роли индустриального труда в воспитании человека).
Раздел VII. Советская школа и педагогика.
7.1.1. Тема. Социалистическое воспитание и гуманистическая педагогика (1917-1940 гг.).
Работа по созданию новой системы народного образования. Противостояние реформаторства (П.Ф. Каптерев, Г.О. Гордон и др.) с прагматизмом и функциональностью развития образования 20-х годов.
Содержание основных декретов и постановлений: 1917 г. (преобразование школ в светские учреждения; включение дошкольного воспитания в школьную систему); 1918 г. (отделение церкви от школы, совместное обучение мальчиков и девочек, декларация политехнической направленности двухступенчатой 9-летней общеобразовательной школы); 1919 г. (право на образование, курс на ликвидацию безграмотности,); 1920 г. (первый учебный план советской школы, социальное воспитание учащихся). 1922-1940гг.: развитие политехнических основ образования (новые типы школ ФЗУ и ШКМ; 1930г. -введение обязательного начального обучения; 1931г. -постановление о начальной и средней школы, переход на предметное обучение.
Выдающиеся деятели и педагогические идеи:
А.С. Макаренко.Мировое признание получил как организатор и заведующий "Трудовой колонии им. А.М. Горького", "Коммуны им. Ф.Э. Дзержинского"; Основные труды: "Педагогическая поэма"(1933); "Флаги на башнях", "Книга для родителей" (1938).
Вклад в развитие образования:
Разработка теории воспитания детского коллектива и личности в коллективе.(Особенности подхода: впервые определил предмет педагогики, как отношения между учителем и учеником, а цель воспитания, как проект личности; особенность понимания цели - ориентация не на свойства, а на тип социально-ориентированной личности – человека борца; выделил факторы сплочения и развития коллектива: "наличие общей цели и соответствующей разносторонней деятельности, отношений ответственной зависимости между членами коллектива, органов, направляющих его жизнь и работу на началах самоуправления".).
Разработкаметодов воспитания (параллельного действия, перспективных линий, метод взрывов).
Разработка технологии социалистического воспитания в условиях индустриального труда (факторы эффективности: труд в условиях индустриального производства с "нормами для каждого дела и стройной зависимостью между всеми рабочими местами", личная и коллективная ответственность за качество продукции, осознание общественного значения труда, обеспечение гарантий свободы выбора соответствующей профподготовкой, органичное включение труда в жизнедеятельность).
Н.К. Крупская. Видный деятель Наркомпроса.Основные труды: "Женщина-работница" (необходимость организации общественного воспитания детей, начиная с дошкольного возраста), "Народное образование и демократия", "О политехнизме", и др.
Вклад в развитие образования:
Первая из советских разработок решающей роли детского коллектива в коммунистическом воспитании;разработка методики его организации; значения участия детей и подростков в общественно полезной работе.
Раскрытие и теоретическое обоснование содержания, методов и организационных форм работы с пионерами.
Разработка первых проектов (постановлений) осуществления политехнического обучения на основе общего образования в советской школе.
Разработка марксистской теории дошкольного воспитания и организации дошкольного дела в Советской России.
А.В. Луначарский
Н.И. Попова (орг. "Второй опытно-показательной станции", выступала инициатором различных нововведений: комплексных учебных программ, западных форм и методов обучения, в том числе, трудового: "Дельтаплан", "Метод проектов" и др.).
М.М. Пистрак (орг. "Школы-коммуны"; осн. труды: "Насущные проблемы советской школы", "Режим экономии и школа"; основные идеи: обучение школьников должно развивать умение коллективно работать, обеспечивать теоретическое и практическое освоение орудий производства, подготовку в фабрично-заводскому труду).
А.К. Гастев (развитие теории и практики использования метода программирования и установочного метода).
В.Н. Шульгин (развитие теории и практики использования метода проектов).
7.1.2. Тема. Образование и тенденции развития передового педагогического опыта(1940-1990 гг.).
Социально-политические факторы развития школы. Социалистические идеалы воспитания. Две волны реформирования. Производственная направленность обучения. «Борьба за всеобуч», ее этапы. Содержание «социального заказа» в образовательной сфере. Отражение идеи всестороннего развития школьников в содержании образования.
Основные этапы реформирования образования и правительственные решения (1943 г.- переход на обучение с 7-летнего возраста; 1944 - открытие вечерних школ в сельской местности; введение 5- балльной системы оценок; установление выпускных экзаменов для выпускников начальной, 7-летней и средней школы; награждение золотыми и серебряными медалями вып. средней школы; 1945 г.- курс на обеспечение всеобщего обязательного начального и 7-летнего обучения; 1958 г.- введение всеобщего обязательного 8-летнего образования; с середины 1960-х гг.- курс на всеобщее среднее образование; 1975 г. завершение перехода ко всеобщему среднему образованию; 1984 –переход на обучение с 6-летнего возраста в подготовительных классах, 11-летнее среднее образование; комплексный подход к воспитанию; профессионализацию общеобразовательной школы).
Выдающиеся педагогические деятели времени:
В.А. Сухомлинский. Мировое признание получил как теоретик и практик, директор Павлышской средней школы. Основные труды: “Сердце отдаю детям”, “Воспитание гражданина”, “Павлышская средняя школа”, “Методика воспитания коллектива”, “Сто советов учителю”, “Разговор с молодым учителем школы”.
Вклад в развитие образования:
Разработка теории и практики гражданского воспитания.