Перечень вопросов к государственному экзамену (психология и педагогика) для студентов 5 курса специальности «Педагогика и методика начального образования»
1. Предмет и задачи дидактики начальной школы, ее основные категории. Процесс обучения: понятие, функции, особенности, структурные компоненты.
2. Закономерности, принципы, приемы и методы обучения в начальной школе, связь между ними. Система принципов обучения. Методы обучения младших школьников. Характеристика методов обучения в зависимости от источника знаний и по способу мыслительной деятельности.
3. Модернизация начального образования. Нормативные документы, определяющие содержание образования (стандарты второго поколения). Характеристики начального образования.
4. Оценочная деятельность учителя начальных классов в теории и практике обучения. Современные средства оценивания знаний учащихся. Контроль и учет знаний, умений и навыков учащихся младших классов.
5. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса: характерные особенности, движущие силы, своеобразие на этапе начального образования. Методы воспитания младших школьников.
6. Современные образовательные технологии в начальной школе: виды, характеристика, достоинства и недостатки.
7. Коллектив как объект и субъект воспитания. Особенности формирования коллектива младших школьников. Функции и основные направления деятельности классного руководителя в начальной школе.
8. Разнообразие современных технологий воспитательной работы с младшими школьниками и их характеристика.
9. Личностно-ориентированный образовательный процесс, его сущностная характеристика. Проблема дифференциации обучения учащихся младшего школьного возраста.
10. Формы организации обучения, их многообразие и творческое применение. Развитие организационных форм обучения в истории педагогики.
11. Модели взаимодействия субъектов образовательного процесса. Формы совместной деятельности учителя и родителей младших школьников.
12. Семья как среда жизнедеятельности, формирования и развития ребенка.
13. Структурная и функциональная организация психики. Сознание и самосознание человека.
14. Понятие о человеке: индивид, индивидуальность, личность.
15. Память как психический феномен. Особенности памяти младших школьников.
16. Мышление как обобщенное и опосредствованное познание. Мышление как процесс. Виды мышления. Особенности мышления в младшем школьном возрасте.
17. Эмоционально-волевая сфера личности. Особенности ее развития у младших школьников.
18. Способности, их виды. Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Основные проблемы одаренных детей.
19. Характеристика социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности и психических новообразований младшего школьного возраста. Кризис 7 лет.
20. Сущность психического развития. Условия, источник, движущие силы, основные факторы и закономерности психического развития.
21. Проблема соотношения развития и обучения. Понятие «зона ближайшего развития» (Л.С. Выготский).
22. Содержание и структура учебной деятельности. Проблема формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Мотивы учебной деятельности младших школьников.
23. Понятия «обучаемость» и «обученность». Причины школьной неуспеваемости и пути ее преодоления. Психологическая характеристика и типология неуспеваемости учеников.
24. Личностные качества и профессиональная компетентность педагога. Стадии профессионального становления.
25. Психологическая характеристика и специфика педагогического общения. Структура, стили педагогического общения. Межличностные отношения между участниками педагогического процесса.
5. Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПб, 2009.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Том 4. М., 1984.
4. Габай Т.В. Педагогическая психология. М., 2008.
5. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. М., 2003.
6. Демидова И.Ф. Педагогическая психология. М., 2006.
7. Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания. М., 2008.
8. Загвязинский В.И. Теория обучения. М., 2008.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2003.
10. Карпова Е.В. Возрастная психология. Ярославль, 2005.
11. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. М., 2011.
12. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. М., 2009.
13. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2000.
14. Немов Р.С. Психология. Кн. 1, 2. М., 2001.
15. Пидкастистый П.И. Педагогика. М., 2009.
16. Реан А.А. Психология и педагогика. СПб., 2010.
17. Сластенин В.А. Педагогика. М., 2008
18. Столяренко А.М. Психология и педагогика. М., 2010.
19. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. М., 2008.
20. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М., 2005.
Дополнительная литература:
1. Бордовская, О.Н. Педагогика: учебник для вузов [Текст] / О.Н. Бордовская. – СПб. : Питер, 2007.
2. Борытко, Н.М. Педагогика [Текст] / Н.М. Борытко. - М. Академия, 2009.
3. Виноградова, Н.Ф. Начальная школа – ХХI век [Текст] / Н.Ф. Виноградова. - М., 2009.
4. Государственные стандарты школьного образования [Текст]. – М. : ООО «Астрель», 2010.
5. Лазарев, В.С. Управление инновациями в школе [Текст] / В.С. Лазарев. - М., 2009.
6. Петрова, И.А. Настольная книга учителя начальных классов [Текст] / И.А. Петрова и др. - М. : Астрель, 2002.
7. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] / И.П. Подласый. - М., 2009.
8. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст] / И.П. Подласый. - М., 2010.
9. Сергеев, И.С. Как реализовать компетентностный подход в начальной школе [Текст] / И.С. Сергеев.- М.,2009.
10. Сборник Нормативных документов. Начальная школа. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта. Федеральный базисный учебный план [Текст]. – М. : Дрофа, 2010.
Учебно-методическое издание
Государственный экзамен
по специальности 050708 «Педагогика и
методика начального образования»
Педагогика и психология
Учебно-методическое пособие
Коллектив авторов:
Елена Викторовна Карпова
Юрий Павлович Вавилов
Галина Борисовна Барышникова
Седа Азизовна Бадоева
Елизавета Геннадьевна Изотова
Владимир Яковлевич Даскал
Редактор
Уч.-изд. л.
Заказ № Тираж экз.
Ярославский государственный педагогический
университет имени К.Д. Ушинского
150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, 108
Отпечатано