Проблема познания дошкольниками воспитателя и отношения к нему

Результативность педагогического труда обусловлена не только умением понять ребенка, но и тем, как дети отражают, интерпретируют облик воспитателя, его поведение, как относятся к нему.

Проблеме изучения отношения ребенка к личности воспитателя посвящен целый ряд психологических и педагогических исследований.

А.Г. Рузская выявила виды отношений детей к воспитателю:

§ приязненное и неприязненное;

§ доверчивое и недоверчивое;

§ заинтересованное и равнодушное;

§ спокойное и неспокойное [4].

Е.А. Панько выделила показатели отношения дошкольников к личности воспитателя:

§ содержание и частота обращений к нему;

§ форма общения;

§ характер ответных реакций на его воздействия;

§ доминирующий тип поведения ребенка в присутствии воспитателя [2].

Интересен материал, собранный Е.А. Панько в ходе изучения мотивировок отношения ребенка к воспитателю. Она исследовала функции и качества педагога, которые дошкольник познает и оказывается способным оценить. Условно Е.А. Панько выделила следующие группы мотивировок отношения детей к воспитателю:

§ мотивы не осознаются (дети не объясняют свое отношение к педагогу либо отвечают «Потому») - 6,7 %;

§ общая недифференцированная оценка (обоснование: «Она хорошая», «Потому что люблю») – 22,7 %;

§ оценка внешнего вида воспитателя – 11,3 %;

§ оценка по признаку личного отношения воспитателя к ребенку («Потому что целует», «Потому что значок дала», «Потому что не наказывает») – 14,3 %;

§ оценка информированности воспитателя, его знаний и умений – 7 %;

§ оценка деятельности, организованной воспитателем («Потому что играет», «Лук сажаем», «Учит рисовать») – 19 %;

§ оценка внимания воспитателя ко всем детям с позиции утилитарного проявления («Она нас кормит») – 5 %;

§ оценка нравственных качеств личности педагога – 9,3 %;

§ оценка воспитателя за доверие к детям и воспитание в них самостоятельности («Дает дежурить») – 4,7 % [2].

Таким образом, в исследовании Е.А. Панько было установлено, что дети среднего дошкольного возраста в целом дают общую недифференцированную оценку воспитателя, немаловажную роль для них играет внешний вид педагога. В старшем дошкольном возрасте оценка нередко проводится по признаку личного отношения воспитателя к ребенку, появляются оценки, основанные на информированности педагога, на присущих взрослому знаниях и умениях. В этот же возрастной период ребенок начинает выделять и оценивать нравственные качества воспитателя. В целом с возрастом у детей увеличивается степень осознанности их отношения к педагогу.

Отношение ребенка к воспитателю определяется множеством факторов. Е.А. Панько исследовала взаимосвязь статуса, положения ребенка в группе сверстников и мотивов его отношения к воспитателю. Оказалось, что у популярных детей уровень осознанности мотивов к воспитателю выше, чем у непопулярных; разнообразнее содержание мотивов, различен вес каждого отдельного мотива: популярные дети чаще, чем непопулярные, указывали 4, 5, 6, 8-ю группы мотивов, а непопулярные – 1, 2, 7, 9-ю группы.

Отношение дошкольников к личности воспитателя зависит также от стиля руководства детской группой. В многочисленных исследованиях было доказано, что положительное отношение детей к воспитателю особенно часто наблюдается при демократическом стиле руководства.

Следующий важный фактор, влияющий на отношение детей к личности педагога и его воспитательным воздействиям, - это эмоциональное отношение воспитателя к воспитанникам. В исследовании С.Е. Кулачковской было выделено три типа эмоционального отношения воспитателя к детям: поощряющее отношение, при котором у детей возникают переживания, созвучные переживаниям взрослого, они становятся особенно чувствительными к положительной оценке и сами побуждают педагога проявлять к себе эмоциональное отношение; формально-требовательное отношение, при котором дети отрицательно реагируют не только на педагога, но и на детский сад в целом; непоследовательный тип отношения, при котором значимость оценок воспитателя для детей резко снижается, они избегают прямых контактов со взрослым, не проявляют инициативы и активности в общении с ним. Таким образом, эмоциональное отношение педагога к ребенку определяет характер эмоциональных переживаний воспитанников. Направленность переживаний на оценку воспитателя формируется лишь в результате эмоциональных контактов, при которых ребенок чувствует себя объектом внимания и уважения со стороны взрослого, при этом существенуную роль здесь играет выразительная, экспрессивная сторона этих отношений, способствующая адекватному восприятию педагогических воздействий [5].

В то же время на протяжении всего дошкольного возраста взрослый со всеми своими особенностями, в том числе и индивидуально-психологическими чертами, является образцом для ребенка. Причем дошкольник принимает воспитателя за нравственный образец независимо от его (воспитателя) эмоциональной привлекательности. В исследовании А.Б. Николаевой [3] были выявлены три основные характеристики ролевого стереотипа воспитателя в глазах дошкольника: смещение существенного и малозначимого в поведении взрослого и принятие всех его характеристик, то есть эффект «ореола роли», эффект «ореола непогрешимости», эффект «сверхконтроля». В ходе использования приема ролевого замещения ребенком временно отсутствующего воспитателя было выявлено, что многие реальные атрибуты деятельности педагога выступают как подчеркнутые, усиленные, бессознательно утрированные. Кроме того, дети улавливают различия в индивидуальных стилях воспитателей и, замещая педагогов, воспроизводят присущие им индивидуальные различия, причем недооценивая позитивные проявления взрослого и переоценивая негативные. Таким образом, в исследовании А.Б. Николаевой было выявлено, что ролевые особенности воспитателя в известом смысле идеализируются детьми (тот, кто воспитывает, - образец для подражания), а индивидуальное своеобразие через детское восприятие подвергается негативным преобразованиям (данный конкретный воспитатель «хуже», чем есть).

В заключение можно выделить следующие основные особенности отношения дошкольников к личности воспитателя:

§ от оценки внешних качеств дошкольники переходят к оценке деятельности воспитателя, а затем к оценке его нравственных качеств;

§ отношение детей к воспитателю взаимосвязано с отношением к ним педагога, хотя в основном для дошкольников характерна положительная оценка личности педагога;

§ с возрастом растет осознание детьми своего отношения к воспитателю;

§ ролевой стереотип воспитателя в глазах детей характеризуется «ореолом роли», «ореолом непогрешимости», «ореолом сверхконтроля».

Наши рекомендации