Социально-психологические особенности лич-ности
В процессе взаимодействия и общения происходит взаимовлияние личностей друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений.
Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы, осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения этой действительности, занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.
Развитие личности обусловлено разными факторами: своеобразием физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологическими особенностями, окружающей средой и обществом, сферой деятельности.
Важнейшими факторами формирования личности выступают природно-географическая среда и общество.
Макросреда – общество в совокупности всех его проявлений. Микросреда – группа, микрогруппа, семья ит.д.
Общественно полезная деятельностьформирует важнейшие качества человека.
Социально-психологическая характеристика личности имеет внутреннюю структуру, включающую определенные стороны.
Психологическая стороналичности отражает специфику функционирования ее психических процессов.
Психические процессы– психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.
Мировоззренческая сторонаотражает общественно значимые ее качества, позволяющие занимать достойное место в обществе.
Социально-психологическая сторонаотражает основные качества и характеристики, позволяющие личности играть определенные роли в обществе.
Широкое распространение получило представление о послойной структуре личности (И. Хофман, Д. Браун и др.): внешним слоем являются идеалы, внутренним – инстинктивные влечения. Л. Клягесомпредложена система:
1) материя;
2) структура;
3) движущие силы.
Л. Рубинштейнрассматривает личность в трех планах, таких как:
1) направленность (установки, интересы, потребности);
2) способности;
3) темперамент и характер.
Вслед за Дж. Мидоминтеракционисты выделяют три основных компонента в структуре личности: I, me, self.
Их интерпретация:
1) I(дословно – «я») – это импульсивное, активное, творческое, движущее начало личности;
2)mе (дословно – «меня», т. е. каким меня должны видеть другие) – это рефлексивное нормативное «я»;
3) self(«самость» человека, личность, личностное «я») – совокупность импульсивного и рефлексивного «я», их активное взаимодействие.
Существуют три социально-психологических типа личности. Пикникиадаптируются к социальной среде, отстаивают свои интересы, не входя в конфликт. Атлетикиобщительны и социально активны. Астеникичувствительны к изменению своего статуса, страдают клаустрофобией. Типы высшей нервной деятельности. Сангвиникиотличаются приподнятым настроением, быстрым мышлением. Флегматики –спокойные, удовлетворенные люди. Меланхоликовотличают колебания и осторожность в решениях. Холерики – наиболее конфликтные личности. Действия холериковотличаются резкостью, у них ослаблен инстинкт самосохранения Характеристики личности дополняются ее экстра-вертивностью или интровертивностью. Экстраверсияотличается сосредоточенностью на внешнем мире, принижением личной значимости. Интроверсияхарактеризуется фиксацией на внутреннем мире. Истинкты – генетически фиксированная программа приспособления, самосохранения и продолжения рода. Типы людей по доминированию инстинкта следующие: эгофильный тип(инстинкт самосохранения); генофильный тип(инстинкт продолжения рода); альтруистический тип; исследовательский тип; доминантный тип; либертофильный тип(инстинкт свободы); дигнитофильный тип(инстинкт сохранения достоинства).
Движущие силы психического развития – это противоречия между потребностями личности и внешними обстоятельствами.
Факторы психического развития – то, что определяет жизнедеятельность личности. Факторы психического развития могут быть внешними и внутренними.
Внешнимивыступают окружающая среда и общество, внутренними – биогенетические и физиологические особенности человека и его психики.
Предпосылки психического развития – внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависит уровень психического развития индивида.
Внешниепредпосылки – особенности воспитания человека, внутренние – желание совершенствоваться.
Уровень психического развития – степень и показатели психического развития человека в процессе формирования его личности.
Уровень актуального развития личности – показатель, характеризующий способности человека (навыки и умения личности).
Уровень ближайшего развития личности – показатель того, с чем человек справляется при небольшой помощи.
Основные социально-психологические особенности личности определяются:
1) содержанием и психологической сущностью мировоззрения;
2) степенью целостности и противоречивости мировоззрения и убеждений;
3) степенью осознанности своего места в обществе;
4) характером потребностей и интересов;
5) спецификой соотношения различных личностных качеств.
34.Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность, субъект, человек.
Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы. Уточним эти понятия.
Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек».
Наиболее общим является понятие «человек» — биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сложатся системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта: 1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру; 2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.
Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «индивид» как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие «личность» как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).
Психология учитывает, что личность — не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.
Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.
Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.