Гуманизм – естественный результат мировой эволюции
Ответ на первый вопрос лежит в области теории эволюции, точнее, теории космического эволюционного процесса. На определенном этапе развития Вселенной возникли звезды и планетарные системы. Затем на планете Земля возникла органическая жизнь, которая, усложняясь, привела к возникновению человека вида Homo sapiens, Человека разумного. По данным ученых, около 40 тысяч лет назад, на рубеже верхнего палеолита Человек разумный становится единственным представителем гоминид (человекообразных существ) и заселяет практически всю землю. Его отличительными признаками были прямохождение, освободившее руки для труда, высокое развитие головного мозга, благодаря которому его мышление поднялось от образного до знакового, т.е. сделало возможным речь, накопление и передачу опыта. Человек обладает способностью познавать и изменять мир и самого себя, творить культуру и историю, влиять на состояние окружающей среды и быть планетарным фактором космической жизни.
На первых этапах своего культурного развития человек вел натуральное присваивающее хозяйство, занимаясь в основном охотой и сбором готовых продуктов растительного мира. Однако по мере роста его численности естественные ресурсы истощались, люди сталкивались с трудностями в обеспечении себя пищей. Их давление на живую природу становилось настолько мощным, что в период 5 – 10 тыс. лет назад исчезли многие виды животных, и перед человеком встала проблема своего дальнейшего выживания. Именно в это время произошла так называемая неолитическая революция. В период нового каменного века (неолита – 8 – 3 тыс. лет. до н. э.) происходит переход от присваивающего хозяйства к производящему, т.е. к скотоводству и земледелию. Сейчас трудно сказать, чему в большей степени обязан древний человек тем, что нашел выход из критического положения: случаю и стихии либо разуму и сознательному поиску новых способов существования. Но именно революция в образе жизни позволила людям выжить и продолжить свою земную историю.
Преодолев первый глобальный кризис, человечество вступило на путь медленной культурной эволюции, переходя от первобытнообщинного образа жизни к коллективно-деспотическим или коммунально-социалистическим формам социального устройства. При этом господствующими способами мышления и соответственно типами мировоззрения были сначала магия, а потом религия.
Магическое сознание – это комплекс нерасчлененных верований, представлений, культов и обрядов. Его специфика состоит в вере в то, что миром правят сверхъестественные силы (духи, души, боги) и что человек, обладающий сверхъестественными способностями (маг, колдун, шаман и т.д.), способен общаться с этими силами и воздействовать на людей и природу.
Необходимой особенностью этого мышления, предопределенной его неразвитостью и связанной с этим ориентацией на веру, была его консервативность, закрытость, замкнутость на обряды, обычаи и предания, его нечувствительность к опыту. Иными словами, человек той культуры в минимальной степени руководствовался объективными данными о мире, логикой и разумом. Еще одной особенностью магического сознания, тесно связанной с только что описанными, был его социоцентизм или коммунальность (от лат. communis – общий). Именно род, направляемый духами его предков и их жрецами, определял образ жизни и картину мира индивида. Человек не мыслил себя вне той общности, в которой жил; он, по сути, не обладал сколько-нибудь развитым чувством самосознания и отождествлял свою жизнь с жизнью общины, рода.
Но это не значит, что человек первобытной культуры, не будучи личностью в современном смысле слова, не обладал индивидуальным сознанием. Напротив, главные области его жизни, определенные самой потребностью выживания: добывание пищи, охота, война и т.д., – требовали от него сообразительности, наблюдательности, внимания, сноровки… При этом, ввиду того, что жизнь ставит нас, в принципе, в одинаковые природные условия, то и наши способы выживания в них оказываются также, в принципе, одинаковые. Это означает, что индивидуальное сознание людей устроено однотипно. Оно по необходимости ориентировано на общую всем реальность и как таковое имеет у всех людей один и тот же набор качеств, хотя эти качества, способности и дарования выражены у индивидов с различной степенью силы и яркости.
Природное равенство людей, равенство их индивидуальных сознаний являются решающим фактором их равенства друг по отношению к другу, фактором единства человеческого рода. Такого рода равенство составляет первую и исходную предпосылку гуманизма как общечеловеческого мировоззрения, уравнивающего всех людей Земли в их достоинстве, правах и свободах.
Однако природных предпосылок человеческого равенства оказалось недостаточно, чтобы возник гуманизм как коллективное мировоззрение, способное определять характер общественной жизни. Напротив, постепенное разложение первобытных общностей людей, рост имущественного неравенства повлекли за собой социальное неравенство, материальное и духовное подавление человека вождями, жрецами, правящими верхами общества, затем государством и церковью.
Первым прорывом гуманизма в мир общественных отношений стала афинская демократия. Здесь может возникнуть законный вопрос: о каком гуманизме может идти речь в условиях рабовладения – пусть и исторически закономерных? Действительно, то обстоятельство, что права и свободы не считались в античности неотъемлемой прерогативой каждого человека, делает античную демократию в наших глазах неполноценной; возможно, именно это обстоятельство в конце концов и погубило ее. Но все же в ограниченной сфере, т.е. применительно к свободным гражданам Афин или Рима, впервые в истории культуры были выработаны правила жизни, оказавшие решающее воздействие на ход всей человеческой цивилизации. Античный гуманизм включал в себя ряд основополагающих принципов, которые и сегодня составляют его суть. Во-первых, свободный человек получил право иметь собственность, на которую не мог посягнуть никто другой, ни государство, ни общество. Во-вторых, все свободные граждане оказались равными в своих правах и обязанностях перед лицом закона, выше которого никто не мог встать. В афинской демократии, основания которой положили реформы Солона (между 640 и 635 – ок. 559 до н. э.), впервые в истории гуманизм получил свое экономическое, политическое и правовое выражение. Вместе с тем, античная этика воспевала многие из тех добродетелей, которые в целом разделяет современный гуманизм: героизм, мужество, дружбу, воздержание, мудрость и др.
Таким образом, смыслом гуманизма стала выработка таких социальных, т.е. общих принципов экономического, политического и правового общежития, которые бы уравнивали права индивида и общества, давали людям максимум возможностей для их деятельности не просто без ущерба друг для друга, но в итоге на пользу всем, в том числе обществу и государству.
Такое понимание гуманизма стало своего рода первым кодексом гуманистического мировоззрения.
К экономическим принципам гуманизма относится, прежде всего, свобода частного собственника, производителя товарной продукции: право иметь собственность, возможность трудиться, производить и реализовывать продукты своего труда, т.е. продавать, покупать и т.д.
Политический принцип гуманизма составляет демократия, т.е. такое политическое устройство, когда источником власти является сам народ. В процессе свободных выборов граждане формируют органы власти, которые представляют и защищают их интересы и которые им подотчетны. Со своей стороны и граждане подчиняются законным требованиям власти и государства.
К юридическим основам гуманизма относятся законы, которые признают за личностью ряд прав и свобод, гарантируют их и защищают человека в тех случаях, когда эти права и свободы нарушаются кем-то другим или государством; необходимостью гарантий прав граждан определялись в основном и их обязанности. Вводился принцип верховенства закона: перед законом равны все свободные граждане – молодые и старые, богатые и бедные, знатные и простолюдины; равны перед ним индивид, власть и государство. (Архаика античного гуманизма состояла в том, что факт рождения в данном государстве и самого звания человек еще не предполагал гражданства – рабы выводились за рамки прав и свобод, принадлежащих свободным гражданам.)
Этическую основу античного гуманизма составляют базовые принципы этики добродетелей, а также такие ценности, как свобода, дружба, личные достоинства, мужество и героизм, счастье и многое другое, вошедшее в золотой фонд гуманистической морали.
Но если социальным смыслом гуманизма была выработка наилучших, гармоничных и взаимовыгодных отношений между индивидом и обществом, то личностным смыслом гуманизма было нахождение и принятие человеком таких принципов и норм жизни, которые бы обеспечивали ему максимально благоприятные условия для проявления своих потребностей, возможностей и дарований, чтобы его свобода получала наиболее полное творческое и плодотворное выражение, чтобы жизнь была осмысленной, полнокровной и счастливой.
Отсюда и идеал гуманизма. Один – общественный: свободное, демократическое, разумно и справедливо устроенное общество. Второй – личный: свободная, здоровая и творческая личность, обладающая максимумом возможностей, предоставляемых ей ее собственным телом, разумом, волей, способностями, собственностью, так же как и теми природными и социальными обстоятельствами, в которых она находится.
Феномен афинской демократии и в целом древнегреческой культуры стал революционным событием в истории мировой цивилизации. Этот переворот состоял в глубоком переосмыслении установок, приоритетов и ценностей человека: ценностей экономических, правовых, политических, нравственных и интеллектуальных. Возникла этика высоких добродетелей – свободы, героизма, честности, гражданского достоинства и многих других. Зародилось новое сознание: впервые самой большой интеллектуальной ценностью был признан разум. Разум стал не только знаком отличия человека от животных. Он стал средоточием и инструментом достижения истинного знания и жизненной мудрости. Логика и здравый смысл заступили место темных инстинктов и верований магического сознания. Мир становился все более прозрачным, закономерным и гармоничным. Его более глубокое понимание дало и свои практические плоды. Человек нашел в разуме самый эффективный способ приспособления к окружающей среде и, больше того, ее преобразования. Переход от магического мышления к рациональному стал второй революцией в истории Homo sapiens, Человека разумного.
Примерно через две с половиной тысячи лет обнаружились космические последствия этой революции сознания. Породив науку и технику, разум обнаружил свои поистине невероятные возможности, став той силой, которая движет, по сути, весь прогресс человечества, с постоянным ускорением увеличивая его мощь.
Овладев энергией земных стихий, человек научился управлять атомной энергией, изменил лик Земли и вышел в Открытый космос. Результаты его планетарной деятельности стали геологическими по своим последствиям и придали космоэволюционному процессу не только новый, но и противоречивый, т.е. как положительный, так и отрицательный, характер. Встал вопрос о необходимости еще одной, третьей, как ее называют, ноосферной, или планетарно-гуманистической революции во имя сохранения как человека, так и среды его обитания, планеты Земля – единственно известного на сегодня места разумной жизни во Вселенной.
Жизнь человека обрела не только личный и общественный, но и космический смысл. Как высшее выражение космической эволюции он оказался ответственным за успех или неуспех, за прогресс или крах всего предшествующего восхождения природы от космических туманностей к солнечным системам, далее к органической, животной и, наконец, разумной жизни. Как посланцы и вестники этого бесконечного восходящего процесса развития мы стоим на его вершине и, кажется, вся Природа, живая жизнь планеты и сам космос смотрят на нас с тревогой и надеждой. Оправдать эти надежды – высшая честь и миссия человека.
Теперь нам остается ответить на вопросы: какова общая причина возникновения гуманизма? какова его цель?
На первый вопрос можно ответить только в самой общей форме, потому что гуманизм связан с рождением самого человека, а человек – это естественный продукт эволюции природы, которая не ставит перед собой никаких заведомых целей, поскольку не обладает разумом и сознанием. Сам процесс эволюции, хотя и стихиен, развивается закономерно: от простого к сложному, от низшего к высшему, от менее организованных систем к более организованным.
Другим, после стихийности, качеством мировой эволюции является ее творческий характер. Пусть она не действует по плану, однако творит новые реальности, новые вещи и процессы, не сводимые к уже имеющимся. Творчество как мировой процесс имеет кумулятивный, то есть накопительный эффект. Поскольку все последующие творения эволюции природы более совершенны, чем предшествующие, то человек как вершина эволюции обладает высшей степенью выраженности ее многих основополагающих свойств, в частности, творческой активности, которая достигает у человека степени саморазвития, способности созидать, совершенствовать самого себя, общественные отношения и свое отношение к природе.
Третья особенность эволюции состоит в том, что это открытый и направленный в бесконечность процесс.
Четвертой ее чертой является не абсолютная гарантия существования конкретных творений природы. Иначе говоря, во вселенной происходят как акты творения, так и уничтожения, прекращения существования. Так, в ходе эволюции животного мира вымерло более 99,9% видов растений и животных, т.е. несоизмеримо больше, чем их существует сегодня.
Как сказанное относится к гуманизму и причинам его возникновения? Указанные черты эволюции находят свое отражение в гуманистическом мировоззрении.
Во-первых, оно возникло естественно и вместе с тем не случайно, а на основе психофизиологии человека как высокоорганизованной материи-энергии, обладающей способностью к мышлению.
Во-вторых, гуманизм – это творческое мировоззрение свободного человека, и это роднит его с творческим характером мировой эволюции.
В-третьих, мировоззрение гуманизма отличается своей открытостью, постоянным изменением и развитием, обращенностью как к бесконечности внутреннего мира человека, так и к бесконечности мировых реальностей.
Наконец, в-четвертых, гуманизм не претендует на абсолютную истинность и завершенность. Он допускает, что может заключать в себе ошибочные идеи или утверждения, и вместе с тем он допускает, что его истины могут иметь вероятностный, ограниченный временем или обстоятельствами характер, то есть они не обязательно абсолютны и вечны. Такое допущение позволяет гуманизму видеть и учитывать свои заблуждения, исправлять их, совершенствоваться и не превращаться в догму.
Таким образом, естественные причины возникновения гуманизма позволили ему перенять у самой природы ее главные черты, – открытость, способность к развитию и творчеству.
Это происхождение гуманизма из естества человека и природы определяет ответ и на вопрос о цели гуманизма. Природа не стремится к какой-то заранее поставленной себе цели. Она развивается свободно и творчески. То же самое относится и к гуманизму. Он не ставит перед человеком никакой окончательной цели. Как свободное и открытое миру воззрение гуманизм не «программирует» человека, а помогает ему жить творческой и свободной жизнью.
Цель гуманизма – не окончательный результат, не финиш, а постоянное достижение, путь и процесс, метод, с помощью которого человек может проживать свою жизнь наиболее плодотворно и счастливо.
Никакое другое мировоззрение не отстоит так далеко от желания дать человеку набор рецептов «вечного спасения» или «вечного счастья», как гуманизм. Целью гуманизма является научить человека быть на уровне своих возможностей, помочь ему наилучшим образом адаптироваться к среде обитания, научить человека партнерству, плодотворному и взаимоприемлемому сотрудничеству с миром природы, с обществом, с себе подобными и самим собой.