Библиографическое описание издания

(ГОСТ 7.1-84.- М.: Изд-во стандартов, 1984.- 75 с.)

Собрание сочинений

Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения /Редкол.:М.И.Кондаков и др.- М.: Педагогика, 1985.- 493 с.

Статья в периодическом издании

Васильев Ю.В. Педагогический труд и его организация //Новые исследования в пед. науках /АПН СССР.- 1984.- N 2.- С.3-7.

Зуев Д.Д. Учебная книга - источник становления личности школьника //Педагогика.- 1995.- N 1.- С.3-10.

Davydov V. V., Nikandrov N. D. Bildung und Erziehung in der Sowietunion in den neunziger Jahren // Bildung und Erziehung.- 1991.- 44. Jg.- Heft 2.- S.167-175.

Статья в энциклопедии

Гроздецкий Г.А. Гипнопедия // Большая Советская Энциклопедия. - 3-е изд.- 1977.- Т.26.- С. 426-427.

Статья в книге

Дрыгин В.И., Дрыгина В.С. Научное мировоззрение - духовно-нравственная основа формирования нового человека // Научно-техническая революция и формирование нового человека.- Саратов: Саратовское пед. общество, 1980.- С. 16-37.

Эллис А. Как научить ребенка мыслить //Перспективы гуманитарного образования в средней школе: Доклады Российско-Американской конференции /Под ред.М.С.Мацковского и Р.Шейермана.-М.: Международный центр общечеловеческих ценностей, 1992.-С.47-62.

Книга

Харчев А.Г. Брак и семья в СССР.- М.: Мысль, 1979.- 367 с.

Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих: Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1990.- 191 с.

Ferchhoff W. Kindheit am Ende des 20. Jahrhunderts // Pedagogik und Schulalltag.- 1994.- Jg.49.- N2. - S.192-208.

Woods P. Critical events in teaching and learning.- London: The Falmer Press, 1993.- 176 p.

Автореферат

Карапетян И. К. Развитие знаний о предмете педагогики как науки: Автореф.дис....канд. пед. наук.- М., 1994.- 18 с.

Диссертация

Комарова Н.М. Развитие кибернетической педагогики в ФРГ (1960-е - 1990-е годы): Дис.... канд.пед.наук.- М., 1995.- 100 с.

Учебник

Шахмаев Н.М. и др. Физика: Учеб. для 9 кл. сред. шк. -М.: Просвещение, 1990.- 239 с.

Martin E. Didaktik der sozialpaedagogischen Arbeit.-2. Auflage.- Weinheim: Juventa, 1992.- 200 S.

Учебное пособие

Hierdeis H., Hug Th. Paedagogische Alltagstheorien underziehungswissenschaftliche Theorien: Ein Studienbuch zur Einfuehrung.- Bad Heilbrunn: Klinkhardt, 1992.- 183 S.

Депонированная научная работа

Спиридонова В.И. Понятие свободы у М.Крозы и его критика /МГУ им. М.В.Ломоносова. - М., 1984. - 24с. - Деп. в ИНИОН АН СССР 27.09.84, N 18391.

Коллективная монография под редакцией, без авторов

Психологические проблемы деятельности школьника /АН СССР. Ин-т психологии; Под ред. Б.Ф.Ломова, Ю.М.Забродина.- М., 1985. - 232с.

Ethics applied /Ed.by Michael L.Richardson, Karen K.White (St.Petersburg Junior College, USA).- New York et al.: McGraw-Hill, 1993.- 756 p.

Сборник с редактором

Формирование личности : проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьников /Под ред. Г.Н.Филонова.- М.: Педагогика, 1983.- 256 с.

Сборник с составителем и редактором

Воспитание детей в игре / Сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик; Под. ред. Д.В.Менжерицкой.- М.: Просвещение, 1979.- 175с.

Статья в Ученых записках

Смородина З.Н. Деятельность Н.К.Крупской в Государственной комиссии по просвещению //Учен. зап./ Моск. гос. пед. ин-т им. Ленина.- 1971.- Т. 439.- С. 58-83.

Статья в Известиях

Горбачева А.А. К вопросу формирования оценки и самооценки у детей // Изв. АПН РСФСР.- 1948.- Вып. 18. - С. 3-26.

Приложения.

После списка литературы приводятся приложения. Приложения оформляются на отдельных листах, причем каждое из них должно иметь тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись: «Приложение» с указанием его порядкового номера. На пример: «Приложение I», «Приложение II» и т.д.

В приложении помещаются анкеты, протоколы наблюдений, детские работы, конспекты уроков и т.д.

СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ЕГО ПОСТРОЕНИЕ И СТРУКТУРА.

ПЛАН:

1. Строение и функции методологии психолого-педагогического исследования.

2. Уровни методологического знания.

3. Методологический подход в психолого-педагогическом исследовании.

4. Построение педагогического исследования.

5. Структура педагогического исследования.

Вопросы для обсуждения.

Оцените, насколько доступны рядовому педагогу все выделяемые источники исследовательского поиска и при каких условиях их использование наиболее эффективно.

Исторический опыт функционирования системы образования, педагогические концепции прошлого;

Социальный заказ;

Собственное развитие педагогического процесса;

Прикладные достижения смежных с педагогикой наук (психологии, социологии, медицины, биологии, права и т.д.);

Развивающиеся общенаучные знания.

5. Можно ли черпать проблематику педагогического исследования только из практического опыта?

6. Какие источники обновления образования можно обнаружить в социальной среде?

7. Какие прикладные достижения смежных с педагогикой наук являлись и являются источником педагогических исследований?

ЛИТЕРАТУРА:

1. Брызгалова С.И. Научно-педагогическое исследование. Калининград, 1996.

2. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М.,1982.

3. Внедрение достижений педагогики в практику школы/ Под ред.В.Е.Гмурмана. М.,1981.

4. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М.1984.

5. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М.,1982.

6. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.,2001.

7. Скаткин М.Н. «Методология и методика педагогических исследований» М.1986.

8. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.

9. Методы педагогических исследований/ Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. – М.,1979.

10. Методологические проблемы развития педагогической науки. /Под ред. П.Р. Атутова. М., 1985.

ТЕМА 2. ИЗУЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГРЧЕСКОГО ОПЫТА.

ПЛАН:

5. Понятия «педагогический опыт» и «передовой педагогический опыт».

6. Изучение опыта в педагогической деятельности.

7. Анализ и обобщение педагогического опыта.

8. Распространение педагогического опыта.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

4. В чем различие между новаторством и прожектерством, новаторством и мастерством?

5. Говорят, что новое в педагогике – это хорошо забытое старое. Согласны ли вы с таким утверждением?

6. Почему у педагогов - новаторов появляются не только сторонники, но и противники?

ЛИТЕРАТУРА:

5. Брызгалова С.И. Научно-педагогическое исследование. Калининград, 1996.

6. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986.

7. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.

8. Методологические проблемы развития педагогической науки. /Под ред. П.Р. Атутова. М., 1985.

ТЕМА 3. ВЫБОР ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ЕЕ АКТУАЛЬНОСТИ.

ПЛАН:

1. Объективные связи педагогических явлений.

2. Выявление проблемы исследования. Выбор темы исследования.

3. Ведущая идея.

4. Актуальность исследования.

5. Объект и предмет исследования.

Вопросы для обсуждения:

1. Проведите примерную конкретизацию следующих тем педагогического исследования:

а) роль учебной мотивации в развитии творческой деятельности учащихся;

б) развитие интеллектуальной одаренности в детском возрасте;

в) проблема оценки результатов обучения;

г) сотрудничество педагога и ученика в учебном процессе.

2. Определите объект и предмет исследования по следующим темам:

Тема: Взаимосвязь эмоционального и интеллектуального компонентов в процессе усвоения знаний младшими школьниками.

Тема: Учет особенностей мышления школьников при осуществлении индивидуального подхода в обучении

Тема: преодоления неуспеваемости школьников через формирование учебно-познавательных мотивов учения.

Тема: Педагогические условия формирования гуманных отношений у детей 6 лет через художественную литературу

3. Как может быть сформулирована тема исследования, в которой выделен следующий предмет:

Предмет исследования:задания учебника и их влияние на развитие познавательной активности младших школьников.

Предметом является агрессивные проявления дошкольников и коррекционная работа по их устранению

Предмет исследования: русские народные традиции как средство формирования гуманного отношения к природе у детей младшего школьного возраста.

Предметом исследования: психогимнастика как метод коррекции психического инфантилизма у детей старшего дошкольного возраста.

ЛИТЕРАТУРА:

8. Скаткин М.Н. «Методология и методика педагогических исследований» М.1986.

9. Внедрение достижений педагогики в практику школы/ Под ред.В.Е.Гмурмана. М.,1981.

10. Методы педагогических исследований/ Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. – М.,1979.

11. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М.1984.

12. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М.,1982.

13. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М.,1980.

14. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М.,1982.

ТЕМА 4 ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ПЛАН:

1. Определение цели исследования.

2. Постановка задач.

3. Формулировка гипотезы;

4. Выводы.

Вопросы для обсуждения:

1.Как соотносятся в педагогическом исследовании цель и задачи?

2. Попробуйте определить цель и задачи исследования по следующей теме: «Учет особенностей мышления школьников при осуществлении индивидуального подхода в обучении»

3. Подвергните критическому анализу следующие гипотезы из дипломных работ:

«Гипотезой нашего исследования явилось предположение о том, что учет условий жизнедеятельности и приоритетное развитие координационных способностей первоклассников в ходе учебных занятий по физической культуре повысят в целом эффективность процесса их физического воспитания».

ТЕМА 5. Логика исследования и его основные этапы. Взаимосвязь основных методологических характеристик исследования

ПЛАН:

1. Логика психолого-педагогического исследования.

2. Этапы исследования.

3. План изложения результатов исследования

4. Взаимосвязь методологических характеристик исследования.

Вопросы для обсуждения:

1. В каких случаях при реализации исследовательского проекта следует отступить от заранее намеченных планов?

2.

ТЕМА 6.МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. РАБОТА НАД ЛИТЕРАТУРНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ

5. Определение методов исследования

6. Изучение психолого-педагогической литературы.

7. Теоретические методы в педагогическом исследовании.

8. Эмпирические методы в педагогическом исследовании.

ТЕМА 7. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ПЛАН:

1. Метод наблюдения

2. Метод беседы

3. Метод интервью

4. Анкетирование.

Литература:

3. Полонский В.М. Исследование в педагогике // Рос. Пед. Энциклопедия: В 2 т. – 1995. – Т.1.

4. Скалькова Я. и др. Методология и методы педагогического исследования/ Пер. с чеш. –М., 1989.

ТЕМА 8. ПСИХОДИАГНОСТИКА

ПЛАН:

Вопросы для обсуждения:

1. Разграничьте понятия: критерии, показатели, диагностические методы.

ТЕМА 9. ЭКСПЕРИМЕНТ

ПЛАН:

4. Виды педагогических экспериментов.

5. Логике проведения эксперимента

6. Этапы экспериментальной работы

ТЕМА 10. МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

ПЛАН:

1. Метод абстрагирования

2. Анализ

3. Синтез

4. Моделирование как метод исследования.

ЗАДАНИЕ 1

1. Проведите примерную конкретизацию следующей темы педагогического исследования:

роль учебной мотивации в развитии творческой деятельности учащихся;

2.Определите объект и предмет исследования по следующей теме:

«Преодоления неуспеваемости младших школьников через формирование учебно-познавательных мотивов учения».

3. Как может быть сформулирована тема исследования, в которой выделен следующий предмет:

Предметом является игра, как средство коррекции агрессивных проявления младших школьников.

ЗАДАНИЕ 2

1. Проведите примерную конкретизацию следующей темы педагогического исследования:

развитие интеллектуальной одаренности в детском возрасте;

2. Определите объект и предмет исследования по следующей теме:

«Взаимосвязь эмоционального и интеллектуального компонентов в процессе усвоения знаний младшими школьниками».

3. Как может быть сформулирована тема исследования, в которой выделен следующий предмет:

Формирование гуманного отношения к природе у младших школьников через ознакомление с русскими народными традициями.

ЗАДАНИЕ 3

1. Проведите примерную конкретизацию следующей темы педагогического исследования:

проблема оценки результатов обучения;

2. Определите объект и предмет исследования по следующей теме:

Тема: Учет особенностей мышления младших школьников при осуществлении индивидуального подхода в обучении

3. Как может быть сформулирована тема исследования, в которой выделен следующий предмет:

Предметом исследования: психогимнастика как метод коррекции психического инфантилизма у детей старшего дошкольного возраста.

ЗАДАНИЕ 4

1. Проведите примерную конкретизацию следующей темы педагогического исследования:

сотрудничество педагога и ученика в учебном процессе.

2. Определите объект и предмет исследования по следующей теме:

Тема: Педагогические условия формирования гуманных отношений у детей 6 лет через художественную литературу

3.Как может быть сформулирована тема исследования, в которой выделен следующий предмет:

Предмет исследования: задания учебника и их влияние на развитие познавательной активности младших школьников.

ЗАДАНИЕ 5.

1. Проведите примерную конкретизацию следующей темы педагогического исследования:

Формирование коммуникативных умений будущего учителя.

2. Определите объект и предмет исследования по следующей теме:

«Развитие эмпатии будущего учителя в процессе изучения педагогических дисциплин».

3. Как может быть сформулирована тема исследования, в которой выделен следующий предмет:

вопрос учителя на уроке как средство развития младших школьников.

ЗАДАНИЕ 6.

1. Проведите примерную конкретизацию следующей темы педагогического исследования:

Формирование готовности учащихся к самоконтролю

2. Определите объект и предмет исследования по следующей теме:

«Развитие профессиональной иноязычной компетенции будущего специалиста при многоуровневом обучении в современном вузе»

3. Как может быть сформулирована тема исследования, в которой выделен следующий предмет:

дидактические условия изучения студентами педагогических дисциплин, способствующие формированию у них готовности к реализации эмоционально-ценностного компонента начального образования.

ЗАДАНИЕ 7.

1.Проведите примерную конкретизацию следующей темы педагогического исследования:

Формирование гуманистических понятий у студентов

2. Определите объект и предмет исследования по следующей теме: «Педагогические условия подготовки студентов к приобщению детей дошкольного возраста к эстетическим ценностям».

3.Как может быть сформулирована тема исследования, в которой выделен следующий предмет:

организационно-педагогические условия подготовки горных инженеров в системе высшего образования, способствующие формированию у них готовности к использованию иностранного языка в профессиональной деятельности.

ЗАДАНИЕ 8.

1.Проведите примерную конкретизацию следующей темы педагогического исследования:

Развитие оперативного мышления будущего учителя

2.Определите объект и предмет исследования по следующей теме: «Организационно-педагогические условия формирования готовности будущих инженеров к использованию иностранного языка в профессиональной деятельности».

3.Как может быть сформулирована тема исследования, в которой выделен следующий предмет:

совокупность педагогических условий, обеспечивающих подготовку студентов к приобщению дошкольников к эстетическим ценностям.

ЗАДАНИЕ 9.

1.Проведите примерную конкретизацию следующей темы педагогического исследования:

Применение информационных технологий в обучении

2.Определите объект и предмет исследования по следующей теме: Дидактические условия формирования готовности студентов педвуза к реализации эмоционально-ценностного компонента

в начальном образовании

3.Как может быть сформулирована тема исследования, в которой выделен следующий предмет: педагогические приемы работы с художественным текстом, как условие формирования нравственных понятий у младших школьников.

ЗАДАНИЕ 10.

1.Проведите примерную конкретизацию следующей темы педагогического исследования:

Формирование умений интегративного характера у будущих учителей

2.Определите объект и предмет исследования по следующей теме: «Дидактические основы реализации эмоционально-ценностного компонента в начальном обучении»

3.Как может быть сформулирована тема исследования, в которой выделен следующий предмет: использование коллективных форм учебной работы с целью формирования межличностных отношений младших школьников.

ЗАДАНИЕ 11.

1.Проведите примерную конкретизацию следующей темы педагогического исследования:

Экологическое образование студентов

2.Определите объект и предмет исследования по следующей теме: «Коррекция агрессивных проявлений младших школьников через игру».

3.Как может быть сформулирована тема исследования, в которой выделен следующий предмет: эмоционально-ценностный компонент как часть целостного процесса начального образования.

ЗАДАНИЕ 12.

1.Проведите примерную конкретизацию следующей темы педагогического исследования:

Создание культурно-образовательной среды

2.Определите объект и предмет исследования по следующей теме:

Формирование духовных ценностей у младших школьников через ознакомление с православной культурой

3.Как может быть сформулирована тема исследования, в которой выделен следующий предмет: совокупность заданий эмоционального содержания, направленных на формирование коммуникативных умений младших школьников.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Анастази А. Психологическое тестирование. –М.,1982.

2. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М.,1982.

3. Брызгалова С.И. Научно-педагогическое исследование. Калининград, 1996.

4. Бурдин К.С., Веселов П.В. как оформить научную работу: Метод.пос. – М.: Высш.шк., 1972.

5. Внедрение достижений педагогики в практику школы/ Под ред. В.Е. Гмурмана. М.,1981.

6. Гласс Дж.,Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии /Пер. с англ. Под общ. ред. Ю.П. Адлера. –М.,1976.

7. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. –М.,1989.

8. Демидова А.К. Пособие по русскому языку: Научный стиль речи: Оформление научной работы: Учеб.пос. – М.:Рус.яз.,1991.

9. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М.1984.

10. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М.,1982.

11. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М.,1980.

12. Загвязинский В.И., Атаханов Р. методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.:Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.

13. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.

14. Кузьмина Л.В. Психологическое исследование. –СПб., 1996.

15. Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. –М.; воронеж,1996.

16. Маслов С.И. Выполнние студентами научно-исследовательской работы по педагогике: Методические рекомендации для студентов. – Тула: Изд-во Тулгоспедуниверситет им. Л.Н.Толстого, 2001.

17. Методологические проблемы развития педагогической науки. /Под ред. П.Р. Атутова. М., 1985.

18. Методы педагогических исследований/ Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. – М.,1979.

19. Методы системного педагогическргр исследования / Под ред. Н.В. Кузьминой. – Л.,1980.

20. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М.,1987.

21. Полонский В.М. Исследование в педагогике // Рос. Пед. Энциклопедия: В 2 т. – 1995. – Т.1.

22. Психологическая диагностика: Учеб. пособие / под ред. К.М.Гуревича и Е.М.Борисовой. – М.,1997.

23. Скалькова Я. и др. Методология и методы педагогического исследования/ Пер. с чеш. –М., 1989.

24. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986.

25. Эксперимент в школе: организация и управление/Под ред. М.М.Поташника. – М.,1991.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

Теоретические вопросы

1. Методология педагогики: определение, задачи, уровни и функции.

2. Основные признаки методологии в педагогическом исследовании.

3. Методологические требования к проведению психолого-педагогичес­ких исследований.

4. Терминология в психологии и педагогике.

5. Компоненты научного аппарата психолого-педагогического исследования. Противоречия как основные критерии существования проблемы исследования.

6. Цель, объект, предмет как методологическая характеристика. Их взаимосвязь.

7. Логика исследования. Гипотеза и задачи исследования.

8. Классификация методов психолого-педагогических исследований.

9. Теоретические методы психолого-педагогического исследования. Анализ литературы по проблеме.

Наши рекомендации