Реформаторская педагогика стран запада и США в конце ХIХ- начале XX веков и ее основные течения

Конец XIX – начало XX в. отмечены вступлением крупнейших стран Западной Европы и США в такую стадию

Школа в этот период на всех ее ступенях не соответствовала требованиям научно-технического прогресса. Потребность в обновлении школы и педагогической науки становилась все более актуальной.

Традиционные педагогические теории были главным образом нацелены на формирование культуры мышления, предусматривали жесткое управление педагогическим процессом и отводили в нем первостепенную роль учителю. Подобные установки вели к чрезмерной интеллектуализации образования, лишали учащихся самостоятельности.

Пересмотр педагогических установок, перестройка образования в ведущих странах мира превратилась в одну из важнейших педагогических проблем.

В западноевропейских странах и США появляются многочисленные концепции и течения в общественно педагогической мысли, стремившиеся к коренному изменению характера деятельности школы. Всех педагогов–реформаторов объединяла, во-первых, идея развивающего обучения – предположение, что школа не столько должна давать знания, сколько заботиться о развитии у детей умения наблюдать, мыслить, делать выводы, о развитии навыков самообразования, интересов и способностей; во-вторых признание необходимости учитывать и развивать в учебно-воспитательном процессе возрастные и индивидуальные особенности детей, выступление против формализма и догматизма.

Одним из наиболее важных и противоречивых вопросов, которые рассматривались в педагогических теориях конца XIXв., был вопрос о целях воспитания подрастающего поколения. Идеалы, к которым сводились положения почти всех реформаторов можно условно поделить на три группы:

1. индустриально-образованный пролетариат;

2. «хозяин» жизни, беспринципный предприниматель, который достигает своих целей любым способом;

3. идеал «среднего» человека, который не протестует против действительности, даже не достигнув намеченного, а примиряется с условиями жизни.

Не менее важный вопрос, который объединял педагогов в поиске путей реформирования школы – это вопрос о соединении умственного и физического труда. Последний рассматривался не как основа подготовки к непосредственной трудовой деятельности, а как одно из важнейших средств общего развития личности ребенка.

Такие в основном черты имела реформаторская зарубежная педагогика конца XIX – начала XX в., которую представляли известные ученые педагоги как Г.Кершенштейнер, А.Лай, Д.Дьюи, Э.Мейман, М.Монтессори, У.Килпатрик, А.Бине, Э.Торндайк и др.

Конец XIX – начало XX в. – период бурного и разностороннего развития педагогики, многие идеи, методики того времени сейчас переживают второе рождение, используются в школах различных стран, в том числе и в Беларуси как образовательные технологии. Среди них: индивидуализация обучения, проблемное обучение, технология проектов, развивающего обучения, саморазвития (М.Монтессори – для нач. школы), технология обучения в школе С.Френе, Дальтон–технология и др.

Развитие системы народного образования в СССР 1945 - 1992

Вопросы к экзамену по курсу ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

1. Предметы и задача истории педагогики как науки и учебной дисциплины

2. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном обществе.

3. Воспитание и школа в рабовладельческом обществе. Зарождение педагогической теории.

4. Школа и педагогическая мысль в средние века (X - ХШ вв.).

5. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения.

6. Жизнь и общественно-политическая деятельность Я.А. Коменского. Мировоззрение Я.А. Коменского.

7. Принцип природосообразности воспитания Я.А. Коменского. Возрастная периодизация и система школ в педагогической теории Я.А. Коменского.

8. Я. А. Коменекий о цепях и задачах воспитателя, о моральном воспитании и дисциплине.

9. Основание Я.А. Коыенским классно-урочной системы организации учебного процесса. Комеиский об учителе и ребования к нему.

10. Дидактические взгляды Я. A. Коменского.

11. Педагогические взгляды Дж. Локка.

12. Педагогические теории Ж.-Ж. Руссо.

13. Французские материалисты ХVШ в. о воспитании (Д Дидро, А. Гельвеций).

14. Педагогическая деятельность и мысль И.Г. Песталоццн.

15. Педагогические идеи А. Дистервега.

16. Вклад И.Ф. Гербарта в педагогическую науку.

17. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX - ХШ вв. Просветительская деятельность Е. Полоцкой, педагогическое наследие К. Туровского.

18. Воспитание, школа и педагогическая мысль в России с древних времен до ХШ в. (Киевская Русь).

19. Школа и педагогическая мысль в ХVII - ХVII века Демократизация образования (реформы).

20. Школа и педагогика в Западной Европе и США во второй половине XX века.

21. Становление системы образования России и Беларуси в первой половине XIX века. Просветительские реформы Александра I (Уставы1804,1828);

22. Просветительская деятельность и педагогические идеи мыслителей Беларуси эпохи Возрождения и Реформации (Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный).

23. Развитие школы в Беларуси в эпоху Возрождения и Реформации. Педагогические идеи М. Смотрнцкого, Л.Зизания, К. Лыщинского, В. Тяпинского.

24. Просветительская деятельность и педагогические взгляды С. Полоцкого.

25. Развитие просвещения на белорусских землях после распада Киевской Руси до ХVII века (типы школ).

26. Общественно-педагогическое движение за преобразование. школьного дела в Беларуси другой половины XIX - начала X века. Белорусское культурно-просветительское возрождение.

27. В.Т.Белинский и A.И. Герцен - основатели русской революционно демократической педагогики 30-40-х гг.. Идеал воспитания нового человека.

28. Педагогическая деятельность и педагогические мысли М.Ломоносова. Открытие Московского университета.

29. Педагогическая деятельность и педагогические идеи просветителей первой половины ХVШ века в России (И.И. Бецкой, Ф.И. Янкович, Н.И. Новиков. А.Н. Радищев).

30. Педагогические взгляды и деятельность Н.И Пирогова.

31. Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н. Толстого.

32. Педагогические течения начала XX века (С. Френе, Р. Штейнер, М. Монтессори, Я. Корчак.

33. К. Д Ушинский - основатель русской педагогической науки. Природоведческие основы педагогической системы К.Д. Ушннского.Идеи народного воспитания.

34. К.Д. Ушинский о роли педагогической науки и деятельности учителя-воспитателя. Педагогика как наука и искусство.

35. Дидактические взгляды К.Д. Ушинского. Его вклад в разработку основных принципов обучения.

36. К. Д. Ушннский о нравственном воспитании и его средствах. Отношение Ушинского к проблеме дисциплины.

37. Личность народного учителя и пути его профессиональной подготовки в разработке К.Д. Ушннского.

38. Перемены в области образования в России 1917 - 1920 гг. (декреты, Постановления, Декларации о единой трудовой школе)

39. Этапы развития советской школы до 1941 года. А.В. Луначарский -выдающийся педагог, советский государственный и общественный деятель.

40. Педагогическая теория Н.К. Крупской.

41. Педагогические идеи и опыт работы С.Т. Шацкого, П.П. Блонского.

42. Педагогические взгляды А. С. Макаренко.

43. Вклад В.А. Сухомлнского в педагогическую теорию и практику.

44. Школа России и Беларуси в годы ВОВ.

45. Реформаторская педагогика стран запада и США в конце ХIХ- начале XX веков и ее основные течения.

46. Развитие системы народного образования в СССР 1945 - 1992 гг.

47. Демократическая педагогическая мысль в России конца XIX - начале XX вг (П.Ф. Лесгаф, П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, Н.М. Вентцель).

48. Основополагающие документы о становлении и развитии образования и воспитания в Республике Беларусь на современном этапе.

49. Развитие революционно-демократических идей в 60-90 гг. XIX века. Н.Т. Чернышевский, H. А. Добролюбов, К. Калиневский -представители белорусского революционно-демократического движения в Беларуси.

50. Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века. (Основные направления реформы школы и государственной молодежной политики в РБ на современном этапе).

Наши рекомендации