Психология и педагогика – науки о человеке

Раздел I. Общие основы педагогики

Педагогика – одна из самых гуманных сфер жизнедеятельности (наряду с медициной): она создана людьми и обращена к людям, к каждому человеку.

Б.З. Вульфов

Глава 1. Педагогика в системе наук о человеке[1]

Психология и педагогика – науки о человеке.

История жизни многих поколений свидетельствует, что нет более трудных проблем, чем человеческие, и не существует более сложных видов деятельности, чем разрешение проблем человека, воспитание личности, организация совместной деятельности и общения людей. Опыт показывает, что попытка решения вопросов человеческой жизнедеятельности на основании только обывательских житейских знаний, интуиции или догадок равносильна знахарству в медицине.

Человечество издавна пыталось обобщить и использовать успешный опыт подготовки молодого поколения к самостоятельной жизни и труду. Со временем эти усилия воплотились в возникновение педагогической и психологической наук. Психология изучает и объясняет внутренний, духовный мир человека, условия, факторы и особенности регулирующих воздействий на него; педагогика разрабатывает модели, системы, способы и содержательно-технологическое обеспечение целенаправленного обучения, воспитания, образования, развития личности. Немецкий философ И. Кант (1747–1804) в свое время писал: «Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та …, из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком». Психология и педагогика – это науки о человеке, изучение которых дает ответы на ряд вопросов, считающихся сложными и актуальными во все времена: как успешно и продуктивно работать и общаться с людьми? Как совершенствовать себя, чтобы разумно реализовать собственный внутренний потенциал и добиться поставленных целей на благо себя и окружающих людей? Как достичь успеха в семейной, профессиональной, гражданской сферах жизнедеятельности?

В условиях быстрого развития всех сфер общества, когда жизнь резко изменяется и усложняется, расширяются и возрастают требования к личностному и профессиональному уровням развития людей. Эти вопросы стали еще актуальнее и требуют разработки и применения новых социальных технологий их разрешения. Знания о сущности социальных технологий и способах их использования раньше необходимы были только педагогическим работникам, сейчас же – каждому образованному человеку, а тем более – молодому специалисту, входящему в самостоятельную жизнь и жаждущему успеха в ней.

Опыт убеждает, что успех в личной жизни и профессиональной деятельности человека в числе других причин зависит от того, знает ли он сущность окружающей его педагогической действительности, психологические, возрастные, гендерные особенности личности; понимает ли влияние психолого-педагогических явлений и факторов на жизнедеятельность человека, его личностное и профессиональное развитие; способен ли он учитывать их в повседневной жизни и трудовой деятельности при разрешении проблемных, конфликтных ситуаций. Эти знания и умения отражают сущность психолого-педагогической культуры молодого специалиста – выпускника высшей школы. Психолого-педагогическая культура личности – это совокупность тех психолого-педагогических знаний и средств, с помощью которых человек сознательно, целенаправленно и свободно создает и реализует самого себя, организует свое взаимодействие с другими в процессе совершенствующейся деятельности и общения. В структуре психолого-педагогической культуры выделяются две составляющие – психологическая и педагогическая, которые реализуются на двух уровнях: общем, обеспечивающем человеку достойное бытие в социуме, и профессиональном, способствующем достижению успеха в избранной трудовой деятельности.

Общая психологическая культура специалиста-выпускника высшей школы включает:

· знание предмета психологической науки; ее науч­ных разделов и понятий, принципов и методов; понимание их значения для практики жизни и дея­тельности;

· представление о природе психики человека, знание основных психических явлений и процессов, ка­честв, состояний и свойств личности; понимание роли сознания и самосознания в поведе­нии, деятельности, формировании личности;

· представление о психологии групп людей, социально-психологичес­ких механизмах и закономерностях их формирования и функцио­нирования, особенностях поведения человека в группах;

· умение давать психологическую характеристику личности, группе, или оценивать ситуацию;

· умение использовать психологические возможности для достижения жизненного успеха и самореализации в социуме; реализации своих прав, свобод и обязанностей; построения отношений полов, в том числе в семейной жизни;

· умение интерпретировать собственные особенности, состояния, мотивы поступков, владеть простейшими приемами психической саморегуляции;

· умение использовать приемы психологической техники речи, неречевого общения, наблюдения;

Профессионально-психологическуюкультуру молодого специалиста наряду с вышеназванными знаниями и умениями определяют:

· знания психологических особенностей труда, трудового коллектива, умение их учитывать в различных трудовых ситуациях при принятии профессиональных решений, разработке путей повышения эффек­тивности как собственной деятельности, так и работы коллектива;

· владение психологическими приемами, методами управле­ния и работы с подчиненным персоналом, решения профессиональных задач;

· установка на непрерывное совершенствование своей профессионально-психологической подготовки и умение определять психологические пути профессионального саморазвития;

Общая педагогическая культура выполняет следующие функции в жизнедеятельности личности: является

· основой самосовершенствования;

· механизмом преемственности и удержания положительного в опыте прошлого, других культур;

· барьером деструктивности, экспансии дидактических нововведений;

· барьером гиперболизации односторонних, однотипных средств взаимодействия с людьми, окружающим миром;

· средством гармонизации отношений человека с социумом, природой, самим собой;

· средством внегенетического наследования поведенческих программ социального наследования.

Возрастающие требования к педагогической культуре специалиста в любой сфере деятельности нашли отражение в таких его характеристиках, как «конкурентоспособность» и «профессиональная компетентность».

Среди множества качеств, которые определяют и характеризуют конкурентоспособность личности, системообразующими являются:

· четкость личных целей и ценностных ориентаций;

· высоко развитые организаторские и коммуникативные умения;

· открытость новациям, творческое отношение к делу;

· способность к риску;

· независимость;

· способность к непрерывному саморазвитию и самообразованию;

· стремление к высокому качеству конечного продукта своего труда.

Компетентность как личностная характеристика не сводится только к уровню овладения личностью определенными знаниями и умениями. Компетенция – это способность, основанная на ценностях, личностной направленности, знаниях, опыте, приобретенных личностью в процессе обучения. Она выражается в мобилизации личностью полученных знаний и опыта в конкретной ситуации. Быть профессионально компетентным человеком означает умение мобилизовать себя, собственные знания, умения и поведенческие отношения в условиях конкретной деятельности и складывающейся ситуации. Поэтому важнейшими составляющими профессиональной компетентности личности выступают профессиональная мобильность, способность к самовыражению и самосозиданию, технологическая грамотность, высокая степень адаптации к изменяющимся условиям трудовой деятельности.

Основу общей педагогической культуры специалиста составляют следующие знания и умения выпускника вуза:

· знание предмета педагогики, ее науч­ных разделов и основных категорий, отраслей педагогических знаний, методологических подходов педагогики и ее мето­дов исследования, педагогических явлений и закономерностей, понимание и учет их в жизни и дея­тельности;

· понимание зависимости собственного жизненного успеха, само­реализации и самоутверждения в жизни от собственного уровня образованности, воспитанности, обученности и развитости;

· знание педагогических основ воспитания и развития детей в семейной жизни;

· знание психолого-педагогических условий обеспечения здорового образа жизни, репродуктивного здоровья, подготовки к по­ведению в экстремальных жизненных ситуациях;

· умения осуществлять педагогический анализ жизненных, семейных, производственных ситуаций и оценивать уровни образованности, воспитанности, обученности и развитости конкретного человека;

· знание и умение использовать основные методы обучения и воспитания, приемы педагогического такта и техники, осуществлять основные педагогические действия в работе и общении с детьми и взрослыми (педагогическое наблюдение и анализ фактов, разработка проекта педагогической деятельности, педагогический контроль и оценка, коррекция, рефлексия);

· умение осуществлять самовоспитание и самообразование, саморазвитие творческих способностей, профессиональное самосовершенствование;

Профессионально-педагогическуюкультуру специалиста наряду с вышеуказанными знаниями и навыками определяют:

· понимание зависимости эффективности процесса труда и его результатов от сформированности ряда педагогических способностей всех участников производственного процесса;

· знание педагогических основ управления и повышения качества производства;

· понимание и управление педагогическими возможностями различных условий трудовой деятельности, умение их учитывать при решении профессиональных задач и выполнении функций управления;

· умение использовать педагогический инструментарий (средства, методы, приемы, технологии) для решения производственных задач, проведения учебных занятий и семинаров с персоналом по профессиональным проблемам.

Вышепредставленная совокупность знаний и умений характеризует психолого-педагогическую культуру специалиста любой отрасли. Она формируется посредством освоения студентами системы социально-гуманитарных предметов, в том числе психолого-педагогических дисциплин, среди которых первостепенное место отводится курсам «Основы психологии и педагогики» (ступень бакалавриата), «Педагогика и психология высшей школы» (ступень магистратуры). Средством эффективного формирования у студентов психолого-педагогической компетентности выступает реализация личностно-ориентированных технологий в образовательном процессе, предполагающих использование активных, проектно-исследовательских форм и методов обучения, которые обеспечивают овладение будущими специалистами не только знаниями, но и способами профессионального мышления и деятельности, а так же стимулируют их к саморазвитию и самосовершенствованию. Важными факторами развития психолого-педагогической культуры студентов являются комплексное воздействие на них учебных и внеаудиторных форм и методов обучения, активное включение их в социально-значимую работу (волонтерские бригады, клубы по интересам, летние отряды и др.), которые направлены на формирование у будущих специалистов ценных социально-педагогических умений и навыков. Изучение курсов психологии и педагогики в системе профессионального образования на разных ступенях не может быть абсолютно стандартным и должно осуществляться дифференцированно. Содержание психолого-педагогической подготовки студентов определяется, прежде всего, требованиями их будущей профессиональной деятельности. Можно в самом общем виде выделить четыре группы профессий и соответственно им четыре основных вида психолого-педагогической подготовки студентов.1

Первый вид — обязательная минимальная психо­логическая и педагогическая подготовка. Она необходима любому человеку для осуществления профессиональной деятельно­сти. Нет таких людей и профессий, которые не были бы связаны в определенной степени с вопросами и проблемами психологи­ческой и педагогической природы, не оказывали то или иное психологическое и педагогическое влияние на других людей. Именно реализации этой объективной связи и влияния на окружающих от­вечает минимальная подготовка студентов по основам психологии и педагогики.

Второй вид –углубленная функциональная психо­логическая и педагогическая подготовка. Есть немало профессий, которые наряду со специальными функциями реализуют и психоло­гическую или педагогическую функцию. Реализация психолого-педагогической функции предполагает проведение в профессиональной деятельности особой работы, ори­ентированной на достижение определенного психологического или (и) педагогического результата, который выступает необходимым условием достижения высоких показателей. Кроме того, эта функция имеет и самостоятельную социальную, гуманную, личностную ценность; она объективно необходима в политической, управленческой, юридической, социальной деятельности, работе с персоналом, в средствах массовой информа­ции и печати, маркетинговой, рекламной деятельности и многих других. Например, не случайно в медицинских образовательных учреждениях изучается дополни­тельно медицинская психология; в образова­тельных учреждениях России юридического профиля с 1907 г. изучается помимо общей психологии еще и юридическая, а в некоторых – еще и юридическая педагогика. В любой профессиональной деятельности необходимо видеть человека и проявлять к нему не абстрактно-технологический подход (т. е. не относиться к нему как к инструменту, средству для достижения личных и профессиональных целей), а личностно-ориентированный, т.е. как к личности, требующей понимания, уважения и учета ее интересов. Эта углубленная функциональная психолого-педагогическая подготовка осуществляется посредством освоения студентами непедагогических специальностей дополнительных спецкурсов по психологии и педагогике.

Третий вид – дополнительная образовательнаяпсихологическая или педагогическая подготовка. Существуют профессии, которые по названию не являются психологическими или педагогическими, но по главным профессиональным целям и задачам, принципам и методам работы, определяются по существу как психологиче­ские или педагогические. К ним следует отнести, например, преподавателей высшей школы, учебно-вспомогательный персонал в вузах, некоторых работников кадровых служб, работников профилактических учреждений, правоохранитель­ных органов и др. Неотъемлемой составной частью их образования должна стать серьезная психолого-педагогическая подготовка, которая осуществляется через овладение студентами на ступени магистратуры обязательного курса «Педагогика и психология высшей школы», а также через получение будущими специалистами дополнительного педагогического образования.

Четвертый вид –основное (базовое) психологиче­ское или педагогическое образование. Оно необходимо специали­стам с высшим образованием, занимающимся профессионально психологической или педагогической деятельностью. Это учителя, воспитатели дошкольных и иных учреждений, психологи, социальные педагоги и работники, консультанты и эксперты по проблемам психологии и педагогики, сотрудники психологиче­ских и педагогических служб, научно-исследовательских учреждений системы образования. Профессиональная психологическая и педагогическая подготовка студентов осуществляется по учебным планам специальностей «Психолог», «Преподаватель».

Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения

1. Обоснуйте необходимость и актуальность формирования психолого-педагогической культуры личности для решения проблем жизни и профессиональной деятельности в современных условиях?

2. В чем заключается сущность психологической культуры специалиста-выпускника высшей школы?

3. Охарактеризуйте педагогическую культуру специалиста-выпускника высшей школы?

4. Раскройте связи своей будущей профессиональной деятельности с вопросами психологии и педагогики.

5. Какие виды психолого-педагогической подготовки студентов можно выделить? Охарактеризуйте их.

6. Какой вид психолого-педагогической подготовки, по Вашему мнению, необходим в Вашей профессии?

Наши рекомендации