Библиографическое описание издания
(ГОСТ 7.1-84.- М.: Изд-во стандартов, 1984.- 75 с.)
Собрание сочинений
Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения /Редкол.:М.И.Кондаков и др.- М.: Педагогика, 1985.- 493 с.
Статья в периодическом издании
Васильев Ю.В. Педагогический труд и его организация //Новые исследования в пед. науках /АПН СССР.- 1984.- N 2.- С.3-7.
Зуев Д.Д. Учебная книга - источник становления личности школьника //Педагогика.- 1995.- N 1.- С.3-10.
Davydov V. V., Nikandrov N. D. Bildung und Erziehung in der Sowietunion in den neunziger Jahren // Bildung und Erziehung.- 1991.- 44. Jg.- Heft 2.- S.167-175.
Статья в энциклопедии
Гроздецкий Г.А. Гипнопедия // Большая Советская Энциклопедия. - 3-е изд.- 1977.- Т.26.- С. 426-427.
Статья в книге
Дрыгин В.И., Дрыгина В.С. Научное мировоззрение - духовно-нравственная основа формирования нового человека // Научно-техническая революция и формирование нового человека.- Саратов: Саратовское пед. общество, 1980.- С. 16-37.
Эллис А. Как научить ребенка мыслить //Перспективы гуманитарного образования в средней школе: Доклады Российско-Американской конференции /Под ред.М.С.Мацковского и Р.Шейермана.-М.: Международный центр общечеловеческих ценностей, 1992.-С.47-62.
Книга
Харчев А.Г. Брак и семья в СССР.- М.: Мысль, 1979.- 367 с.
Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих: Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1990.- 191 с.
Ferchhoff W. Kindheit am Ende des 20. Jahrhunderts // Pedagogik und Schulalltag.- 1994.- Jg.49.- N2. - S.192-208.
Woods P. Critical events in teaching and learning.- London: The Falmer Press, 1993.- 176 p.
Автореферат
Карапетян И. К. Развитие знаний о предмете педагогики как науки: Автореф.дис....канд. пед. наук.- М., 1994.- 18 с.
Диссертация
Комарова Н.М. Развитие кибернетической педагогики в ФРГ (1960-е - 1990-е годы): Дис.... канд.пед.наук.- М., 1995.- 100 с.
Учебник
Шахмаев Н.М. и др. Физика: Учеб. для 9 кл. сред. шк. -М.: Просвещение, 1990.- 239 с.
Martin E. Didaktik der sozialpaedagogischen Arbeit.-2. Auflage.- Weinheim: Juventa, 1992.- 200 S.
Учебное пособие
Hierdeis H., Hug Th. Paedagogische Alltagstheorien underziehungswissenschaftliche Theorien: Ein Studienbuch zur Einfuehrung.- Bad Heilbrunn: Klinkhardt, 1992.- 183 S.
Депонированная научная работа
Спиридонова В.И. Понятие свободы у М.Крозы и его критика /МГУ им. М.В.Ломоносова. - М., 1984. - 24с. - Деп. в ИНИОН АН СССР 27.09.84, N 18391.
Коллективная монография под редакцией, без авторов
Психологические проблемы деятельности школьника /АН СССР. Ин-т психологии; Под ред. Б.Ф.Ломова, Ю.М.Забродина.- М., 1985. - 232с.
Ethics applied /Ed.by Michael L.Richardson, Karen K.White (St.Petersburg Junior College, USA).- New York et al.: McGraw-Hill, 1993.- 756 p.
Сборник с редактором
Формирование личности : проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьников /Под ред. Г.Н.Филонова.- М.: Педагогика, 1983.- 256 с.
Сборник с составителем и редактором
Воспитание детей в игре / Сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик; Под. ред. Д.В.Менжерицкой.- М.: Просвещение, 1979.- 175с.
Статья в Ученых записках
Смородина З.Н. Деятельность Н.К.Крупской в Государственной комиссии по просвещению //Учен. зап./ Моск. гос. пед. ин-т им. Ленина.- 1971.- Т. 439.- С. 58-83.
Статья в Известиях
Горбачева А.А. К вопросу формирования оценки и самооценки у детей // Изв. АПН РСФСР.- 1948.- Вып. 18. - С. 3-26.
Приложения.
После списка литературы приводятся приложения. Приложения оформляются на отдельных листах, причем каждое из них должно иметь тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись: «Приложение» с указанием его порядкового номера. На пример: «Приложение I», «Приложение II» и т.д.
В приложении помещаются анкеты, протоколы наблюдений, детские работы, конспекты уроков и т.д.
СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ЕГО ПОСТРОЕНИЕ И СТРУКТУРА.
ПЛАН:
1. Строение и функции методологии психолого-педагогического исследования.
2. Уровни методологического знания.
3. Методологический подход в психолого-педагогическом исследовании.
4. Построение педагогического исследования.
5. Структура педагогического исследования.
Вопросы для обсуждения.
Оцените, насколько доступны рядовому педагогу все выделяемые источники исследовательского поиска и при каких условиях их использование наиболее эффективно.
Исторический опыт функционирования системы образования, педагогические концепции прошлого;
Социальный заказ;
Собственное развитие педагогического процесса;
Прикладные достижения смежных с педагогикой наук (психологии, социологии, медицины, биологии, права и т.д.);
Развивающиеся общенаучные знания.
5. Можно ли черпать проблематику педагогического исследования только из практического опыта?
6. Какие источники обновления образования можно обнаружить в социальной среде?
7. Какие прикладные достижения смежных с педагогикой наук являлись и являются источником педагогических исследований?
ЛИТЕРАТУРА:
1. Брызгалова С.И. Научно-педагогическое исследование. Калининград, 1996.
2. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М.,1982.
3. Внедрение достижений педагогики в практику школы/ Под ред.В.Е.Гмурмана. М.,1981.
4. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М.1984.
5. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М.,1982.
6. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.,2001.
7. Скаткин М.Н. «Методология и методика педагогических исследований» М.1986.
8. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.
9. Методы педагогических исследований/ Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. – М.,1979.
10. Методологические проблемы развития педагогической науки. /Под ред. П.Р. Атутова. М., 1985.
ТЕМА 2. ИЗУЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГРЧЕСКОГО ОПЫТА.
ПЛАН:
5. Понятия «педагогический опыт» и «передовой педагогический опыт».
6. Изучение опыта в педагогической деятельности.
7. Анализ и обобщение педагогического опыта.
8. Распространение педагогического опыта.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
4. В чем различие между новаторством и прожектерством, новаторством и мастерством?
5. Говорят, что новое в педагогике – это хорошо забытое старое. Согласны ли вы с таким утверждением?
6. Почему у педагогов - новаторов появляются не только сторонники, но и противники?
ЛИТЕРАТУРА:
5. Брызгалова С.И. Научно-педагогическое исследование. Калининград, 1996.
6. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986.
7. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.
8. Методологические проблемы развития педагогической науки. /Под ред. П.Р. Атутова. М., 1985.
ТЕМА 3. ВЫБОР ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ЕЕ АКТУАЛЬНОСТИ.
ПЛАН:
1. Объективные связи педагогических явлений.
2. Выявление проблемы исследования. Выбор темы исследования.
3. Ведущая идея.
4. Актуальность исследования.
5. Объект и предмет исследования.
Вопросы для обсуждения:
1. Проведите примерную конкретизацию следующих тем педагогического исследования:
а) роль учебной мотивации в развитии творческой деятельности учащихся;
б) развитие интеллектуальной одаренности в детском возрасте;
в) проблема оценки результатов обучения;
г) сотрудничество педагога и ученика в учебном процессе.
2. Определите объект и предмет исследования по следующим темам:
Тема: Взаимосвязь эмоционального и интеллектуального компонентов в процессе усвоения знаний младшими школьниками.
Тема: Учет особенностей мышления школьников при осуществлении индивидуального подхода в обучении
Тема: преодоления неуспеваемости школьников через формирование учебно-познавательных мотивов учения.
Тема: Педагогические условия формирования гуманных отношений у детей 6 лет через художественную литературу
3. Как может быть сформулирована тема исследования, в которой выделен следующий предмет:
Предмет исследования:задания учебника и их влияние на развитие познавательной активности младших школьников.
Предметом является агрессивные проявления дошкольников и коррекционная работа по их устранению
Предмет исследования: русские народные традиции как средство формирования гуманного отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования: психогимнастика как метод коррекции психического инфантилизма у детей старшего дошкольного возраста.
ЛИТЕРАТУРА:
8. Скаткин М.Н. «Методология и методика педагогических исследований» М.1986.
9. Внедрение достижений педагогики в практику школы/ Под ред.В.Е.Гмурмана. М.,1981.
10. Методы педагогических исследований/ Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. – М.,1979.
11. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М.1984.
12. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М.,1982.
13. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М.,1980.
14. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М.,1982.
ТЕМА 4 ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ПЛАН:
1. Определение цели исследования.
2. Постановка задач.
3. Формулировка гипотезы;
4. Выводы.
Вопросы для обсуждения:
1.Как соотносятся в педагогическом исследовании цель и задачи?
2. Попробуйте определить цель и задачи исследования по следующей теме: «Учет особенностей мышления школьников при осуществлении индивидуального подхода в обучении»
3. Подвергните критическому анализу следующие гипотезы из дипломных работ:
«Гипотезой нашего исследования явилось предположение о том, что учет условий жизнедеятельности и приоритетное развитие координационных способностей первоклассников в ходе учебных занятий по физической культуре повысят в целом эффективность процесса их физического воспитания».
ТЕМА 5. Логика исследования и его основные этапы. Взаимосвязь основных методологических характеристик исследования
ПЛАН:
1. Логика психолого-педагогического исследования.
2. Этапы исследования.
3. План изложения результатов исследования
4. Взаимосвязь методологических характеристик исследования.
Вопросы для обсуждения:
1. В каких случаях при реализации исследовательского проекта следует отступить от заранее намеченных планов?
2.
ТЕМА 6.МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. РАБОТА НАД ЛИТЕРАТУРНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ
5. Определение методов исследования
6. Изучение психолого-педагогической литературы.
7. Теоретические методы в педагогическом исследовании.
8. Эмпирические методы в педагогическом исследовании.
ТЕМА 7. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ПЛАН:
1. Метод наблюдения
2. Метод беседы
3. Метод интервью
4. Анкетирование.
Литература:
3. Полонский В.М. Исследование в педагогике // Рос. Пед. Энциклопедия: В 2 т. – 1995. – Т.1.
4. Скалькова Я. и др. Методология и методы педагогического исследования/ Пер. с чеш. –М., 1989.
ТЕМА 8. ПСИХОДИАГНОСТИКА
ПЛАН:
Вопросы для обсуждения:
1. Разграничьте понятия: критерии, показатели, диагностические методы.
ТЕМА 9. ЭКСПЕРИМЕНТ
ПЛАН:
4. Виды педагогических экспериментов.
5. Логике проведения эксперимента
6. Этапы экспериментальной работы
ТЕМА 10. МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
ПЛАН:
1. Метод абстрагирования
2. Анализ
3. Синтез
4. Моделирование как метод исследования.
ЗАДАНИЕ 1
1. Проведите примерную конкретизацию следующей темы педагогического исследования:
роль учебной мотивации в развитии творческой деятельности учащихся;
2.Определите объект и предмет исследования по следующей теме:
«Преодоления неуспеваемости младших школьников через формирование учебно-познавательных мотивов учения».
3. Как может быть сформулирована тема исследования, в которой выделен следующий предмет:
Предметом является игра, как средство коррекции агрессивных проявления младших школьников.
ЗАДАНИЕ 2
1. Проведите примерную конкретизацию следующей темы педагогического исследования:
развитие интеллектуальной одаренности в детском возрасте;
2. Определите объект и предмет исследования по следующей теме:
«Взаимосвязь эмоционального и интеллектуального компонентов в процессе усвоения знаний младшими школьниками».
3. Как может быть сформулирована тема исследования, в которой выделен следующий предмет:
Формирование гуманного отношения к природе у младших школьников через ознакомление с русскими народными традициями.
ЗАДАНИЕ 3
1. Проведите примерную конкретизацию следующей темы педагогического исследования:
проблема оценки результатов обучения;
2. Определите объект и предмет исследования по следующей теме:
Тема: Учет особенностей мышления младших школьников при осуществлении индивидуального подхода в обучении
3. Как может быть сформулирована тема исследования, в которой выделен следующий предмет:
Предметом исследования: психогимнастика как метод коррекции психического инфантилизма у детей старшего дошкольного возраста.
ЗАДАНИЕ 4
1. Проведите примерную конкретизацию следующей темы педагогического исследования:
сотрудничество педагога и ученика в учебном процессе.
2. Определите объект и предмет исследования по следующей теме:
Тема: Педагогические условия формирования гуманных отношений у детей 6 лет через художественную литературу
3.Как может быть сформулирована тема исследования, в которой выделен следующий предмет:
Предмет исследования: задания учебника и их влияние на развитие познавательной активности младших школьников.
ЗАДАНИЕ 5.
1. Проведите примерную конкретизацию следующей темы педагогического исследования:
Формирование коммуникативных умений будущего учителя.
2. Определите объект и предмет исследования по следующей теме:
«Развитие эмпатии будущего учителя в процессе изучения педагогических дисциплин».
3. Как может быть сформулирована тема исследования, в которой выделен следующий предмет:
вопрос учителя на уроке как средство развития младших школьников.
ЗАДАНИЕ 6.
1. Проведите примерную конкретизацию следующей темы педагогического исследования:
Формирование готовности учащихся к самоконтролю
2. Определите объект и предмет исследования по следующей теме:
«Развитие профессиональной иноязычной компетенции будущего специалиста при многоуровневом обучении в современном вузе»
3. Как может быть сформулирована тема исследования, в которой выделен следующий предмет:
дидактические условия изучения студентами педагогических дисциплин, способствующие формированию у них готовности к реализации эмоционально-ценностного компонента начального образования.
ЗАДАНИЕ 7.
1.Проведите примерную конкретизацию следующей темы педагогического исследования:
Формирование гуманистических понятий у студентов
2. Определите объект и предмет исследования по следующей теме: «Педагогические условия подготовки студентов к приобщению детей дошкольного возраста к эстетическим ценностям».
3.Как может быть сформулирована тема исследования, в которой выделен следующий предмет:
организационно-педагогические условия подготовки горных инженеров в системе высшего образования, способствующие формированию у них готовности к использованию иностранного языка в профессиональной деятельности.
ЗАДАНИЕ 8.
1.Проведите примерную конкретизацию следующей темы педагогического исследования:
Развитие оперативного мышления будущего учителя
2.Определите объект и предмет исследования по следующей теме: «Организационно-педагогические условия формирования готовности будущих инженеров к использованию иностранного языка в профессиональной деятельности».
3.Как может быть сформулирована тема исследования, в которой выделен следующий предмет:
совокупность педагогических условий, обеспечивающих подготовку студентов к приобщению дошкольников к эстетическим ценностям.
ЗАДАНИЕ 9.
1.Проведите примерную конкретизацию следующей темы педагогического исследования:
Применение информационных технологий в обучении
2.Определите объект и предмет исследования по следующей теме: Дидактические условия формирования готовности студентов педвуза к реализации эмоционально-ценностного компонента
в начальном образовании
3.Как может быть сформулирована тема исследования, в которой выделен следующий предмет: педагогические приемы работы с художественным текстом, как условие формирования нравственных понятий у младших школьников.
ЗАДАНИЕ 10.
1.Проведите примерную конкретизацию следующей темы педагогического исследования:
Формирование умений интегративного характера у будущих учителей
2.Определите объект и предмет исследования по следующей теме: «Дидактические основы реализации эмоционально-ценностного компонента в начальном обучении»
3.Как может быть сформулирована тема исследования, в которой выделен следующий предмет: использование коллективных форм учебной работы с целью формирования межличностных отношений младших школьников.
ЗАДАНИЕ 11.
1.Проведите примерную конкретизацию следующей темы педагогического исследования:
Экологическое образование студентов
2.Определите объект и предмет исследования по следующей теме: «Коррекция агрессивных проявлений младших школьников через игру».
3.Как может быть сформулирована тема исследования, в которой выделен следующий предмет: эмоционально-ценностный компонент как часть целостного процесса начального образования.
ЗАДАНИЕ 12.
1.Проведите примерную конкретизацию следующей темы педагогического исследования:
Создание культурно-образовательной среды
2.Определите объект и предмет исследования по следующей теме:
Формирование духовных ценностей у младших школьников через ознакомление с православной культурой
3.Как может быть сформулирована тема исследования, в которой выделен следующий предмет: совокупность заданий эмоционального содержания, направленных на формирование коммуникативных умений младших школьников.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Анастази А. Психологическое тестирование. –М.,1982.
2. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М.,1982.
3. Брызгалова С.И. Научно-педагогическое исследование. Калининград, 1996.
4. Бурдин К.С., Веселов П.В. как оформить научную работу: Метод.пос. – М.: Высш.шк., 1972.
5. Внедрение достижений педагогики в практику школы/ Под ред. В.Е. Гмурмана. М.,1981.
6. Гласс Дж.,Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии /Пер. с англ. Под общ. ред. Ю.П. Адлера. –М.,1976.
7. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. –М.,1989.
8. Демидова А.К. Пособие по русскому языку: Научный стиль речи: Оформление научной работы: Учеб.пос. – М.:Рус.яз.,1991.
9. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М.1984.
10. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М.,1982.
11. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М.,1980.
12. Загвязинский В.И., Атаханов Р. методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.:Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.
13. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.
14. Кузьмина Л.В. Психологическое исследование. –СПб., 1996.
15. Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. –М.; воронеж,1996.
16. Маслов С.И. Выполнние студентами научно-исследовательской работы по педагогике: Методические рекомендации для студентов. – Тула: Изд-во Тулгоспедуниверситет им. Л.Н.Толстого, 2001.
17. Методологические проблемы развития педагогической науки. /Под ред. П.Р. Атутова. М., 1985.
18. Методы педагогических исследований/ Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. – М.,1979.
19. Методы системного педагогическргр исследования / Под ред. Н.В. Кузьминой. – Л.,1980.
20. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М.,1987.
21. Полонский В.М. Исследование в педагогике // Рос. Пед. Энциклопедия: В 2 т. – 1995. – Т.1.
22. Психологическая диагностика: Учеб. пособие / под ред. К.М.Гуревича и Е.М.Борисовой. – М.,1997.
23. Скалькова Я. и др. Методология и методы педагогического исследования/ Пер. с чеш. –М., 1989.
24. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986.
25. Эксперимент в школе: организация и управление/Под ред. М.М.Поташника. – М.,1991.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Теоретические вопросы
1. Методология педагогики: определение, задачи, уровни и функции.
2. Основные признаки методологии в педагогическом исследовании.
3. Методологические требования к проведению психолого-педагогических исследований.
4. Терминология в психологии и педагогике.
5. Компоненты научного аппарата психолого-педагогического исследования. Противоречия как основные критерии существования проблемы исследования.
6. Цель, объект, предмет как методологическая характеристика. Их взаимосвязь.
7. Логика исследования. Гипотеза и задачи исследования.
8. Классификация методов психолого-педагогических исследований.
9. Теоретические методы психолого-педагогического исследования. Анализ литературы по проблеме.