Проблема субъекта и объекта познания. Интерпретации субъект-объектного отношения в основных программах классической гносеологии

субъект познания – тот, кто познает, то есть человек, как носитель сознания и познавательных способностей (чувственности, рассудка, интуиции и др.). Объект познания - то, что познается, фрагмент реальности, на который направлена познавательная деятельность субъекта.

Проблема субекта и объкта - «человеческое разумение», его основы, структура, возможности и границы. При этом знание субъекта о том, что происходит в его сознании, рассматривается как наиболее надежное и неоспоримое.Гносеологические программы:

Наивно-реалистическая программа. В рамках этой программы познающий отождествляется с отдельным человеческим индивидом, который рассматривается как природное существо, органично вписанное в окружающий мир, а потому изначальное родственное ему. (Т. Гоббс, Ж. Ламетри).

Программа идеалистического эмпиризма. Субъект рассматривается как носитель разнообразных форм чувственного опыта, при этом утверждается, что в процессе познания познающий имеет дело не с объектом как таковым а исключительно с совокупностью чувственных впечатлений, которые оказываются единственной доступной человеку реальностью. (Дж. С. Милль, Э. Мах)

Программа трансцендентальной гносеологии. Данная программа, опирается на предпосылку, что несмотря на различия между конкретными людьми в сознании каждого человека можно обнаружить некие универсальные, инвариантные познавательные структуры, гарантирующие единообразие познания в контексте различных культур и эпох. Социокультурная программа. Центральным положением программы является тезис о социально-исторической природе познающего субъекта. В идеалистической версии Г. Гегеля познание представляет собой надындивидуальный процесс, субъектом (и объектом) которого выступает «мировой разум» («абсолютная идея»), постигающий самое себя посредством исторически сменяющихся форм человеческой культуры.

Фундаментализм и нормативизм. Другая отличительная особенность классической гносеологии – фундаментализм - в самом общем плане представляет собой убеждение, что знание должно строиться на незыблемых и абсолютно надежных основаниях. Такого рода убеждение можно выявить уже в античности у Платона, Аристотеля и даже первых ученых-теоретиков Фалеса и Пифагора.

35.Класическая концепция истины и её альтернативы.

Одной из центральных проблем теории познания является проблема истины. Целью процесса познания является познание истины, то есть получение истинных знаний о мире. В истории философии существуют различные образные подходы к определению истины. В античности, например, в учениях Сократа, Платона, Аристотеля истинным зпанием считалось знание общих понятий, то есть умение видеть разнообразными проявлениями реальности их общий фундамент изначальное единство (идея у Платона, форма у Аристотеля) в работах Платона и Аристотеля сформулирована классических концепция истины как соответствия наших знаний реальное. В средневековой христианской философии истину ВЯ дели в Боге, в его Откровении. Постижение Бога было возможно также только в результате мистического экстаза, интуиции. Новое время в качестве истинного знания рассматривали данные, содержащиеся в чувствах. В марксистской философии основными характеристиками. истины являются:1.объективность:истина не зависит от индивидуальных предпочтений человека;2.процессуальность:Г. Гегель подметил, что истина - это не результат, а процесс, как и познание есть не результат, а бесконечный процесс;3.диалектичность:истина есть единство относительной и абсолютной истин;4.конкретность:не бывает абстрактных истин;5.социальность и историчность:не бывает вечных истин; в каждую историческую эпоху господствуют свои истины;практика выступает важнейшим критерием истины. В современной философии можно выделить следующие подходы к истине: 1. Классическая (традиционная, соответствия) концепция истины как соответствия знаний действительности была впервые сформулирована в античной философии Платоном и Аристотелем. 2. Когерентная концепция истины. Под когерентностью понимают сцепление и непротиворечивость суждений. 3. Прагматическая концепция истины как полезности. С точки зрения прагматизма, человеческие знания напрямую не зависят от практической деятельности и влияют на последующие действия, дают им направления, указывают средства, ведущие достижению намеченной цели. 4. Марксистская концепция истины, появившаяся в средине XIX века, не отменяет, а углубляет классическую историю истины. 5. Онтологическая концепция истины была предложенная немецким философом XX века Мартином Хайдеггером. С его точки зрения, истина находится не в суждениях, а в самом бытии. 6. Экзистенциальная концепция истины. Иногда данный подход называют психологической интерпретацией истины. 7. Плюралистическая концепция, сторонниками которой выступают Ф. Ницше и философия постмодернизма, полагает, что абсолютной истины не существует, истина относительна.

.

.

Наши рекомендации